Конфеты в пакетик, яйца в корзинку или сегментация целевой аудитории ювелирного магазина
Раздел: Повышение квалификации
31 марта 2013 г.
Каждый ребенок в детстве с нетерпением ждет пасху. Это один из немногих дней в году (не считая Нового года), когда детвора просыпается раньше родителей, берет с вечера заготовленные корзинки или пакеты и устремляется на поиски сладостей.
Все дети объединены единой целью – собрать как можно больше конфет и яиц, а потом на неделю уйти на шоколодно-яичную диету. Но можно заметить принципиальную разницу между ними: некоторые складывают «добычу» в общий пакет, после чего еще целый день распределяют отдельно яйца (родителям), обычные конфеты (сестре/брату) и шоколадные конфеты (себе любимым, заслужили). А есть дети, которые в корзинку кладут сразу несколько пакетов и распределяют сладости сразу по ячейками. Что дает такой подход? Он дает не только колоссальную экономию времени, но и четкое понимание на всем протяжении «походов», сколько конфет и яиц в каждом пакете.
Какая связь между яйцами и ювелирным магазином, спросите Вы? Все очень просто, большинство руководителей ювелирных компаний не уделяют должного внимания к сегментации целевой аудитории. Я часто слышу «к нам приходят и подростки и состоятельные люди, мы рады всем». Оно и понятно, но мы же помним «пасхальные» последствия от нежелания рационализировать процесс.
Основная проблема состоит в том, что, не разделив целевую аудиторию на сегменты, вам приходится разрабатывать общую рекламную кампанию. Как вы считаете, потребности у студента и бизнесмена будут одинаковыми? Очень вряд ли. Именно поэтому мы «выжигаем» нашу клиентскую базу общими нецелевыми сообщениями.
Это касается и процесса обслуживания клиентов. Если разрабатывать линейный подход к презентации, отработке возражений для всех клиентов – эффективность закрытия продаж будет гораздо ниже и все по тем же причинам.
На первый взгляд, процесс сегментирования может показаться простым, но именно за простатой кроется та самая эффективность. Поэтому предлагаю рассмотреть возможные варианты сегментирования целевой аудитории в ювелирном магазине. Для начала необходимо ограничить всю целевую аудиторию:
Географическое сегментирование. Откуда в ваш магазин могут приезжать люди? Если вы работаете в небольшом городе, то скорее всего к вам могут приехать со всего города и даже с ближайших пригородов. Четко обозначьте конкретные населенные пункты, это необходимо для дальнейшей работы с продвижением. Если же вы из крупного города, возможно, с противоположной его стороны к вам не поедут (если только вы даете действительно ценное уникальное торговое предложение), поэтому четко ограничьте районы, с которых скорее всего к вам будут стекаться посетители.
Возрастное сегментирование. Украшения носят все: и дети и пожилые люди, но это не значит, что мы должны создавать рекламную кампанию для детей! Проведите анализ вашей текущей клиентской базы и выделите возрастной диапазон покупателей. Например, 20 – 45 лет. Если из 5000 клиентов вам попалась всего лишь одна анкета пятнадцатилетнего покупателя – не ставьте «16» в качестве нижнего показателя, будьте объективны.
Гендерное сегментирование. Еще раз обратитесь к клиентской базе. Посчитайте общее соотношение мужчин к женщинам.
Материальное сегментирование. Скорее всего, в вашем магазине есть бюджетные украшения, до 1 000 рублей и в тоже время эксклюзивные гарнитуры то 100 000 рублей. Вам необходимо посчитать средний низкий порог и усреднено верхний порог (прошу не брать в расчет, что на заказ вы можете привезти и украшения дороже миллиона). Также посчитайте средний чек покупателей. Для этого сложите все покупки, например, за месяц и разделите их на количество чеков. На основе этих показателей вы сможете понять ориентировочный социальные статус ваших покупателей.
Выполнив базовую сегментацию, вы выделили всю целевую аудиторию компании. Но этой информации не достаточно, чтобы удовлетворить потребность каждого клиента. Для эффективной работы с клиентами, необходимо разбить их на отдельные группы (сегменты), и вот как я предлагаю это сделать:
Выбор основного параметра сегментирования. Для того, чтобы разделить всю целевую аудиторию на сегменты, необходимо выбрать четкие параметры отбора. Это может быть: географическое расположение, материальное положение, возраст и так далее. В большинстве случаев я рекомендую брать за основу именно материальное положение.
Количество сегментов и «кодовые имена». Определите, на сколько целевых групп вы можете разбить всех клиентов. Например, если вы взяли за основу материально положение, то можете выделить покупателей украшений до 3 000 рублей (серебряная «массовка», золотая фианитовая группа, подвески без драгоценных камней). Второй группой могут стать покупатели украшений от 3 000 до 15 000 рублей (изделия с полудрагоценными камнями, браслеты, эксклюзивные серебряные изделия, столовые принадлежности). И наконец третья группа от 15 000 рублей до 100 000 рублей (изделия с драгоценными металлами, часы). Дайте каждой группе название, например: «эконом», «стандарт», «VIP». Эти наименования исключительно для вас и вашей команды, клиенты знать их не должны.
Добавление общих параметров. Когда вы разделили несколько конкретных групп, добавьте к каждой остальные общие параметры. Определите географическое расположение, возраст, пол, материальное положение и так далее для каждого сегмента «экономии», «стандарт», «VIP». Обязательно пропишите это к каждому сегменту, не оставляйте в голове.
Определение потребностей. Пожалуй, самый главный этап сегментирования – определение истинных потребностей каждой целевой группы. Для этого соберите всех консультантов магазина на мозговой штурм, на доске напишите три сегмента, дайте характеристику каждому и совместными усилиями подписывайте, что именно желает тот или иной тип клиентов (понижение цены, гарантия качества, высокое значение эксклюзивности украшений и т.д.). После мозгового штурма попробуйте объединить все высказанные предложения по смысловым группам. У нас останется по несколько потребностей к каждому сегменту.
После проведенной работы, обобщите информацию и распечатайте ее для ваших консультантов и маркетолога. Уже такое распределение существенно добавить понимания как привлекать конкретный сегмент, опираясь на их основные потребности и как обслуживать каждый тип клиентов.
В бесплатной обучающей рассылке информационного проекта «Ювелирный альманах» мы более детально рассмотрим процесс привлечения и консультирования клиентов в разрезе каждого из сегментов.
- Делайте бизнес ярко!
Артур Салякаев, бизнес-консультант по развитию ювелирного бизнеса.
Вы можете еще больше узнать о том, как увеличить продажи на всероссийском информационного проекте для ювелирного бизнес-сообщества «Ювелирный Альманах», перейдя по ссылке http://jalmanah.ru/