Если не триумфальным, то весьма успешным можно назвать выступление «Школы Шароновых» на последнем конкурсе «Ювелирный Олимп - 2012» в Манеже. Практически все места в номинациях «Ювелирные новации» и «Удачный дебют» заняли студенты тольяттинской школы. Судя по напору, молодые ювелиры с берегов Волги не собираются останавливаться на достигнутом.
Надо отметить, что молодежь не первый год уверенно штурмует подмостки «Ювелирного Олимпа». Студенты Мухинской Академии, Красносельского училища, Дизайн-студии «Образ и форма» регулярно выставляют коллекции украшений, которые получают призовые места и дипломы единственного в России конкурса авторских работ. Но в этот раз Школа Шароновых превзошла коллег.
В чем секрет успеха? С этим вопросом мы обратились к основателям «Школы» - Галине и Николаю Шароновым сразу после награждения победителей «Ювелирного Олимпа – 2012». Для основателей ювелирной школы из Тольятти мероприятие получилось вдвойне радостным. Профессора Тольяттинского госуниверситета, члены международной ассоциации "Союз дизайнеров" и Творческого союза художников России Николай Михайлович и Галина Григорьевна Шароновы были награждены орденом Франца Бирбаума за выдающиеся заслуги в развитии ювелирного искусства и многолетнюю творческую деятельность по пропаганде творческого наследия Карла Фаберже.
|
Галина, Диана и Николай Шароновы с Орденом Франца Бирбаума на выставке «Петербургский ювелир – 2012» |
Знаменитый КУХОМ, который окончили Галина и Николай Шароновы, определил не только их профессиональную, но и личную жизнь. Здесь родилась их семья, и сложился творческий союз. В Тольятти Шароновы перебрались после окончания училища, и уже 30 лет их жизнь прочно связана со столицей российского автопрома. Здесь фамилия ювелирного семейного тандема стала известна задолго до основания «Школы». В 1990 году Шароновы создали художественно-производственную фирму "Скань", которая производила изделия декоративно – прикладного искусства, известные в странах СНГ, РФ и за рубежом. Филигранные вазы, выполненные Шароновыми, были вручены президентам РФ Михаилу Горбачеву(1987 год) и Борису Ельцину (1995 год), во время их визитов в Самарскую область. Во время саммита Россия-ЕС в 2007 году Владимиру Путину и Федеральному канцлеру федеративной республики Германия Ангеле Меркель были вручены дары "Сокровища Жигулей" от Самарской области. Участники и победители многих выставок, собственному успеху Шароновы предпочли успех своих учеников, и сегодня считают главным делом своей жизни школу, которая открыта в 1998 году, а с 2002 года влилась в структуру Тольяттинского государственного университета как кафедра декоративно-прикладного искусства.
- Не секрет, что Тольятти никогда не был ювелирным центром России. Как вас приняли, когда вы впервые стали появляться на ювелирных конкурсах?
- Н.М.: Поначалу ситуация для многих была неожиданной: в первые годы нас спрашивали: «Из Тольятти? На ювелирный конкурс?» Это был нонсенс, и многие не скрывали удивления, но вскоре к нам привыкли, а потом мы начали побеждать. На последнем конкурсе «Образ и форма» в разных номинациях мы получили одно первое, два вторых, 5 третьих мест. И вот такой хороший результат здесь, на «Ювелирном Олимпе». Ни у кого уже не вызывает удивления тот факт, что мы из Тольятти.
- Организаторы предоставили вашим работам четыре витрины, и все равно оказалось, что их мало. Как получается стимулировать студентов к созданию такого количества столь разнообразных и интересных работ?
- Г.Г.: В этой выставке принимали участие 36 из 46 студентов, которые у нас обучаются в данный момент. Наши студенты очень активные, потому что мы сами их к этому сознательно приучаем. Они должны видеть реакцию, видеть, что делают другие, осознавать, к каким результатам может привести участие в выставкам. Представьте, что у нас было только 3 выпуска, а между тем, среди наших выпускников уже 15 членов Международного союза дизайнеров. Подрастающее поколение, видя результаты, само тянется на выставки.
