Гарри Леви: Синтетические алмазы природным не угроза

Раздел: Драгоценные камни
22 ноября 2012 г.

Ши­ра Ами
Пре­зи­дент Лон­дон­ской ал­маз­ной бир­жи Гар­ри Ле­ви на кон­фе­рен­ции CIBJO

Еще не по­до­зре­вая, что син­те­ти­че­ские ал­ма­зы вско­ре ста­нут те­мой но­мер один всех от­рас­ле­вых но­во­стей, пре­зи­дент Лон­дон­ской ал­маз­ной бир­жи (London Diamond Bourse) Гар­ри Ле­ви (Harry Levy) во вре­мя кон­фе­рен­ции Меж­ду­на­род­ной кон­фе­де­ра­ции юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти (CIBJO – Confédération Internationale de la Bijouterie, Joaillerie et Orfèvrerie) дал на­ше­му жур­на­лу ин­тер­вью, по­свя­тив зна­чи­тель­ную его часть по­пыт­ке смяг­чить рез­ко от­ри­ца­тель­ное от­но­ше­ние от­рас­ли к тор­гов­ле син­те­ти­че­ски­ми ал­ма­за­ми. Речь, без­услов­но, шла ис­клю­чи­тель­но о ле­галь­ной тор­гов­ле кам­ня­ми ис­кус­ствен­но­го про­ис­хож­де­ния, пол­но­стью со­от­вет­ству­ю­щей всем стро­гим пра­ви­лам ин­фор­ми­ро­ва­ния по­ку­па­те­лей.

Из Ма­ш­хада в Лон­дон че­рез Ин­дию и Па­ле­сти­ну – путь не­близ­кий. В свое вре­мя его про­де­ла­ли пред­ки Гар­ри Ле­ви – ди­на­стия тор­гов­цев пер­сид­ски­ми ков­ра­ми с мно­го­ве­ко­вой ис­то­ри­ей. Ны­неш­ний пре­зи­дент Лон­дон­ской ал­маз­ной бир­жи ро­дом из этой ди­на­стии. Гар­ри Ле­ви дав­ным-дав­но уже не ре­бе­нок, но в его гла­зах по-преж­не­му ино­гда за­жи­га­ют­ся ка­кие-то ка­приз­ные огонь­ки, а в те­ле его все так­же бур­лит мо­ло­дая кро­вь: на про­хо­див­шей в Ита­лии кон­фе­рен­ции CIBJO не бы­ло че­ло­ве­ка бо­лее жи­во­го и энер­гич­но­го, чем он.

