Член Торгово-промышленной палаты Российской Федерации,
Член Всемирной Ювелирной Конфедерации СIВJO
Россия, 127521, г. Москва, ул. Веткина, д. 4.(495) 926-02-88, 926-02-98.
ВР/11-146 от 21 12.11
ЧЛЕНАМ АССОЦИАЦИИ «ГИЛЬДИЯ ЮВЕЛИРОВ РОССИИ»
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
8 декабря 2011 г. на сайте Министерства финансов Российской Федерации был опубликован проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. № 372».
Новая редакция статьи 14 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» наделила Правительство Российской Федерации полномочиями определять, до вступления в силу технических регламентов, перечень драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, подлежащих обязательному подтверждению соответствия. Однако, предлагаемый проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. № 372» предполагает введение процедуры обязательного подтверждения соответствия драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, до вступления в силу соответствующих технических регламентов, на соответствие требованиям действующих национальных стандартов.
Утверждение данного проекта Постановления Правительства РФ наложит дополнительные обязательства на российские ювелирные предприятия, что создаст новые объекты контроля и может привести к произвольным проверкам со стороны контролирующих органов. Помимо возможной коррупционной составляющей, принятие предлагаемого проекта в условиях присоединения России к ВТО приведет к ограничению конкурентоспособности отечественных ювелирных предприятий.
В связи с этим, исполнительным аппаратом Ассоциации было подготовлено экспертное заключение, которое предлагается вам на рассмотрение.
В случае отсутствия возражений со стороны ювелирного сообщества, вышеуказанное экспертное заключение 26 декабря 2011 года будет направлено в адрес Минфина России (Министру финансов РФ - Силуанову А.Г.), как разработчику данного проекта Постановления Правительства Российской Федерации.
Приложение: Экспертное заключение на 5 (пяти) листах.
Генеральный директор
Ассоциации В.И. МОСПАН
Министру финансов
Российской Федерации
СИЛУАНОВУ А.Г.
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. № 372».
8 декабря 2011 г. на сайте Министерства финансов Российской Федерации был опубликован проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. № 372». В связи с этим, Ассоциация «Гильдия ювелиров России» направляет Вам свои замечания по представленному проекту:
1. Предложение об обязательной сертификации бриллиантов в случае реализации физическим лицам подоговору розничной купли – продажи противоречит ст.7 и ст. 19ФЗ от 27.12.02 №184 « О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ».
Федеральный закон «О техническом регулировании»
Статья 7. Содержание и применение технических регламентов
Пункт 6 «Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями».
Статья 19. Принципы подтверждения соответствия
Пункт 2 «Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями».
Введение данной нормы будет противоречить также подписанным соглашениям Таможенного Союза о техническом регулировании. Комиссией Таможенного Союза утвержден перечень технических регламентов с указанием даты принятия и введения. В дальнейшем технические регламенты могут разрабатываться, только в рамках утвержденного Единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного Союза.
2. Качество аффинированных металлов Российских аффинажных заводов подтверждается не только соблюдением российских стандартов и 100% подтверждением пробы готовых ювелирных изделий, но и соответствием международным стандартам. 8 из 11 Российских аффинажных заводов имеют аккредитацию LBMA «Лондонская ассоциация участников рынка драгоценных металлов». Продукция этих заводов имеет статус «Гуд Деливери» (надежная поставка). Предприятия в соответствии с правилами LBMA подвергаются периодической поверке и контролю качества продукции, тестированию аналитическими лабораториями.
Принятие обязательного подтверждения соответствия в отношении всей продукции из драгоценных металлов и бриллиантов приведет к дополнительным тратам, например, из-за повышения производственных расходов, снижению конкуренции и сокращению потребительского рынка.
В преддверии вступления Российской Федерации в ВТО, предлагаемые мероприятия по введению обязательного подтверждения соответствия приведут к еще большему снижению конкурентоспособности российских участников рынка драгоценных металлов и камней.
3. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" все ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов подлежат опробованию, анализу и клеймению государственным пробирным клеймом. На основании пункта 2.3. «Инструкции по осуществлению пробирного надзора», утвержденной приказом Минфина России от 11 января 2009 г. №1н при сдаче ювелирных изделий на клеймение отечественные производители указывают в заявлении состав сплава изделия. Одновременно, в соответствии с пунктом 3.3 Инструкции «Серебряные изделия, содержащие в составе сплава кадмий, свинец и другие тяжелые металлы, не подлежат клеймению и возвращаются сдатчику в неклейменном виде».
Таким образом, установленный в настоящее время нормативным актом порядок опробования, анализа и клеймения ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, с распространением требований пункта 3.3 Инструкции на изделия из золота, платины и палладия, является фактически формой обязательного подтверждения соответствия состава ювелирного сплава и в полной мере защищает жизнь и здоровье граждан, являющихся потребителями (покупателями) ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов. Подтверждение соответствия состава ювелирного сплава проводится государственным учреждением – Пробирной Палатой России.
4. В соответствие с пунктом 3.1 Правил по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг», утвержденных постановлением Госстандарта Российской Федерации от 23 августа 1999 г. № 44, оплата работ по регистрации декларации о соответствии осуществляется изготовителем в двукратном размере минимальной месячной заработной платы установленной законодательством Российской Федерации (в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» на 01.06.2011 - 4611 рублей), что составляет 9222 рубля.
Таким образом, принятие проекта постановления повлечет увеличение расходов субъектов предпринимательской деятельности в части обязательного подтверждения соответствия в форме принятия декларации о соответствии на сумму оплаты регистрации декларации о соответствии. В случае если декларирование на соответствие будет осуществляться в отношении каждой партии продукции – ежегодные издержки производителей ювелирных изделий будут весьма значительны.
