Уже несколько тысячелетий назад в Индии умели добывать алмазы, изготавливая из них украшения и ювелирные изделия. Торговцы из многих стран обменивали товары и золото на индийские алмазы. Более того, в индийском трактате Каутильи "Учение о богатстве" приведены упоминания о пошлинах на алмазы, что свидетельствует о важности алмазной торговли среди других видов товаров.
Первые алмазы в Индии обнаружили и начали добывать более 1 000 лет до н.э. Известно, что в 327 году до н.э. Александр Македонский привез первый алмаз в Европу из Индии. Почти две тысячи лет, до конца 19-го века /1896 год/ она была единственной страной в мире, где добывались алмазы. Также общеизвестны копи Голконды недалеко от современного города Хайдарабад, где были найдены самые известные в мировой истории алмазы.
Огранка алмазов также возникла в Индии, где уже с начала 16-го века эти камни искусно гранились и шлифовались индийскими мастерами. Неудивительно, что оценка кристаллов алмазов и самоцветов также появилась там. Аналогично делению общества на касты /варны/ в Индии оценивали и алмазы: брахмины – бесцветные прозрачные алмазы, кшатрии – с красноватым оттенком, вайшьи – алмазы с зеленоватым или желтым оттенком и, наконец, шудры – серые или темные алмазы. В переводе с санскрита варна означает качество, цвет, категория.
В Индии в штате Мадхья-Прадеш имеется коренное /Маджхгаван/ и несколько россыпных месторождений алмазов, общие запасы которых оцениваются в 2,6 млн каратов. Добыча алмазов незначительна. При этом Индия является крупнейшим потребителем алмазного сырья в мире.
Добыча алмазов Индии в 2006-2011 годы | |||
год | в млн долл | в млн карат | долл/карат |
2006 | 1763 | 10 | 171,55 |
2007 | - | - | - |
2008 | - | - | - |
2009 | 1663 | 9 | 178,50 |
2010 | 3347 | 17 | 185,09 |
2011 | 2200 | 12 | 178,64 |
Импорт алмазов Индии в 2006-2011 годы | |||
год | в млн долл | в млн карат | долл/карат |
2006 | 8555,6 | 172,255 | 49,67 |
2007 | 9664,3 | 173,769 | 55,62 |
2008 | 9591,6 | 147,786 | 64,90 |
2009 | 6954,9 | 119,731 | 58,09 |
2010 | 11234,8 | 165,219 | 68,00 |
2011 | 14279,7 | 132,095 | 108,10 |
Экспорт алмазов Индии в 2006-2011 годы | |||
год | в млн долл | в млн карат | долл/карат |
2006 | 546,442 | 40,085 | 13,63 |
2007 | 601,053 | 30,555 | 19,67 |
2008 | 829,588 | 37,597 | 22,07 |
2009 | 712,181 | 22,431 | 31,75 |
2010 | 967,809 | 32,993 | 29,33 |
2011 | 1799,86 | 37,071 | 48,55 |
Все таблицы подготовлены по данным Кимберлийского процесса. ИНДИЯ - КРУПНЕЙШИЙ В МИРЕ ЦЕНТР ОГРАНКИ АЛМАЗОВ
Индия является безусловным лидером мирового рынка бриллиантов: ей принадлежит 60 проц доли рынка по стоимости, 80 проц по объему и 92 проц по количеству камней. В алмазном и ювелирном бизнесе задействовано около 1,3 млн работников, трудящихся на 25 000 предприятиях.
Сегодня страна производит 8 из каждых 10 бриллиантов в мире. Если раньше это был в основном так называемый "индийский товар" - мелкие бриллианты, то сейчас сформировалась тенденция к расширению ассортимента перерабатываемых алмазов - от двух каратов и выше.
В Индии интенсивно строятся новые фабрики с самым современным оборудованием, оттачиваются технологии лазерной обработки и компьютерной разметки алмазов.
Индийская гранильная промышленность сосредоточена на западе страны: в городах Мумбаи, Сурате и Ахмадабаде. Весь алмазно-бриллиантовый бизнес сосредоточен и контролируется 2,5 тыс семей, исповедующих джайнизм, тесно связанных между собой родственными узами. Эта община, составляя в целом 0,5 проц населения страны, играет большую роль в торговле и финансах.
Индия уверенно занимает первое место в мире по производству бриллиантов. В настоящее время число работников индийских алмазогранильных предприятий составляет около 1 млн человек.
Гранильная промышленность Индии является высокоорганизованной отраслью с иерархической структурой. На верху "пирамиды управления" стоит индийский Совет по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий /Gems and Jewelry Export Promotion Council/. Целью деятельности Совета является согласование интересов государства и промышленности, а также содействие продвижению продукции индийской ювелирной промышленности на мировой рынок.
Второй эшелон составляют крупнейшие частные импортно-экспортные компании. Все они занимаются огранкой, за исключением двух. ММТС - государственная экспортно-импортная компания по торговле минеральным сырьем. Вторая - Hindustan Diamond Company Private Limited /HDCPL/ представляет собой совместное предприятие Министерства торговли и промышленности Индии и группы компаний De Beers, владеющих равными долями в компании. HDCPL была создана в 1978 году и является одним из ведущих агентов торговли необработанными алмазами в Индии. HDCPL – сайтодержатель DTC, является поставщиком алмазов индийской алмазной промышленности, в основном для мелких и средних предприятий.
Третий эшелон составляют мелкие и средние предприятия организованного сектора промышленности. Они работают на контрактах с крупными импортерами сырья. Их основное отличие - узкая специализация в зависимости от характера обрабатываемого товара.
К четвертому эшелону можно отнести мелкие предприятия неорганизованного сектора, работающие по системе субконтрактов и специализирующиеся на обработке очень мелких алмазов. Источником сырья для этих предприятий фактически служит вторичный рынок.
Ювелирная промышленность Индии ориентирована на экспорт. Ювелирные компании в Индии - это высокоорганизованные производства со всеми современными технологиями менеджмента, с учетом местной специфики. При этом даже небольшие предприятия /25-50 человек/ имеют современное оборудование.
В ювелирной промышленности в основном производят изделия западного дизайна. Но среди произведенных украшений есть место и для эксклюзивных дорогих изделий, выполненных в традиционной индийской манере.
В производстве используется самое современное оборудование, технологии литья и элементы компьютерного дизайна.
Правительство Индии и Совет по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий способствуют завоеванию Индией лидирующих позиций не только в огранке, но и в производстве и экспорте ювелирных изделий. Высоким показателям в производстве и экспорте ювелирных изделий способствовала как раз политика правительства, направленная на либерализацию отрасли и внутреннего рынка драгоценных металлов и камней.
Высокая конкурентоспособность алмазного бизнеса в Индии определяется следующими факторами:
1. Исторические традиции и большое число занятых в алмазном бизнесе при сравнительно низком уровне оплаты труда и внедрение современной техники и технологий ведет к динамичному развитию алмазной и ювелирной отраслей.
2. Государственный протекционизм импорта и экспорта товаров и практическое отсутствие государственного контроля над оборотом алмазной и ювелирной продукции.
3. Высокие темпы роста ВВП Индии, а также отдельных отраслей ее промышленности ведет к повышению уровня жизни населения и соответственно к росту внутреннего спроса и потребления ювелирных изделий и бриллиантов, что в стране с численностью населения более одного миллиарда человек является громадным потенциалом для дальнейшего развития.
Обзор подготовил Ю.Г. Данилов, к.э.н., зав. отделом экономики регионального недропользования НИ ИРЭС ФГАОУ ВПО СВФУ им. М.К. Аммосова.