Мокуме гане для миллионеров: ювелиры освоили древнюю технику обработки металлов.

Раздел: Техника и технология
17 августа 2012 г.

Кто-то в по­го­не за ори­ги­наль­но­стью ищет но­вые ма­те­ри­а­лы, дру­гие же не изоб­ре­та­ют ве­ло­си­пед, а ре­ани­ми­ру­ют опыт преды­ду­щих по­ко­ле­ний. Так, не­ве­ро­ят­но кра­си­вая древ­ней­шая япон­ская тех­ни­ка де­ко­ри­ро­ва­ния ме­тал­ла "мо­ку­ме га­не" бы­ла вновь "от­кры­та" для юве­лир­но­го ми­ра па­ру де­сят­ков лет на­зад. Поз­во­лить се­бе из­де­лия, вы­пол­нен­ные с ис­поль­зо­ва­ни­ем этой тех­ни­ки, мо­гут лишь да­ле­ко не бед­ные лю­ди.

Свое на­зва­ние - mokume gane - ме­тод по­лу­чил по внеш­не­му сход­ству по­лу­чен­но­го на ме­тал­ле ри­сун­ка с де­ре­вом и пе­ре­во­дит­ся "тек­сту­ра дре­ве­си­ны в ме­тал­ле". Слож­ней­шая в ис­пол­не­нии тех­ни­ка все­гда за­трат­на и в ис­пол­не­нии, и по фи­нан­со­вой со­став­ля­ю­щей. Вы­пол­нить ее мо­гут не­мно­гие про­фес­си­о­на­лы. Масте­ра ра­бо­та­ют с тра­ди­ци­он­но мяг­ки­ми ме­тал­ла­ми: зо­ло­том раз­лич­ных цве­тов, ме­дью, се­ребром, ко­то­рые ком­би­ни­ру­ют с ни­ке­лем, пал­ла­ди­ем, пла­ти­ной, ти­та­ном, брон­зой и дру­ги­ми ме­тал­ла­ми. Все ком­по­нен­ты раз­ной тол­щи­ны рас­по­ла­га­ют­ся сло­я­ми и на­гре­ва­ют­ся до иде­аль­ной тем­пе­ра­ту­ры, ко­то­рая не при­во­дит к их пол­ной плав­ке. Ме­тал­лы со­еди­ня­ют­ся меж­ду со­бой в фан­та­сти­че­ские узо­ры.

В юве­лир­ную сфе­ру "мо­ку­ме га­не" шло че­ты­ре ве­ка. Тех­ни­ка по­яви­лась в кон­це XVII ве­ка в Япо­нии в куз­ни­це са­му­рай­ских ме­чей. Ее при­ду­мал Ден­бей Шо­ами для укра­ше­ния ру­ко­я­ток ка­тан. А "про­бу­ди­ли" это древ­нее за­бы­тое ис­кус­ство ра­бо­ты с ме­тал­лом в 70-е го­ды про­шло­го ве­ка ис­сле­до­ва­те­ли Хи­ро­ко и Пья­нов­ски, а уже че­рез де­сять лет, по­сле ря­да опы­тов, Джордж Сой­ер (George Sawyer) опуб­ли­ко­вал ста­тью об этой тех­ни­ке.

В XXI ве­ке "мо­ку­ме га­не" ста­ла уже по­пу­ляр­ной тех­ни­кой в ди­зай­не и в юве­лир­ной сфе­ре, осо­бен­но у со­зда­те­лей не­обыч­ных, ори­ги­наль­ных об­ру­чаль­ных ко­лец. Это­му во мно­гом спо­соб­ство­ва­ла ма­стер­ская, со­здан­ная при Ил­ли­ной­ском уни­вер­си­те­те в Аме­ри­ке, ко­то­рая по­сле глу­бо­ко­го ис­сле­до­ва­ния раз­га­да­ла сек­рет древ­ней япон­ской тех­ни­ки. "Мо­ку­ме га­не" на­столь­ко увлек­ло со­вре­мен­ных ди­зай­не­ров, что мно­гие из них про­ве­ли не­ма­ло ча­сов за ис­сле­до­ва­ни­ем и опы­та­ми с этой тех­ни­ков. В част­но­сти, юве­лир Steve Midgett вы­пу­стил ви­део­по­со­бие и две кни­ги, по­свя­щен­ные япон­ско­му ме­то­ду об­ра­бот­ки ме­тал­ла.

