При анализе тенденций этого года мы учитывали ситуацию на трех рынках, которые обычно характеризуют итальянские ювелирные изделия: внутренний рынок, оффшорный рынок (покупатели не из Евросоюза, приобретающие беспошлинные ювелирные изделия в Италии) и зарубежный рынок. Мы провели общие статистические сравнения по ювелирным изделиям на основе данных и информации, поступающих от Damiani, одной из самых выдающихся итальянских ювелирных компаний, для того, чтобы привести конкретный пример сложившей на данный момент ситуации.
Первой составляющей итальянского ювелирного тренда является сокращение внутреннего рынка. Спад итальянской экономики больно ударил по товарам класса «люкс» и по дорогостоящим ювелирным изделиям, в частности. Люди в Италии начали снова покупать ювелирные изделия после стойкого падения спроса в 2009-2010 году, но общий негативный экономический климат заставляет их совершать умеренные покупки. В трудные времена ювелирным изделиям также бросают вызов альтернативные и более благоразумные предложения из категории роскоши, например, санаторное лечение и поездки на курорты в отпуск.
В своем финансовом отчете Damiani подтвердила, что тренд для внутреннего рынка является отрицательным (-13,9%), в частности, из-за падения оптово-розничных продаж. Застой экономики и недавнее решение итальянского правительства о запрете оплаты наличностью покупок свыше €1 000, как считают, является главной причиной такой ситуации.
Ювелиры принимают контрмеры, расширяя свои предложения с точки зрения цены и материала. Damiani, к примеру, недавно запустила коллекцию ювелирных изделий из серебра с бриллиантами «Damianissima 925» (обычно от 0,03 до 0,07 каратов) и «D.Icon», состоящую из керамики, золота и бриллиантов, которые положительно встречены покупателями.
Недавние исследования показали, что оффшорный туризм играет важную роль на европейском рынке предметов роскоши. В начале этого месяца агентство Rough & Polished задало вопрос аналитикам компании Bain & Co об этом новом тренде и получило подтверждение, что значительная часть продаж в Европе и Америке приходится на долю туристов, в частности, из России и стран Азии. Это, в частности, относится к бриллиантам и дорогостоящим ювелирным изделиям. Одним из самых важных критериев при покупке предметов класса «люкс» является гарантия подлинности товара, и многие туристы считают, что подлинность легче получить на традиционных рынках.
Финансовый отчет компании Damiani, похоже, подтверждает этот тренд для первого полугодия 2012-2013 года: бутики и магазины розничной продажи, в основном сосредоточенные в туристических городах, показывают позитивные результаты, тем самым смягчая общую негативную тенденцию на внутреннем рынке. Филиппо Гози (Filippo Gosi), директор розничного магазина Damiani во Флоренции, подтвердил нам важное значение иностранных туристов для итальянского рынка. В частности, русские туристы представляют самый важный сегмент на этой сфере в немалой степени благодаря тому, что все европейские рынки уделяют большое внимание стилю и дизайну.
Третьей составляющей является крупное расширение зарубежных рынков в Восточной Азии. Altagamma сообщила, что продажа предметов роскоши в Азии выросла на 17%, что позволило всем дорогостоящим ювелирным брендам обосноваться в крупных китайских городах, а также в других столицах быстроразвивающихся стран в регионе. В период 2011 и 2012 годов, экспорт итальянских ювелирных изделий в Китай вырос до 28%, что поражает воображение.
Г-н Гози подтвердил, что Damiani постоянно обращает взор на Восток, открывая новые фирменные магазины в Сингапуре и Нью-Дели. Новый бутик был открыт в Чэнду, Китай, в дополнение к бутикам, открытым в Гонконге, Макао и Нинбо. Компания также планирует продвинуться дальше вглубь материкового Китая, хотя возможности такого продвижения необходимо досконально изучить. В августе компания Damiani открыла торговый офис в Шанхае, который будет отвечать за импорт и распределение продукции в Китае. Г-н Гози также подтвердил, что Россия является одним из самых устойчивых рынков для бренда Damiani и что Япония, хотя там и отмечается спад продаж, остается важной для маркетинга некоторых коллекций, таких как «Belle Epoque».
Экономические тренды, характерные для 2012 года, вряд ли повернут вспять в 2013 году. Согласно прогнозам Итальянского центрального банка (Italian Central Bank), национальная экономика в следующем году сократится на 0,7 % после того, как упала на 2,4 % в 2012 году. Затянувшийся спад, вероятно, определит дальнейшее сокращение внутреннего рынка предметов роскоши. Это не обязательно означает продолжение падения объемов продаж ювелирных изделий, потому что бизнес уже адаптирует свои предложения к предпочтениям покупателей с точки зрения стиля и цены.
Хотя ожидается, что темпы роста экспорта ювелирных изделий в азиатские страны будут выражены двузначными цифрами, они, вероятно, замедлятся после большого бума, наблюдавшегося в последние несколько лет. Это означает, что, хотя все еще будет много возможностей для инвестиций в Китай, итальянские ювелирные бренды должны будут совершенствовать свою стратегию проникновения в этом регионе. Открытия бутика в так называемых городах первого уровня (Пекин, Шанхай и другие крупные центры) недостаточно для использования всего потенциала китайского рынка. В своем последнем отчете по бриллиантам компания Bain & Co предположила, что именно в менее крупных, быстроразвивающихся городах второго уровня и особенно третьего уровня в будущем появятся наилучшие возможности для продаж.
«Мы ведем наш корабль через опасные воды, - сказал нам один ювелир, когда его спросили о том, что он ожидает от предстоящего года. – Мы знаем, что впереди нас ждут опасности, поэтому мы плывем наугад и хватаемся за все возможности, чтобы вывести наш корабль из шторма». Невозможно лучше подытожить текущую ситуацию в итальянской ювелирной отрасли.