Владимир Тесленко
Широка русская душа, особенно что касается инвестиций в ювелирные украшения. Ежегодно в России продается 34 миллиона золотых изделий, около 50 миллионов серебряных и 1,3 миллиона — с бриллиантами. Общий объем рынка оценивается в 200 миллиардов рублей в год, несмотря на давление высокими ценами. При этом покупатель стал более капризен и избирателен.
В 2010–2011 годах рынок демонстрировал плавный рост на 5-7 процентов в год в разных секторах. Эксперты отмечают, что заметно упал спрос на изделия с крупными бриллиантами (от 1,00 карата и выше); средняя сумма чека на бриллиантовые изделия составляет 20 тысяч рублей. При этом вырос спрос на легковесное и пустотелое золото и серебро во всех видах.
За последние месяцы российский ювелирный рынок испытывал давление в связи с высокими ценами на золото, серебро и бриллианты — основные сырьевые материалы для отрасли. Правда, это компенсировалось повышением покупательской активности вследствие накачки деньгами предприятий Военно-промышленного комплекса, а также повышением довольствия военнослужащим в два раза. Текущий и отложенный спросы совокупились и дали рост в объемах продаж.
Российская ситуация положительно отличается не только от стран Западной Европы, США и Японии, где страшные экономические проблемы подрывают ювелирный спрос, но и от стран БРИКС. Так, например, на прошедшей в Индии ювелирной выставке IIJS Signature-2012 имели место весьма вялые оптовые продажи ювелирных изделий. И это несмотря на то, что состояние ювелирного бизнеса отражает тот воодушевляющий факт, что сегмент свадебных украшений в Индии будет в дальнейшем играть значительную роль.
Российские ювелиры удачно извлекли ряд уроков из двойного падения покупательского спроса 2008-2009 годов и из сложившейся ситуации глобализированной экономики.
Во-первых, крупные ювелирные производители отказались от амбициозных планов выйти на зарубежные рынки, и так перенасыщенные разнообразным ювелирным товаром, зачастую по демпинговым ценам. Экспортные партии невелики и носят тестовый характер.
Во-вторых, ювелиры оперативно среагировали на резкий рост мировых цен на золото, серебро и драгоценные камни. Подстраиваясь под типичный чек в магазине, они стали действовать по принципу "побольше воды и поменьше заварки — это для тебя!". То есть стали использовать меньше золота и дорогих бриллиантов и побольше серебра и полудрагоценных камней.
В-третьих, первостепенное значение стали уделять ювелирному дизайну, который с советских времен отличался примитивностью и "дубовостью". Поскольку большинство ювелирных дизайнов не патентуются и потому не защищаются авторским правом, российские ювелиры непринужденно и креативно использовали чужие идеи и находки без зазрения совести.
В-четвертых, "ювелирный трубопровод", состоящий из пяти звеньев (дизайн — производство — опт — розница — вторичка), стал более дробным и мелким, гибким и сильным, как кровеносная система тренированного спортсмена.
Наконец, ювелиры повысили работу по разоблачению подделок и контрафакта, что дало дополнительный плюс в глазах потребителей, в том числе в контексте конкуренции с другими товарами в потребительской нише от 1 до 10 тысяч рублей (мобильники, гаджеты, модная парфюмерия, эротическое белье).
Поскольку ряд ювелирных предпринимателей вышли из Военно-промышленного комплекса СССР, то современной ювелирной отрасли присущ здоровый цинизм и особый математический и физико-химических шик. Например, вот как звучит описание курса "Бионика в ювелирных украшениях": студенты смогут изучить природные макро — и микро — структуры, научиться работать с аналогами, попробовать свои силы в геометрической комбинаторике.
Воистину, никакая страна не может защититься от кризисов, воздействующих на весь остальной мир, и потребители в России не смогут избежать растущих цен. Однако реиндустриализация тяжелой промышленности и инновации в сельском хозяйстве, а также более-менее реальные программы по модернизации России дают основания ювелирам с оптимизмом смотреть на будущее отечественного "прекрасного" рынка.