Флун Гумеров: Россия должна стать ювелирной державой, - интервью журналу «Ювелирное обозрение»
Раздел: Ювелиры и компании
24 января 2012 г.
Ювелирное обозрение № 01(160) Январь 2012
Обзор «Событие года» показывает, что в прошлом году ювелирная отрасль столкнулась с целым рядом вызовов, которые существенно повлияли на конфигурацию рынка. В эпицентре многих процессов находился президент компании «Алмаз-Холдинг», генеральный директор ОАО «Красносельский Ювелирпром» Флун Гумеров. О том, как оценивает ситуацию руководитель, который умеет сочетать собственный бизнес-интерес с интересом общеотраслевым, понимая их взаимосвязь – его разговор с корреспондентом «ЮО» Светланой Семиной.
Флун Фагимович, какие результаты 2011 год принес для Вашего бизнеса?
Прошедший год был достаточно сложным, но тем не менее удачным для «Алмаз-Холдинга». Все шесть наших производств были загружены и стабильно работали в течение года. Нам удалось сохранить лидирующее положение по суммарному объему выпуска изделий из золота и серебра.
А Казанский ювелирный завод «Алмаз» за год увеличил выпуск и реализацию продукции по сравнению с 2010-м на 60%. Это тем более приятно, если учесть, что у руля «Алмаза» стоит молодая, но очень амбициозная и перспективная команда, которая предпочитает работать с камнями первой группы. Уверен, что у этого завода большое будущее.
Флагман российской ювелирной промышленности Красносельский «Ювелирпром» сохранил объемы производства и освоил несколько новых направлений: выпуск изделий из биметалла, а также выполненных по методу гальванопластики - легких, но весьма объемных. На «Ювелирпроме» в 2011 году проведены серьезные кадровые перестановки: в руководство завода пришли опытные менеджеры, проработавшие в головном офисе «Алмаз-Холдинга» в Москве более чем по 10 лет. Эти люди хорошо знакомы с традициями и ценностями компании, знают возможности завода. Очень надеюсь, что новый руководящий состав обеспечит ощутимый виток в развитии производства.
Я благодарен партнерам по оптовой торговле, которые уже почти 20 лет остаются верны нашей компании. С ними мы продолжаем работать в прежних рамках, и в то же время развиваем новые направления: давальческие схемы, франчайзинг, факторинг. В прошлом году впервые провели совместные обучающие семинары. А главное – предлагаем новую ультрамодную продуктовую линейку. Вся эта работа будет продолжена и в 2012 году.
Большое преимущество «Алмаз-Холдинга» - система сбыта продукции. Как показал опыт, в свое время мы приняли абсолютно верное решение – развивать собственную розничную сеть. 2011 год принес значительный прирост продаж. Правда, в основном он пришелся на IV квартал, а в течение всего года наблюдалась определенная стабилизация. Но именно последние месяцы показали огромный потенциал нашей розничной сети. В некоторых регионах выручка увеличилась на 20-30 %. Это означает, что мы движемся в правильном направлении, расширяя круг лояльных клиентов, которых называем членами семьи.
В 2010 году Вас избрали в Костромскую областную Думу. Довольны ли результатами работы в качестве депутата?
Первый год для начинающего политика особенно труден: только начинаешь понимать, какая это непростая ноша. Тем не менее уже есть реальные результаты. Как бизнесмену и как политику, мне удалось наладить конструктивный диалог с партнерами-предпринимателями, живущими в Красном-на-Волге. В течение года состоялось много двусторонних и многосторонних встреч с руководителями компаний «Диамант», «Аквамарин», «Платина», «Золотов», «Золотые узоры» и др. В результате были отремонтированы ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты), восстанавливаются храмы, медленно, но верно ремонтируются дороги, больницы. На встрече с руководителем «Диаманта» А.Соколовым в канун Нового года достигнута договоренность о разработке Программы комплексного развития Красносельского района и Красного на 5-7 лет. Мы готовы профинансировать услуги специализированных институтов, которые подготовят такую программу. Все это – шаги к подтверждению статуса Костромы как ювелирной столицы России.
В минувшем году Вы стали членом Генерального Совета «Деловой России». Что удалось сделать на общественном поприще?
При «Деловой России», как вы знаете, образовано отделение по драгметаллам и драгкамням. Члены Совета дважды встречались с председателем Правительства В.Путиным. Сегодня мы активно участвуем в подготовке его предвыборной программы. Надеемся, что в ней удастся отразить задачи, которые отрасли предстоит решать в ближайшие 5-6 лет, и наметить оптимальные пути их выполнения. В рамках этой программы уже принято решение о создании кластера «Кострома – ювелирная столица России». Уверен, что реализация такого проекта в основном центре отечественного ювелирного производства может стать одним из рычагов подъема не только ювелирной отрасли, но и всей экономики страны.
Ювелирное сообщество удивлено материалами, размещенными 23 декабря 2011 года на интернет-портале компании РЭСТЕК, в которых Вы и В.Моспан упоминаетесь в очень негативном ключе. Как Вы можете это прокомментировать?
