Ильгиз Фазулзянов, успешный российский художник-ювелир, получил Гран-при конкурса международного ювелирного дизайна International Jewellery Design Excellence Award 2011, итоги которого были подведены на ведущей мировой ювелирной выставке в Гонконге. Подвеска Ильгиза Фазулзянова «Снегири» получила высшую оценку жюри за красоту и оригинальность дизайна, и из 109 ювелиров, представлявших 21 страну, он был удостоен высшего титула - «Чемпион чемпионов».
Единственный автор-ювелир, удостоенный чести выставлять и продавать свои работы на лондонском аукционе Сhristie’s, Ильгиз Фазулзянов отвечает на вопросы корреспондента Rough&Polished.
Обязательно ли быть перфекционистом, чтобы достичь успеха?
Думаю, да! Я считаю перфекционизм одной из составляющих, приводящих к успеху. Это особенно касается ювелирного дела, где в буквальном смысле можно видеть лучший результат.
Расскажите о конкурсе в Гонконге, где вы стали «чемпионом чемпионов» и о своей работе.
Конкурс в Гонконге проводится один раз в два года и считается самым важным среди ювелиров в мире. Это своеобразный «Оскар» для мастера. Считается престижным даже просто участвовать в нем, не говоря уже о выходе в финал и тем более о победе. И хотя к успеху меня привела череда, можно сказать, случайных событий, я считаю победу моей работы закономерной. Дело в том, что я часто езжу на ювелирные события, много вижу и, анализируя увиденное, понимаю, какой острый сейчас в мире дефицит идей и элементарного мастерства. Специалисты, на мой взгляд, очень уж доверились компьютерам, отсюда большое количество безусловно качественных, но не «живых» работ. К тому же разделение между дизайнерами и ювелирами тоже не всегда приводит к взаимопониманию, а значит к успеху.
Конечно, речь не идет о гигантских корпорациях, а, скорее, о так называемом ювелирном «искусстве». На этом фоне моя подвеска «Снегири» выглядит достойно и с точки зрения идеи, и исполнения, включая, редкие техники нанесения эмали, которые я самостоятельно разработал, и другие технические решения. Как показывает время, это не только мое субъективное мнение, но и мнение жюри нескольких российских конкурсов, и решение высокого жюри конкурса в Гонконге.
Что Вас вдохновляет?
С этим у меня нет особенных сложностей. Нужно просто выйти в цветущий сад или парк. Природа - вот неиссякаемый источник вдохновения и идей. Добавьте к этому моих детей, любимую женщину, музыку…
Есть ли у вас кумиры в ювелирном деле?
Безусловно. Каждый новый мастер - это аккумуляция бесценного опыта предыдущего и не одного поколения мастеров. Поэтому я скорее склонен называть их своими учителями, а не кумирами. Таким образом, ими для меня стали Лалик, Фукэ, Вивьер и другие мастера эпохи модерна. Из современников – это Жар, Уоллес Чан.
Что Вы думаете о нынешнем состоянии ювелирного искусства - в России и в мире?
Как такового, ювелирного искусства на сегодняшний день я бы не стал выделять, просто потому, что градация между ювелирным производством и искусством сейчас не существенна. Как я уже заметил, неумеренное обращение к компьютерным технологиям к хорошему не приведет. Это уже понимает практически весь мир, а Россия только подсаживается на это все, приобретая итальянские программы ювелирного дизайна и теряя бесценный опыт российской школы ювелирного искусства. Я сотрудничаю с колледжами, где готовят ювелиров, так вот оттуда приходят ребята, которые даже рисовать не умеют. О каком развитии искусства может идти речь?
Другая сторона того, что делает невозможным развитие ювелирного искусства, на мой взгляд, это полное отсутствие заинтересованности государства в этом вопросе: золотодобыча, алмазы, валютный контроль, несколько монополистов по стране - вот основной круг интересов нашего государства. А то, что есть компании, достойно представляющие страну в мире, до этого нет никакого дела.
Как относитесь к бриллианту, его использованию в ювелирных изделиях?
На сегодняшний день бриллиант - практически неотделимая составляющая ювелирного изделия класса LUX. Приобретение ювелирного изделия, по крайней мере, у меня, это всегда вложение средств. И наличие в украшении одного или нескольких бриллиантов - одно из условий приобретения. В данном случае я говорю об основной массе клиентов. Но у меня есть покупатели, и я особенно ими дорожу, которые ценят и приобретают мои работы вне зависимости от указанной каратности бриллиантов - просто за идею и мастерство исполнения.
Над чем работаете, каковы планы на будущее?
После победы в Гонконге, я получил несколько предложений участия в различных проектах. В том числе это презентация в легендарном отеле «Беверли Хиллз» в Лос-Анджелесе и выставка в Монако. Сейчас прошла выставка в Лас-Вегасе, где мы участвовали в павильоне LUXURY - нас пригласили туда после того, как мы выслали им несколько фото наших работ. Но основные наши поездки связаны со встречами с частными коллекционерами по всему миру. Или это какие-то камерные мероприятия, как благотворительный бал Красного Креста в Женеве, много лет устраиваемый бароном и баронессой Ротшильд, куда нас попросили представить работу для аукциона.
Россию мы тоже не забываем. По-прежнему одним из любимых мероприятий является фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи, где мы проводим персональную выставку, и мы изготавливаем для фестиваля специальный приз «Серебряная ракушка». Другие города - Иркутск, Пермь - куда меня приглашают в качестве почетного гостя и с выставками моих работ.
В этом году будет 20-летие моей творческой деятельности, и у нас в планах было проведение персональной выставки в Москве. Но пока идут только переговоры с ведущими музеями, руководство которых очень смущают материалы, с которыми я работаю. Это не холсты и краски…
Поздравляю Ильгиза с победой. Греков . Красноярск.