Исто­рия 73-лет­не­го Гар­ри Ле­ви на­ча­лась за­дол­го до его рож­де­ния. Его пред­ки жи­ли в пер­сид­ском Ма­ш­хаде – свя­том для му­суль­ман-ши­и­тов го­ро­де на се­ве­ро-во­сто­ке Ира­на, на гра­ни­це с Бу­ха­рой. В те да­ле­кие вре­ме­на му­суль­ма­не взбун­то­ва­лись про­тив про­жи­вав­ших в го­ро­де ев­ре­ев. Кле­ве­та на ев­ре­ев, как рас­ска­зал нам Гар­ри Ле­ви, пе­ре­да­ва­лась из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. Мест­ный имам ска­зал ев­ре­ям, что он не в си­лах им по­мочь, ес­ли толь­ко они не при­мут ис­лам. Од­ни уеха­ли, дру­гие при­ня­ли ис­лам и ста­ли жить как му­суль­ма­не. Ма­ш­хад­ские мар­ра­ны тай­но ис­по­ве­до­ва­ли иуда­изм в те­че­ние 120 лет. Они не­за­мет­но де­ла­ли об­ре­за­ние сво­им сы­но­вьям, со­вер­ша­ли омо­ве­ние в ми­кве, ко­шер­но за­би­ва­ли скот. На лю­дях они ча­сто по­се­ща­ли ме­четь, да­же со­вер­ша­ли па­лом­ни­че­ства в Мек­ку – че­рез Ие­ру­са­лим, ко­неч­но. Что­бы не сме­ши­вать­ся с му­суль­ма­на­ми, о бу­ду­щих бра­ках сво­их де­тей до­го­ва­ри­ва­лись еще до их рож­де­ния. Од­на­ж­ды пра­пра­дед Гар­ри Ле­ви услы­шал в ме­че­ти, как лю­ди у не­го за спи­ной ше­по­том го­во­ри­ли о том, что он не на­сто­я­щий му­суль­ма­нин и тай­но со­блю­да­ет иудей­ские за­по­ве­ди. При­дя до­мой, он тут же рас­по­ря­дил­ся со­би­рать ве­щи: нуж­но бы­ло сроч­но уез­жать в Па­ле­сти­ну. Шел 1922-й год. Се­мья Ле­ви по­ки­ну­ла Ма­ш­хад, взяв с со­бой толь­ко то, что мож­но бы­ло уне­сти, бро­сив свои до­ма и участ­ки зем­ли. То­гдаш­ний шах ча­сто брал ев­ре­ев на служ­бу охра­нять каз­ну, за ни­ми за­кре­пи­лась ре­пу­та­ция чест­ных тор­гов­цев. По при­бы­тии в Па­ле­сти­ну се­мья по­се­ли­лась в Бу­хар­ском квар­та­ле Ие­ру­са­ли­ма. Па­ле­сти­на в то вре­мя вхо­ди­ла в со­став Осман­ской им­пе­рии. Най­ти за­ра­бо­ток бы­ло очень труд­но. Отец се­мей­ства от­пра­вил сво­е­го 16-лет­не­го сы­на Еху­ду в Ин­дию к сво­им дво­ю­род­ным бра­тьям тор­го­вать ков­ра­ми и ме­ха­ми. Семь лет спу­стя Еху­да же­нил­ся на уро­жен­ке Ма­ш­хада Хан­не Ко­эн-Аа­ро­нов. В 1934 го­ду Еху­да и Хан­на Ле­ви пе­ре­еха­ли в Лон­дон, увле­чен­ные слу­ха­ми о про­цве­та­ю­щей там тор­гов­ле ков­ра­ми. Од­на­ко вско­ре они по­ня­ли, что не­ми­ну­е­мо раз­ра­зит­ся вой­на, и в 1939 го­ду ре­ши­ли вер­нуть­ся на­зад в Па­ле­сти­ну. При­е­хав на три ме­ся­ца, оста­лись на шесть лет и уеха­ли из-за стра­ха но­вой вой­ны – те­перь уже в Па­ле­сти­не. Сы­ну Еху­ды и Хан­ны, Гар­ри, бы­ло в то вре­мя семь лет.

От ков­ров к ал­ма­зам

Еху­да Ле­ви стал за­ни­мать­ся ал­ма­за­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и вско­ре был при­нят в чле­ны Лон­дон­ской ал­маз­ной бир­жи, ко­то­рую ос­но­ва­ли диа­ман­те­ры, бе­жав­шие из Бель­гии и Гол­лан­дии че­рез Фран­цию. Та­к­же как из­ра­иль­ская и бель­гий­ская, ал­маз­ная бир­жа в Лон­до­не на­чи­на­лась в ко­фей­не. Гар­ри Ле­ви по­лу­чил сте­пень ба­ка­лав­ра по фи­ло­со­фии и сте­пень ма­ги­стра по ма­те­ма­ти­ке, пре­по­да­вал ма­те­ма­ти­че­ские дис­ци­пли­ны в «По­ли­тех­ни­о­не» (Polytechnion). Он, од­на­ко, быст­ро по­нял, ка­кая сто­ро­на хле­ба на­ма­за­на мас­лом, и ре­шил пой­ти по сто­пам сво­е­го от­ца, т.е. за­нять­ся тор­гов­лей дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми.

