Опасные игры. 2 часть

Раздел: Власть
14 декабря 2011 г.

Владимир Збойков

Итак, один и тот же но­вей­ший за­кон де­кри­ми­на­ли­зи­ру­ет «то­вар­ную кон­тра­бан­ду» (лик­ви­ди­ру­ет ста­тью 188), но в то же вре­мя под­твер­жда­ет кри­ми­наль­ность на­ру­ше­ний пра­вил обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней (со­хра­ня­ет ста­тью 191). И вво­дит «ниж­нюю план­ку» под­па­да­ния на­ру­ше­ний пра­вил под эту уго­лов­ную ста­тью.

Вро­де бы, ре­ше­ние по 191 ста­тье не на­ру­ша­ет здра­вый смысл: не са­жать же че­ло­ве­ка в тюрь­му за то, что он где-то ку­пил, и хра­нит те­перь этот де-юро «дра­го­цен­ный», а де-фа­кто гро­шо­вый ка­мень це­ною в сто руб­лей­…

Од­на­ко за на­ру­ше­ния пра­вил обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней не преду­смот­ре­но ни­ка­ких на­ка­за­ния в Ко­дек­се об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях, а зна­чит – ес­ли сто­и­мост­ная оцен­ка их яв­ля­ет­ся ни­же «круп­но­го» раз­ме­ра – то яко­бы все мож­но, ни­ка­ких на­ка­за­ний нет. Вот как толь­ко их сто­и­мость до­сти­га­ет «круп­но­го раз­ме­ра» - то сра­зу гро­зит тюрь­ма.

Про по­тен­ци­аль­но кор­руп­ци­он­ную со­став­ля­ю­щую эф­фек­та от та­ко­го раз­гра­ни­че­ния, на­вер­ное, и го­во­рить не сто­ит – и так все яс­но. По­го­во­рим о дру­гом – все о том же про­во­ци­ро­ва­нии пра­во­на­ру­ше­ний. Ес­ли, ко­неч­но, со­гла­сить­ся с тем, та­кие дей­ствия дей­стви­тель­но мож­но рас­смат­ри­вать как пра­во­на­ру­ше­ния (что очень спор­но).

От­сут­ствие уго­лов­но­го и ад­ми­ни­стра­тив­но­го на­ка­за­ния за обо­рот не­до­ро­гих объ­е­мов дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней на са­мом де­ле во­все не де­ла­ют их обо­рот сво­бод­ным.

Де­ло в том, что со­глас­но п.4. Ста­тьи 2 Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях», «Соб­ствен­ни­ком не­за­кон­но до­бы­тых дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней яв­ля­ет­ся Рос­сий­ская Фе­де­ра­ци­я».

Эту нор­му раз­ви­ва­ет и пункт 2 Ста­тьи 30 то­го же за­ко­на: «По­лу­чен­ные в ре­зуль­та­те осу­ществ­ле­ния не­за­кон­ных до­бы­чи, про­из­вод­ства, ис­поль­зо­ва­ния и об­ра­ще­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней до­хо­ды об­ра­ща­ют­ся в уста­нов­лен­ном за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции по­ряд­ке в до­ход го­су­дар­ства. При этом дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни под­ле­жат обя­за­тель­ной сда­че в Го­су­дар­ствен­ный фонд дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и».

По­лу­ча­ет­ся, что не за­ви­си­мо от то­го, сколь­ко сто­ят дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни, их обо­рот «в на­ру­ше­ние пра­вил» все рав­но ка­ра­ет­ся. Но до до­сти­же­ния «круп­но­го раз­ме­ра» «не­за­кон­ные» дра­го­цен­ные ме­тал­лы и кам­ни про­сто от­би­ра­ют (в до­ход го­су­дар­ства), а с до­сти­же­ни­ем «круп­но­го раз­ме­ра» их го­ре-вла­дель­ца еще и са­жа­ют… Но ведь кор­рек­ти­ров­ка ста­тьи 191 УК РФ да­ла мно­гим участ­ни­кам рын­ка сиг­нал: «ес­ли не до­ро­го – то мож­но». Опять про­во­ка­ци­я!

Пред­ла­га­ет­ся об­ра­тить вни­ма­ние на важ­ную де­таль – «го­ре-вла­дель­ца» (это не опис­ка и не ошиб­ка). Т.е. са­жа­ют имен­но быв­ше­го соб­ствен­ни­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней. Со­глас­но пре­зумп­ции не­ви­нов­но­сти, по­ка суд не до­ка­зал об­рат­но­го, все дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни яв­ля­ют­ся соб­ствен­но­стью то­го, у ко­го они бы­ли изъ­яты. Но соб­ствен­ник драг­ме­тал­лов и кам­ней лег­ко мо­жет рас­стать­ся со сво­ею соб­ствен­но­стью – т.к. по рос­сий­ско­му за­ко­но­да­тель­ству очень лег­ко най­ти что-то не­за­кон­ное в их от­но­ше­нии. Ведь од­на нор­ма раз­ре­ша­ет – а дру­гая это же за­пре­ща­ет.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->