Од­ним из са­мых при­знан­ных ма­сте­ров "мо­ку­ме га­не" яв­ля­ет­ся аме­ри­ка­нец James Binnion. Он ра­бо­та­ет уже не­сколь­ко де­сят­ков лет ис­клю­чи­тель­но с этой тех­ни­кой и со­вер­шен­ству­ет этот ме­тод, на­при­мер ис­поль­зу­ет элек­три­че­скую печь для рас­щеп­ле­ния ме­тал­лов. Джеймс со­зда­ет "мо­ку­ме га­не", ис­поль­зуя со­вре­мен­ные ме­то­ды об­ра­бот­ки ма­те­ри­а­ла. Каж­дое из­де­лие, в ко­то­ром мо­жет быть от 10 до 30 сло­ев раз­лич­ных ви­дов ме­тал­лов, не­по­вто­ри­мо, так как со­зда­ет­ся толь­ко вруч­ную. Сре­ди лю­би­мых ма­те­ри­а­лов James Binnion - пла­ти­на, зо­ло­то, пал­ла­дий, се­ребро, же­ле­зо. Джеймс так­же ак­тив­но ис­поль­зу­ет и по­лу­дра­го­цен­ные кам­ни в оформ­ле­нии укра­ше­ний. В его сту­дии Metal Arts со­зда­ют­ся из­де­лия под за­каз или в очень не­боль­шом ко­ли­че­стве, так как сто­и­мость их весь­ма вы­со­ка и они тре­бу­ют зна­чи­тель­но­го вре­ме­ни для ис­пол­не­ния.

Не­мец­кая юве­лир­ная ком­па­ния Rauschmayer спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на со­зда­нии об­ру­чаль­ных ко­лец. Масте­ра мар­ки де­ла­ют каж­дое укра­ше­ние для су­пру­гов не­стан­дарт­ным: ла­зер­ные гра­ви­ров­ки внут­ри или сна­ру­жи коль­ца, сим­во­лы, ор­на­мен­ты, над­пи­си раз­ны­ми шриф­та­ми и да­же от­пе­ча­ток паль­ца, - все, что по­же­ла­ют кли­ен­ты. Силь­ная мар­ке­тин­го­вая сто­ро­на Rauschmayer - кол­лек­ция Mokume Gane, ко­то­рая поль­зу­ет­ся не­из­мен­ным спро­сом у всту­па­ю­щих в брак. Их кол­ле­ги и зем­ля­ки - ма­ну­фак­ту­ра EGF - и во­все сузи­ли свою спе­ци­а­ли­за­цию до об­ру­чаль­ных ко­лец в сти­ле "мо­ку­ме га­не". Они не раз­ме­ни­ва­ют­ся по ме­ло­чам, а да­рят бу­ду­щим су­пру­гам на­сто­я­щие про­из­ве­де­ния ис­кус­ства с ис­поль­зо­ва­ни­ем этой древ­ней япон­ской тех­ни­ки.

Сре­ди ком­па­ний, ра­бо­та­ю­щих в слож­ной юве­лир­ной тех­ни­ке "мо­ку­ме га­не", - George Sawyer Studio, Fullerton-Bahr, Jaume Labro, Robert Paul, Rick Potter, Alex Horst и дру­гие. Ча­со­вые ма­сте­ра то­же оце­ни­ли эс­те­ти­ку "мо­ку­ме га­не": гол­ланд­ская мар­ка Kees Engelbarts вы­пу­сти­ла мо­дель Mokume Gane Dragon, из­вест­ный ма­стер Свен Ан­дер­сен (Andersen Geneve) то­же не смог усто­ять пе­ред за­гад­кой древ­ней япон­ской тех­ни­ки об­ра­бот­ки ме­тал­ла и по­свя­тил ей кол­лек­цию ча­сов Mokume.

Ка­над­ский бренд Mobiado пред­ста­вил це­лый джентль­мен­ский на­бор в сти­ле "мо­ку­ме га­не". Это два рос­кош­ных мо­биль­ных те­ле­фо­на - Mobiado Classic 712 Mokume Gane и клас­си­че­ская вер­сия 712MG Angular Momentum Edition, а так­же ме­ха­ни­че­ские ча­сы Mobiado Edition Mechanical Watch Artisan. Они бы­ли со­зда­ны в со­труд­ни­че­стве с Мар­ти­ном Па­у­ли, ко­то­рая сде­ла­ла жи­во­пис­ную ми­ни­а­тю­ру в ви­де дра­ко­на на кор­пу­се в сти­ле Verre Èglomisè.

[ style.rbc.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->