В 1965 го­ду Гар­ри Ле­ви при­ня­ли в чле­ны Лон­дон­ской ал­маз­ной бир­жи, к то­му вре­ме­ни на­счи­ты­вав­шей в сво­их ря­дах уже око­ло 400 че­ло­век. Че­рез не­сколь­ко ме­ся­цев его из­бра­ли в прав­ле­ние. «Ме­ня вы­бра­ли не­смот­ря на мо­ло­дой воз­раст, по­то­му что я знал ан­глий­ский, – вспо­ми­на­ет он с улыб­кой на ли­це. – Тут же мне да­ли под­пи­сать со­гла­ше­ние о не­раз­гла­ше­нии. Ко­гда я вы­шел с пер­во­го за­се­да­ния, ме­ня ста­ли рас­спра­ши­вать: что там бы­ло? Я от­ве­чаю: во-пер­вых, я под­пи­сал со­гла­ше­ние о не­раз­гла­ше­нии. Во-вто­рых, я не по­нял ни еди­но­го сло­ва – все го­во­ри­ли на идиш...» В 90-е го­ды Гар­ри Ле­ви за­нял­ся брил­ли­ан­та­ми. У не­го есть своя фир­ма в Лон­до­не. Она тор­гу­ет брил­ли­ан­та­ми и дру­ги­ми дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми. В свое вре­мя он был пре­зи­ден­том Бри­тан­ской ас­со­ци­а­ции юве­ли­ров (BJA – British Jewelers Association), за­ни­мал так­же долж­ность пред­се­да­те­ля и за­ме­сти­те­ля пред­се­да­те­ля ко­мис­сии CIBJO по цвет­ным кам­ням. Ру­ко­во­дил и дру­ги­ми ко­мис­си­я­ми CIBJO – ла­бо­ра­тор­ной ко­мис­си­ей и ко­мис­си­ей по брил­ли­ан­там. В по­след­ней он до сих пор на по­сту за­ме­сти­те­ля пред­се­да­те­ля (сей­час ей ру­ко­во­дит ди­рек­тор-рас­по­ря­ди­тель Из­ра­иль­ской ас­со­ци­а­ции про­из­во­ди­те­лей ал­ма­зов Уди Шейн­таль).

Лон­дон­ская бир­жа

Об ал­маз­ной бир­же в Лон­до­не Гар­ри Ле­ви го­во­рит с боль­шой гор­до­стью. Ее тор­го­вый зал он счи­та­ет са­мым пе­ре­до­вым и са­мым кра­си­вым в ми­ре.

Ес­ли су­дить по крат­кой ис­то­рии Лон­дон­ской ал­маз­ной бир­жи, ее судь­ба во мно­гом схо­жа с судь­бой Из­ра­иль­ской ал­маз­ной бир­жи. ЛАБ бы­ла ос­но­ва­на в 40-е го­ды ХХ ве­ка бе­жен­ца­ми из Бель­гии. По­на­ча­лу бир­жа раз­ме­ща­лась в ко­фей­не на Гре­вилл-ст­рит (Greville Street) не­да­ле­ко от Хэт­тон-гар­ден (Hatton Garden). В пер­вый год пре­зи­ден­том бир­жи был из­бран Макс Лэк (Max Lack). Он за­ни­мал этот пост вплоть до 1982 го­да, был удо­сто­ен зва­ния по­чет­но­го пре­зи­ден­та. Бир­жа не­сколь­ко раз пе­ре­ез­жа­ла, чис­ло ее чле­нов рос­ло, до­стиг­нув пи­ка в пе­ри­од с 1960 по 1980 гг. То­гда в ря­дах чле­нов ЛАБ на­счи­ты­ва­лось 700 че­ло­век. В то вре­мя бы­ла учре­жде­на ана­ло­гич­ная ор­га­ни­за­ция – Лон­дон­ский ал­маз­ный клуб (London Diamond Club). Чле­ны клу­ба за­ни­ма­лись тор­гов­лей ал­маз­ным сы­рьем, чле­ны бир­жи – го­то­вы­ми брил­ли­ан­та­ми. В 1994 го­ду про­изо­шло объ­еди­не­ние бир­жи и клу­ба в од­ну об­щую ор­га­ни­за­цию под на­зва­ни­ем «Лон­дон­ская ал­маз­ная бир­жа и клуб». Не­дав­но на­име­но­ва­ние со­кра­ти­ли до пер­во­на­чаль­но­го – «Лон­дон­ская ал­маз­ная бир­жа».

