Портал для миллионеров bornrich составил топ-6 самых дорогих драгоценных камней, проданных когда-либо с молотка. Совокупная стоимость сделок оценивается в $122,4 млн. Однако в Казахстане этот рынок не удастся оценить никому, так как развитость инфраструктуры сбыта оставляет желать лучшего.
На первом месте оказался бриллиант Граффа – $45,6 млн. Камень весом 24,78 карата назван в честь своего покупателя – Лоуренса Граффа. Бриллиант был приобретен на аукционе Sotheby’s в Гонконге, его начальная стоимость составляла $27 млн, знаменитый ювелир продал его 60 лет назад (цена неизвестна) в частную коллекцию.
Далее следует бриллиант Виттльсбахов – $25 млн, ранее считавшийся утерянным, он впервые упоминается в источниках XVII века. Драгоценный индийский камень голубого цвета, весом в 112 карат, входивший некогда в коллекцию имперских драгоценностей Австро-Венгрии, был продан на аукционе Christie’s в Лондоне. Его покупателем также является английский ювелир Лоуренс Графф.
На третьем месте – бриллиант Хлои – $16,9 млн, вес 84 карата, был куплен компанией Guess в 2007 году на аукционе Sotheby’s в Женеве. Основатель бренда Guess Джорджес Марчиано назвал бриллиант в честь своей двенадцатилетней дочери Хлои.
Четвертую позицию занимает известный бриллиант в форме сердца «Камень из сердца» весом в 56 карат, проданный на Christie’s в Лондоне за $12 млн. Оценочная цена составляла $10 млн, своему экс-владельцу он принес доходность в 20% выше ожидаемой.
Пятый по дороговизне камень – «Розовая мечта». Ярко-розовый бриллиант ушел с молотка Christie’s в Гонконге за $11,7 млн в 2009 году. Камень родом из Южной Африки, покупателем оказался коллекционер из Азии, пожелавший остаться инкогнито.
«Капля солнца» – бриллиант весом в 110,3 карата – занимает шестое место. Камень был реализован на аукционе Sotheby’s в Женеве 15 ноября 2011 года за
$12,3 млн, при оценочной цене в $11 млн. Геммологический институт Америки дал особое название его цвету – «ярко-фантазийный», чистота камня определена как VVS1. Ранее бриллиант был выставлен в лондонском Музее естествознания.
По мнению эксперта-геммолога АО «Казахювелир» Бакши Дамебаевой, спрос на предметы роскоши в РК растет, как и во всем мире, хотя в Казахстане этот рынок недостаточно развит. «На Западе это рентабельно, в прошлом году цена на бриллианты выросла почти в три раза. Есть компании, которые реализуют вам подобные изделия и предоставляют также услугу, по которой вы можете затем продать им товар, не теряя своих первоначальных вложений, даже если рыночная цена возрастет. На нашем рынке пока такого нет», – сказала эксперт.
Как утверждает г-жа Дамебаева, драгоценные камни без оправы должны иметь сертификат, и для оценки перспективности вложений необходима консультация специалиста. «С инвестиционной точки зрения наиболее привлекательными являются бриллианты весом от одного карата и выше, цвет D-G, чистота IF-VS – так как таких камней на рынке сравнительно немного, и в первую очередь общий подъем цен отражается на этой категории камней», – сказала она «Къ».
Лицензированный оценщик драгоценных камней в РК Ильяс Сулейменов сказал, что за два последних года изумруды подорожали в 2,5–3 раза, рост цен на бриллианты составил около 50%. «Входить на рынок драгоценных камней инвестиционного качества (от 1 карата по бриллиантам) необходимо с не менее
$30 тыс.», – заявил он «Къ». При этом информация о приобретениях на казахстанском рынке драгоценных камней входит в разряд конфиденциальной.
Эксперт подверг сомнению спрос на предметы роскоши в РК сегодня. «Вложения в драгоценные камни в целях сбережения в Казахстане – это абсурд, – подчеркнул г-н Сулейменов. – У нас это низколиквидный актив. В Казахстане нет инфраструктуры сбыта, чтобы можно было легко продать эти камни. У нас нет кадров. Более того, вывоз таких камней за границу вызовет массу вопросов со стороны финансового надзора и создаст хлопоты при таможенном оформлении. В других странах есть целые биржи, где вопросы сбыта камней решаются быстро», – подчеркнул собеседник.
В мировой практике чаще всего объектом вложений являются именно бриллианты. Причина проста – цены на бриллианты никогда не падают (в отличие от рынка золота и цветных камней), а монополию на ценообразование по алмазам/бриллиантам держит клан Де Бирс (одни из Great Five). «В прошлом году они уволили три тысячи сотрудников, но не снизили цен, наоборот, подняли их где-то в 1,5 раза за два года», – отметил г-н Сулейменов.