Мы не очень-то привыкли видеть в музейном зале произведения современного ювелирного искусства. Но в том, что это именно искусство, сомневаться не приходится - в изящных стеклянных кубах с необычной подсветкой выставлены красивые комплекты, существующие в единственном экземпляре. Организаторы постарались представить максимально широкий спектр направлений этого ремесла, и цели своей достигли.
Разглядывая витрины, нетрудно выделить магистральные направления «золотой» моды. В мейнстриме по-прежнему остаются попытки переосмыслить классику: из этой серии комплекты «Пробуждение» и «Шамаханская царица». В первом - традиционные формы, например, серьги «люстры», сделаны облегченными, воздушными и прозрачными. Во втором, напротив, явная роскошь и нарочитость: она в массивных размерах камней и даже в традиционных «царских» их цветах - зеленые аметисты и турмалины и, конечно, бриллианты.
К зооморфным украшениям мы тоже уже привыкли - кольца, серьги и подвески в виде голов ягуаров и пантер, черепашек, ящериц, попугаев. Это «Ювелирное сафари» усыпано бриллиантами - белыми, черными, коньячными и камнями самых ярких расцветок. По контрасту с «Сафари» серия «Карусель» выглядит свежей и наивной: нарочито детский дизайн вылился в украшения в виде игрушечных медвежат, детских туфелек, колясок, лопаток. Здесь используется разноцветная эмаль, но и от драгоценных камней, сапфиров и изумрудов, создатели не отказались.
Жемчужная коллекция строга и сдержанна. Рядом с культивированным жемчугом выставлена нитка настоящего морского - жемчужинки неоднородны по цвету и форме, и эта легкая неправильность придает украшению особый шарм.
На выставке также представлены и работы мурманского ювелира Евгения Баранова. Наш земляк ничуть не уступит в разнообразии форм и материалов столичным мастерам.
- С идеей устроить такую выставку к нам обратился мурманский салон «Самородок», - рассказала директор музея Ольга Евтюкова. - Нам она показалась интересной, ведь экспозиция дает возможность северянам не просто увидеть ювелирные украшения, а посмотреть на них в новой, непривычной обстановке - не на прилавке магазина, а в специальных выставочных витринах, оформленных дизайнерами. Любое произведение искусства при такой подаче заиграет другими красками. Этот опыт для нас стал первым, но, я думаю, не последним. Очень часто к нам обращаются представители российских ювелирных заводов с предложением выставить их авторские, не серийные вещи. Даже от зарубежных ювелиров предложения были - есть такая компания «Мишель Пелегрин», довольно известная фирма. Возможно, северяне познакомятся и с ее продукцией.
И до этой экспозиции в музее проходили ярмарки самоцветов, но, по мнению Ольги Евтюковой, нынешнюю выставку не стоит с ними сравнивать. Ведь на ярмарках в основном были представлены изделия из серебра и сплавов с полудрагоценными камнями, а нынче - золото, бриллианты…
Эти камни и по сей день являются самыми дорогими и престижными - бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины. Однако драгоценная мода становится все более демократичной, оставляя дорогие каменья для высоких party и прочих выходов больших людей в большой свет. Как отмечают ювелиры, это связано в основном с тем, что дорогие драгоценности из украшений превратились прежде всего в предметы искусства и вложения денег. Поэтому их хранят в сейфах, даже на светские рауты надевая просто хорошие копии.
И наоборот, большое количество камней, раньше не так активно используемых, но обладающих интересным цветом или фактурой, стали применяться в ювелирном деле и нашли свою нишу в модных сейчас течениях, особенно в этнике. К тому же не стоит забывать, что вся мода сейчас старается соответствовать девизу «лицом к природе», то есть быть максимально экологичной.
Отсюда одежда из натуральных тканей, минимально заметный макияж, отказ от сильных лаков в прическах и, естественно, настоящие камни. Натуральность и незатейливость наряда компенсируют аксессуары - крупные кольца, бусы в несколько слоев. Такие вещи просто нельзя сделать из дорогих драгоценных камней, слишком накладно. Плюс стиль винтаж, который снова вызвал к жизни украшения в стиле ретро, массивные, состаренные.
Всего этого на новой выставке с избытком. На что стоит обратить внимание в свете модных тенденций? Например, на бирюзу. Цветом и фактурой она прекрасно вписывается в этнический и винтажный стили. Кроме того, размеры позволяют создать большое и яркое украшение, которое будет сразу бросаться в глаза и выглядеть стильно. Надо отметить аметист, причем не только фиолетовые его оттенки, но более редкие зеленые. Не случайно даже такой дом, как «Картье», сделал на его основе одну из своих последних коллекций.
Если бриллианты стали прятать в сейфах, то просто должен был появиться их «дублер». Им стал горный хрусталь. Именно из него сейчас часто делают копии знаменитых колье и брошей, используют как фон, позволяющий показать красоту дорогого камня. Востребованы коралл и перламутр, топазы и турмалины, агаты и фианиты. А если говорить в целом, немного отходя от мурманской выставки, то не только камни попали в оборот к ювелирам. Популярны изделия из твердых пород деревьев, меха, кожи, кости, словом, всего того, что лежало, росло, бегало и летало вокруг человека тысячи лет назад и продолжает до сих пор.
- Я, к примеру, не очень люблю золото-бриллианты, - делится личными пристрастиями Ольга Евтюкова. - У меня, конечно, есть такие украшения, но для души я больше люблю коралл, перламутр, вообще более индивидуальный подход к выбору того, что меня украшает. Странно мне видеть, скажем, вещи в виде пантер и попугаев. Но в таком вопросе, я думаю, каждый должен полагаться на свой вкус.
Тут директор музея просто-таки цитирует модных ювелиров. Они со страниц глянца советуют не гнаться ни за ценой, ни за маркой, ни за конкретным камнем. Они рекомендуют покупать то, что нравится лично вам, что вы будете охотно носить и что будет оригинально отличать вас от всех остальных и подчеркивать главное - вы личность, не похожая на других.