Но­вый мир

Не­взи­рая на свои го­ды Гар­ри Ле­ви в во­про­сах ин­но­ва­ций и пе­ре­до­во­го мыш­ле­ния даст фо­ру мно­гим мо­ло­дым, пред­по­чи­та­ю­щим дер­жать­ся кон­сер­ва­тив­но­го под­хо­да, до­ми­ни­ру­ю­ще­го се­го­дня в ал­маз­ной от­рас­ли. «Во­круг нас но­вый мир, – рас­суж­да­ет Гар­ри Ле­ви, – а мы в ал­маз­ной от­рас­ли про­дол­жа­ем жить в ста­ром ми­ре да­же не­смот­ря на то, что со­вре­мен­ны внут­ри се­бя. Во­круг нас – в но­вом ми­ре – син­те­ти­че­ские брил­ли­ан­ты уже ста­ли про­дук­том, вос­тре­бо­ван­ным на рын­ке, жиз­не­спо­соб­ным. Диа­ман­те­ры-кон­сер­ва­то­ры вы­сту­па­ют про­тив это­го. Ши­ро­ко рас­про­стра­не­но мне­ние, что мы долж­ны бой­ко­ти­ро­вать как этот про­дукт, так и тех, кто име­ет с ним де­ло, что им не ме­сто на бир­же. Син­те­ти­че­ский ка­мень во всех от­но­ше­ни­ях иден­ти­чен при­род­но­му ал­ма­зу. Нам нуж­но ра­бо­тать с про­из­во­ди­те­ля­ми «син­те­ти­ки», а не от­но­сить­ся к ним как к вра­гу у во­рот.

Искус­ствен­но вы­ра­щен­ные жем­чу­жи­ны не уби­ли тор­гов­лю жем­чу­гом. До­бы­ча при­род­но­го жем­чу­га умер­ла есте­ствен­ной смер­тью из-за за­гряз­не­ния вод­ных ре­сур­сов, при­вед­ше­го к со­кра­ще­нию при­род­ных за­па­сов, а так­же по дру­гим при­чи­нам. Без куль­ти­ви­ро­ван­ных жем­чу­жин тор­гов­ля жем­чу­гом уже дав­но бы ис­чез­ла. Син­те­ти­че­ские ал­ма­зы не име­ют сво­ей це­лью за­ме­нить со­бой при­род­ные – это­го ни­ко­гда не бу­дет. Син­те­ти­че­ским ал­ма­зам точ­но так­же угро­жа­ют под­дел­ки. Син­те­ти­че­ские кам­ни ни­ко­гда не ме­ша­ли при­род­ным дра­го­цен­ным кам­ням. Под­дер­жи­вать ле­галь­ность тор­гов­ли, ин­фор­ми­ро­вать по­ку­па­те­ля, пол­но­стью со­блю­дать стро­гое раз­гра­ни­че­ние меж­ду дву­мя ти­па­ми – вот, что важ­но. Пре­крас­ный ме­тод ин­фор­ми­ро­ва­ния по­ку­па­те­ля – до­пу­ще­ние «син­те­ти­ки» к гем­мо­ло­ги­че­ской оцен­ке. Это этап, ко­то­рый нуж­но прой­ти. Борь­ба с син­те­ти­че­ски­ми ал­ма­за­ми – су­щий ана­хро­низм. По­ра ее пре­кра­тить и на­чать смот­реть в бу­ду­щее».

Ста­тья на­пи­са­на Ши­рой Ами и пер­во­на­чаль­но опуб­ли­ко­ва­на в жур­на­ле HaYahalom

[ Израильский Институт Алмазов ]

Полезное

Полезное

 
-->