Это не первая публикация подобного рода от имени сотрудников компании «РЭСТЕК». Более того, резкие высказывания допускались ими и общении с ювелирами в Костроме. Когда подобные вещи касались исключительно меня, я старался воздержаться от комментариев, исходя из некоторых соображений: мне наплевать, что вы обо мне думаете – я о вас совсем не думаю; если вам плюют в спину, значит, вы идете впереди; если ваш друг заболел, необходимо либо помочь ему вылечиться, либо попробовать объясниться между обострениями болезни. Надеюсь, что люди из ближайшего окружения подскажут и помогут разрешить эту ситуацию. Повторюсь: если бы это касалось только меня, я и вовсе не обращал бы внимания на эти высказывания. Как строитель, давно привык из камней, брошенных в мой огород, делать что-то полезное.
Но нападки на моих коллег считаю абсолютно недопустимыми, даже если они исходят от неадекватного человека. Публичные голословные оскорбления руководителя самой уважаемой общественной организации, Гильдии ювелиров России ничего, кроме омерзения, не вызывают. Любой производитель скажет, что за семь лет руководства Российской пробирной палатой В.Моспан сделал очень много полезного. Именно при нем сроки клеймения сократились до трех дней. Это еще одно свидетельство того, что команду «РЭСТЕКа» не волнуют насущные проблемы ювелиров.
Человек с лицом, собранным из взаимозаменяемых элементов, который подписывается под такими саморазоблачительными высказываниями, не имеет даже собственной тени. А подлинный автор известных строк – мой давний друг, который на второй день после своих выходок обычно начинает оправдываться: «Во-первых, я ваш горшочек не брал, во-вторых, я его завтра верну».
Все это происходит от неуважения к ювелирам и к их праву самим решать, чем заниматься, в каких выставках принимать участие, а в каких - нет. Тот, кто переносит свои желания на других, маскируя их лозунгом «осчастливить ювелиров», ведет к застою не только чужой бизнес, но и свой. Руководствуясь не стремлением к достижению новых целей, а только страхом потерять завоеванные позиции, человек обязательно проигрывает.
Не все измеряется только выставочными площадями или иными экономическими показателями. Устойчивость бизнеса определяется умножением компетентности на базовые человеческие ценности. И если они отсутствуют, бизнес не только перестает приносить удовлетворение и простое человеческое счастье, но и сведется к нулю. А самые длинные тени, как известно, бывают перед закатом.
Может быть, такая реакция вызвана тем, что «Алмаз-Холдинг» не участвует в выставках РЕСТЭКа? Кстати, почему Ваша компания не будет представлена в Санкт-Петербурге?
Это как раз к слову о свободе выбора. Мы получили от РЕСТЭКа приглашение возобновить участие в их выставках на прежних условиях, за что выражаем благодарность. Но для нас пока нет никакого экономического смысла тратить деньги на выставку «JUNWEX-Петербург», поскольку только за декабрь через сеть «Алмаз-Холдинга» реализовано продукции примерно на полмиллиарда рублей, и наши производства за январь смогут пополнить ассортимент только собственных магазинов. Перед сезоном февральско-мартовских продаж ведем также отгрузки многолетним оптовым партнерам, с которыми работаем не от выставки к выставке, а в ежедневном режиме.
Флун Фагимович, поделитесь, пожалуйста, Вашими планами на 2012 год.
Основная задача – выявить риски, которые принесет бизнесу новая ситуация с вступлением России в ВТО. Беспокоит тот факт, что без должного участия представителей бизнеса идет разработка важных нормативных документов – таких, например, как Положение о внутреннем обороте драгметаллов и драгкамней внутри Таможенного Союза, Положение о создании федеральной службы, (хотя именно мы были инициаторами ее создания), Положение о сертификации ювелирных вставок и ювелирных изделий. Есть опасение, что принятие этих документов без общественного обсуждения может создать механизмы для получения административной ренты от бизнесменов недобросовестными чиновниками. О коррупции сегодня не говорит только ленивый, и думать, что нашей отрасли удастся избежать этой болезни, не приходится. Мы должны минимизировать возможные риски.
Кроме того, крайне важен диалог с властью, иначе мы все пойдем своим путем и придем к одной и той же матери. После митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова это понимают все. Очень надеюсь, что 2012-й в этом отношении будет переломным, и нам удастся наладить конструктивный диалог в первую очередь с руководством Минфина и Пробирной палаты. Приятно отметить, что в конце прошлого года Пробирная палата оперативно отреагировала на наше обращение по срокам клеймения. Хотя нас по-прежнему не может не беспокоить тот факт, что сегодня пробирные инспекции по закону имеют право клеймить изделия в течение 10 рабочих дней. Это очень большой срок, практически полмесяца. Если ювелиры будут получать изделия 2 раза в месяц или 24 раза в году, ни о каких регулярных поставках для своих клиентов не может быть и речи. Как депутат, я получил много обращений с благодарностью и предложениями. Будем готовить совместно с Гильдией ювелиров России совещание по проблемам отрасли.
Есть немало других вопросов, которые необходимо решать за столом переговоров. Так, сегодня изделия из биметалла, то есть из пластинок золота и серебра, клеймятся как серебро, покрытое гальваническим напылением. Непонятно, почему до сих пор не существует 585-й пробы платины или палладия, хотя «проба 585» давно воспринимается как российский бренд.
Россия как мировая ювелирная держава – это звучит гордо. Но добиться этого высокого статуса можно только объединившись и ведя конструктивный диалог со всеми ветвями власти. Прежде всего, повторюсь, с нашим курирующим Министерством – Минфином. Необходимо продолжить уже начавшийся на площадках «Деловой России» и Гильдии ювелиров диалог с органами власти, доводить до чиновников федерального и регионального уровней важность общей работы. Мы делаем дело.