ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ. Те минералы, что попадают под это понятие, встречаются в Украине только в двух местах: в окрестностях городка Володарск-Волынский в Житомирской области и в Ровенской области.
ЯНТАРЬ: ЗОЛОТО ПОЛЕСЬЯ
До развала СССР в массовом сознании этот минерал намертво ассоциировался с Балтийским морем. В советские времена там работал комбинат на базе самого большого в мире Калининградского месторождения. Этот комбинат заполонил страну миллионами изделий. И в той ситуации факт, что геологи нашли проявления янтаря на Ровенщине, никого не интересовал. Так что история украинского янтаря начинается с независимостью страны.
«Запасы этого минерала находятся в основном в Ровенской и понемногу в Житомирской и Волынской областях. Разведанных месторождений сейчас три — Клесовское, Вильне и Владимирец Восточный. Пока что государственным предприятием с1993 г. разрабатывался только участок на Клесовском. Ежегодно там добывали по 2—3 т янтаря. К2009 г. запасы исчерпались, и вскоре начнется добыча на новом месте. Кроме того, частное предприятие будет добывать янтарь на Владимирце Восточном, — рассказывает начальник отдела экспертизы драгоценных камней Государственного геммологического центра Украины, член Всемирного Совета по янтарю Елена Беличенко. — Так что ситуация с украинским янтарем выглядит оптимистично. Тем более что ювелирное качество нашего камня идентично прибалтийскому и он может конкурировать с ним». По словам эксперта, официально добытый украинский янтарь полностью перерабатывается нашими же же ювелирами. Как и отвалы в Володарске-Волынском, ровенские месторождения стали источником нелегального дохода для жителей, лишившихся за годы независимости средств к существованию.
«Но в Володарске-Волынском худо-бедно возрождается промышленность. Кроме того, там есть гранитные карьеры, где можно найти работу. Да и сами отвалы перерыли основательно. Поэтому там старательский промысел затихает. А на Ровенщине, где добывают янтарь, экономическая ситуация очень плохая, — говорит Вера Сурова. — Но людям нужно выживать. Вот они и наловчились: размывают струей воды толщу пород, содержащих янтарь, а потом вылавливают его из воды сачком. Ведь минерал этот довольно легкий и не сразу оседает на дно. Раскопы старателей выглядят страшно. Представьте себе местность, которую как будто подвергли ковровому бомбометанию. Леса не осталось, вокруг глубокие ямы. Если в такую угодишь, то выбраться сложно, так как края сыпучие. Пока не будет рабочих мест или не узаконят старательскую деятельность, это варварство будет продолжаться».
КВАРЦ, ТОПАЗЫ И БЕРИЛЛЫ: ОСТАТКИ РОСКОШИ
«Кроме житомирских минералов группы кварца, топазов и бериллов, все остальные драгоценные камни у нас находят или в виде проявлений (этим термином геологи обозначают находку какого-то минерала или породы, пригодность которого к добыче с точки зрения экономики, технологий, экологии требует дополнительного изучения) или дальше слухов вообще дело не идет. Упоминания о многих точках, описанных еще в 1960-е годы, так и кочуют без изменений от одного автора к другому, — рассказывает ведущий специалист отдела экспертизы полудрагоценных и декоративных камней Государственного геммологического центра Украины Вера Сурова. — Например, так обстоит дело с корундом (этот тот минерал, окрашенные и прозрачные разновидности которого называются сапфирами и рубинами). Много разговоров велось о находках корундов в Приазовье. Мои коллеги отправились туда и обнаружили на месте находки… скотомогильник! Так и осталось неясным, что там есть на самом деле. То же самое — с проявлениями этого минерала в Побужье. Там находят кристаллы размером до1 см. Но не ювелирного качества. Так что окрестности Володарск-Волынского можно считать единственным полноценным месторождением драгоценных камней в Украине».
СОКРОВИЩА В ОТВАЛАХ. Еще в 1930-х годах на Житомирщине уже извлекали, хотя и в небольших масштабах, крупные топазы и бериллы. Но настоящий расцвет в добыче самоцветов в этом регионе пришелся на 80-е годы прошлого века. Обязаны этим мы советскому военно-промышленному комплексу. Когда электроника потребовала комплектующие, основанные на пьезоэффекте (возникновение электрического поля на поверхности кристаллов при их сжатии), то по всему Союзу начались поиски месторождений кварца. В окрестностях Володарск-Волынского для этой цели изучили т. н. пегматитовые поля, то есть участки особых пород. Когда стало ясно, что запасы пьезокварца здесь промышленные, началась его добыча. Не считаясь с затратами, в гранитном массиве пробивались горные выработки. Вместе с кварцем, который служил главной целью для горняков, из недр извлекали кристаллы других минералов — топаза и берилла. Как ни дико это звучит сейчас, но до 1980-х годов эти сокровища шли в отвалы, которые со временем рекультивировали — проще говоря, засыпали грунтом и насаживали леса.