5. По данным Пробирной Палаты в России зарегистрировано более 3.100 индивидуальных предпринимателей-ювелиров,занятых в производстве ювелирных изделий. Многие из них работают по индивидуальным заказам. После вступления в силу проекта постановления, они будут вынуждены осуществлять подтверждение соответствия на каждое изделие, созданное по индивидуальному заказу, что приведет к значительному росту издержек и сделает такие изделия неконкурентоспособными на рынке. Это, в свою очередь, приведет к значительному уменьшению числа субъектов предпринимательской деятельности, занятых в сфере производства ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов.
6. Пункт 1 проекта Постановления предполагает подтверждение соответствия, которое осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Непонятно: нужна ли регистрация декларации о соответствии, поскольку об этом в тексте проекта нет ни слова? Понятие «регистрация декларации о соответствии» используется в Постановлении Правительства РФ от 25.12.08 №1028 «Об утверждении положения о формировании и ведении единого реестра деклараций о соответствии, регистрации деклараций о соответствии, предоставлении содержащихся в указанном реестре сведений и об оплате за предоставление таких сведений». По нашему мнению, использовать данное постановление Правительства РФ мы не можем, поскольку, в соответствии с пунктом 1, оно устанавливает порядок регистрации деклараций о соответствии только для продукции, изготовленной в соответствии с требованиями технических регламентов, которые до настоящего времени не разработаны.
7. Из текста проекта Постановления Правительства РФ не ясно: каким нормативным актом регулируется порядок регистрации и форма декларации о соответствии, на каком этапе производства ювелирных изделий должна быть зарегистрирована декларация о соответствии, кто производит регистрацию декларации о соответствии и в какие сроки, периодичность подачи декларации о соответствии?
8. Даже если взять за образец требования пункта 8 Постановления Правительства РФ от 25.12.08№1028 «Об утверждении положения о формировании и ведении единого реестра деклараций о соответствии, регистрации деклараций о соответствии, предоставлении содержащихся в указанном реестре сведений и об оплате за предоставление таких сведений», то регистрация декларации о соответствии занимает никак не меньше 4-х календарных дней. Для справки: один день нахождения готовых ювелирных изделий на складе готовой продукции предприятия, относящегося по классификационным признакам к малому или среднему бизнесу, оборачивается потерями в размере около 100 000 руб. По данным Пробирной Палаты России, в Российской Федерации зарегистрировано около 1300 компаний-производителей ювелирных изделий. Даже, если каждая из отечественных ювелирных компаний-производителей будет регистрировать декларацию о соответствии один раз в год, суммарные потери производителей, из-за нахождения готовой продукции на складе, составят более полумиллиарда рублей в год.
9. В настоящее время сертификация драгоценных камней – добровольная. Но согласно постановлению Правительства РФ от 19 января 1999 г. № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров…» она является обязательной для бриллиантов и изумрудов в случае продажи неоправленных ограненных камней в розничной сети. Однако из Приложения №1 к проекту постановления Правительства РФ ясно, что сертификация изумрудов не должна быть обязательной. Это противоречит п. 61 постановления Правительства РФ от 19 января 1999 г. №55.
10. В Приложении №1 к проекту Постановления Правительства РФ указано, что подтверждение соответствия должно быть согласно ГОСТ Р 52913-2008, раздел 5. Поскольку согласно проекту сертификации подлежат все бриллианты независимо от их массы, нужно отметить, что определение всех указанных в разделе 5 ГОСТ параметров – трудоемкий и затратный по времени процесс. Для мелких бриллиантов это экономически нецелесообразно. Если в составе розничной цены на такие бриллианты появятся затраты на сертификацию, то розничные цены возрастут, и потребитель вынужден будет покупать данный товар по более высокой цене. Сейчас средняя стоимость сертификации мелкого бриллианта составляет 660 руб/шт, при том, что стоимость мелкого бриллианта может составлять 200 – 300 руб/шт., то согласно проекту, стоимость сертификации одного бриллианта вырастет до 4611 руб. (В соответствие с пунктом 4.9 Правил по сертификации «Оплата работ по сертификации продукции и услуг», утвержденных постановлением Госстандарта Российской Федерации от 23 августа 1999 г. № 44, плата за выдачу сертификата соответствия при обязательной сертификации является фиксированной и устанавливается в размере одной минимальной месячной заработной платы, определяемой законодательством Российской Федерации (в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» на 01.06.2011 - 4611 рублей). Для рынка введение такой сертификации означает, что предприниматели прекратят сертифицировать мелкие бриллианты из-за увеличения их розничной стоимости и, соответственно, падению спроса со стороны покупателей. В целом, без того несущественная доля неоправленных бриллиантов на розничном рынке еще больше сократится. Потребители же неоправленных бриллиантов будут приобретать их за границей, тем самым способствуя развитию иностранных рынков.
Учитывая вышеизложенное, Ассоциация «Гильдия ювелиров России» полагает, что сложившиеся в настоящее время условия не требуют принятия отдельного постановления Правительства РФ, которое гарантировало бы защиту жизни и здоровья граждан, а также предупреждало действия, вводящие в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей, в сфере производства и обращения ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов.
Одновременно Ассоциация «Гильдия ювелиров России» считает, что принятие данного проекта Постановления Правительства РФ наложит дополнительные финансовые обязательства на российские ювелирные предприятия, создаст новые объекты контроля и может привести к произвольным проверкам со стороны контролирующих органов. Помимо возможной коррупционной составляющей, принятие предлагаемого проекта, в условиях присоединения России к ВТО, приведет к ограничению конкурентоспособности отечественных ювелирных предприятий.
[ Ювелирные Известия ]