Елена Горбунова. Запонки «Solid». 1 место в номинации «Ювелирные новации». | Елена Жирова. Украшение на голову «Индира». Диплом в номинации «Ювелирные новации». |
- По какой системе вы учите студентов?
- Г.Г.: Наша главная задача – научить свободе самовыражения, повесить им крылья и научить летать. А когда человек окрылен и творчески свободен, он легко найдет тему для ювелирного украшения.
- Н.М.: Творческому раскрепощению способствует и наша система обучения, которая принципиально отличается от того, что написано в книжках: тут надо сделать каст, а тут – шинку. Мы тоже учим мастерству, но по-другому. Например, первый курс первого семестра заканчивается большим филигранным изделием. Мы объясняем студентам, что также сложно обучение будет проходить и дальше. Каждый последующий курс ставится новая задача: второй курс – гравировка, третий – литье, четвертый – декорирующие материалы. Каждую задачу они должны освоить в полном объеме. Задачи технологически разные, но степень сложности одинаковая. Девочки, только пришедшие к нам со школьной скамьи, уже через полгода могут выдать серьезную работу в технике филиграни с настоящими припоями. И они сами, и родители удивляются, но потом приходит уверенность в себе, а этой уверенности начинается творчество. Мы считаем, что технологическая чистота придет в процессе. Самое главное – правильно поставить мозги, чтобы человек не боялся замахнуться на любую идею.
- Как ваши выпускники устраиваются в жизни?
- Г.Г.: Замечательно устраиваются. Одна из наших выпускниц занимается дизайном в Доме Фаберже в Лондоне, кто-то во Франции, кто-то на Мальте, кто-то в Канаде, кто-то в России. Вот, например, и у вас в Питере работает наши девочки Ирина Милькова и Даша Вологдина.
- Российские работодатели, кто они?
- Н.М.: Разные ювелирные предприятия, но, вопреки всему, я убежден в том, что дизайнеры, как постоянные рабочие единицы там не нужны. Будущее за другой формой взаимоотношений. Это сотрудничество между дизайнерскими ателье и производителями, которые ставят дизайнерам определенные задачи. Как в театральной сфере, когда под спектакль, под конкретную задачу собирается команда. Должны возникнуть своего рода творческие биржи, где дизайнеры могут представиться со своими идеями, со своим портфолио, и работодатель может выбрать то, что ему надо.
Юлия Сухарева. Серия брошей по мотивам творчества Врубеля. Диплом в номинации «Ювелирные новации». | Мария Ноур. Из коллекции «Игрушки красной королевы». 2 место в номинации «Удачный дебют». |
- Г.Г.: Дизайнер сегодня – это не только художник, который придумывает красивую идею, дизайнер должен еще понимать, как ее изготовить на производстве из конкретных материалов. То есть он должен быть самостоятельным специалистом, готовым к решению задач разного уровня. А мы как раз и готовим студентов к такому самостоятельному плаванию. Они, как универсальные солдаты, готовы к созданию изделия от начала и до конца: идея, мастер-модель, производство, авторский надзор.
- Сын и дочь пошли по вашим стопам, и теперь можно сказать, что у вас ювелирная династия. Как вы направили детей в нужное русло?
- Г.Г.: Мы ничего не делали для этого специально. Просто дети всегда видели, чем занимаются родители, и им нравилось повторять то, что делаем мы: сначала эмальки, потом более серьезные вещи. В результате они оба стали художниками-ювелирами. Сын, Станислав, занимается ювелирным дизайном на Кипре. Диана окончила колледж искусства и дизайна им. Святого Мартина в Лондоне, который считается одним из старейших англоязычных университетов по дизайну в мире. Сейчас она доцент Тольяттинского государственного университета и преподает там.
- У вас остается время на собственное творчество?
- Н.М.: Работа на почве образования, если подходить к ней творчески, не формально, забирает тебя всего. Этот процесс не заканчивается, когда домой возвращаешься, он забирает тебя целиком. Поэтому наше творчество сегодня – это наши студенты. Мы радуемся, когда они развиваются и побеждают, и по большому счету для творческой реализации нам этого хватает.