Кроме кварца, обращали еще внимание только на кристаллы-гиганты, которых из житомирских штолен извлекли немало. Так, еще в 1945 году подняли на поверхность кристалл кварца весом 10 т! Некоторые из уникальных находок до сих пор благополучно хранятся в витринах музеев, а некоторые ждала печальная судьба. Так, найденный в еще1976 г. огненный топаз весом39 кгукрали из Национального научно-природоведческого музея НАН Украины в1997 г. В те же дикие 1990-е из музеев стащили немало других драгоценных камней этого месторождения.
ЗАТОПЛЕННЫЕ ШАХТЫ. Все изменилось после развала СССР. Сформировавшийся вокруг пьезокварца в Володарск-Волынском промышленный комплекс (кроме добычи, там наладили огранку и даже появилось производство синтетических камней) за считанные годы пришел в полный упадок. Горные выработки подвергли мокрой консервации, проще говоря — затопили. В печальной славы 1990-е, когда работы не было, отвалы месторождения стали источников дохода для местных жителей. Их тогда буквально пересеяли. Даже сейчас кое-что можно найти. Но времена, когда за день разживались несколькими килограммами топазов ювелирного качества или находили хороший берилл, уже прошли. Выработки два раза осушали, чтобы наладить кратковременную добычу — уже не пьезокварца, а ювелирного сырья. Но сейчас шахты и штольни снова затоплены.
«Бериллы из Володарск-Волынского очень похожи на знаменитые бразильские — по форме цвету и т. д. — и ценятся в мире. Ведь месторождение хорошо распиарили в последние десятилетия СССР, и о нем проведали знающие люди не только в Союзе. Топазы тоже схожи с бразильскими, из знаменитого своими минералогическими богатствами штата Минас Жерайс, — продолжает рассказ Вера Сурова. — Но сейчас, кроме отдельных кристаллов в музеях, этих драгоценных камней не осталось. Ведь месторождение не разрабатывается, а то, что изредка находят любители на поверхности, — это мизер. Увы, сейчас непонятно, есть ли экономический смысл возобновления работ на Володарск-Волынском месторождении. Более того, никто внятно сказать не может, насколько исчерпаны запасы, что и где еще есть под землей. А значит, на промышленной добыче украинских драгоценных камней на долгие годы поставлен крест».
В этой связи стоит упомянуть, что в подобных местах во всем мире достаточно успешно развивают так называемый геологический туризм. Например, в США (там особенно популярен подобный вид отдыха) на одном из месторождений аметиста трактором разворачивают кору выветривания (то есть верхний, разрушенный слой кристаллического массива), и любители за небольшую плату часами ковыряются среди вывороченных глыб. Что кто нашел — это его. В России, на знаменитом Малышевском месторождении хризобериллов и изумрудов, тоже организовали геологический маршрут. Начинается он с музея, а потом посетителей привозят собственно на месторождение. Даже если вы найдете кондиционный изумруд, то вам оформят бумагу, легализирующую находку. Этот маршрут пользуется популярностью у западных туристов. Думается, многие из них приехали бы и в Володарск-Волынский. Увы, старательская деятельность у нас вне закона. Получается, что и затурканный безденежьем житель полесского села, моющий янтарь, и курортник, поднимающий цветную гальку на судакском пляже, совершают наказуемый поступок.
АЛМАЗЫ: НУЖНО ПРОДОЛЖАТЬ ПОИСКИ
Под конец 2005 года газеты запестрели заголовками: «Новогодний подарок геологов Президенту и стране — открыто месторождение алмазов». На самом деле тогда неподалеку от Кировограда из скважины извлекли образец породы, содержавший несколько алмазов. Вот и поднялся шум. Правда, потом забыли отрапортовать, что сколько ни бурили — больше ничего не нашли. «А ведь одного образца мало, дабы говорить о месторождении. Но шанс заполучить собственные алмазы у Украины все-таки есть, — рассказывает Владимир Михайлов. — Находки отдельных кристаллов в речных наносах исчисляются сотнями. А строение земной коры на Кировоградщине и в Приазовье сходно с регионами, где есть знаменитые месторождения. Например, с Южной Африкой. Так, в Приазовье давно известны трубки взрыва — структуры, в которых формируются алмазы. Увы, все они пока пустые».
Надо же - Кировоград!!! Мой город )) Там, кстати, еще и золото находили... но добывать не стали из-за неимения технологий и нефинансирования....