В алмазо-бриллиантовом комплексе РФ активно обсуждают тот факт, что недавно АЛРОСА получила письмо от Федеральной Антимонопольной Службы (ФАС), в котором ее обвинили в ущемлении конкуренции на территории России. Компании был дан срок до 20 июля с.г. для того, чтобы АЛРОСА предоставила ФАС затребованное Положение о не дискриминационном доступе к алмазному сырью.
«На данный момент в ФАС Росси имеется письмо от Алроса от 21 июля 2011 года. Сроки для Алроса о предоставлении Положения продлены до конца сентября этого года», - сообщила Ю+ пресс-служба ФАС России.
Вообще говоря, АЛРОСА – соблазнительный объект для антимонопольных обвинений. Компания все 15 лет существования федерального закона «О защите конкуренции» очевидно нарушает ст.5. Напомним, чтоэта статья «Доминирующее положение» касается компаний, доля которых на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
Теоретически, АЛРОСА возможно бы разделить на 5 частей:
Таким образом, ни одна из алмазодобывающих компаний не контролировала бы более 35% рынка сырых алмазов РФ, что и предписывается Законом. Раньше Закон не выполнялся во многом из-за того, что АЛРОСА была в списке стратегических предприятий. Но на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге недавно Президент РФ объявил о приватизации АЛРОСА после 1 августа с.г. что предполагает исключение АЛРОСА из списка стратегических предприятий; таким образом, этот аргумент на днях будет разрушен.
Сейчас ФАС ничто не мешает поднять вопрос о разделе АЛРОСА, которая держит 97% внутреннего рынка ювелирных алмазов.
Однако ряд экспертов, опрошенных редакцией - генеральный директор «Руиз Даймонд» Валерий Морозов, член совета Гильдии ювелиров России Валерий Радашевич, президент Алмазной Палаты Сергй Улин, генеральный директор «Мосалмаз» Игорь Фетисов – скептически отнеслись к идее разбить АЛРОСА на несколько компаний. «Не нанесeт ли это ущерб АБК России», - спрашивали они.
Во-первых, возникнет реальная угроза недобросовестной скупки частей АЛРОСА враждебными конкурентами. Правда, это противоречит урокам истории и экономики. Ведь наше государство устанавливает и обеспечивает выполнение правил крупных компаний. При необходимости, возможно «ручное управление» председателем правительства.
Во-вторых, аргументом против разделения АЛРОСА является сложность горно-рудных производств при эксплуатации коренных месторождений алмазов. Цикл эксплуатации рудников долог и их продуктивность неравномерна. Поэтому только в рамках большой компании имеется возможность системной и разумной смены центров прибыльности (у АЛРОСА исторически «Мир» своей прибылью давал возможность освоить «Удачный», тот в свою очередь дал средства на строительство подземки трубок «Интернациональной» и «Мир», а так же на освоение месторождений Накынского алмазоносного поля на севере Нюрбинского Улуса и т.д.). Этот аргумент хорош больше на бумаге. На самом деле, полагает заместитель генерального директора инжиниринговой фирмы «Алмазинтех» Константин Годун, «в АЛРОСА не было и нет на сегодняшний день ни одного комплексного проекта отработки месторождения с начала до рекультивации и устранения последствий на экологию с соответствующим ТЭП, финансовым планом и оценкой экономической эффективности отработки месторождения и ликвидации последствий. Все ТЭО и проекты которые компания защищает в ГКЗ и Ростехнадзоре это сиюминутные вещи, которые формально дают право на работу, но исторически не представляют собой проект и руководство для менеджмента по управлению предприятием за период отработки месторождения. У «АЛРОСЫ» в управлении несколько проектов с разными сроками отработки и территориальным расположением. Т.е. должен быть общий проект или хотя бы концепция. На примере Де Бирс мы видим, что она при наступлении периода когда проект становится малоэффективным при переходе на подземку выходит из него, консервируя или продавая его другому собственнику. В наших условиях на сколько это повлияет на социальную ситуацию в регионе никто себе представить не сможет».
Понятна благородная цель ФАС: через принудительную конкуренцию снизить коррупционную составляющую алмазного бизнеса в РФ. Но коррупцию вокруг АЛРОСА можно подавить и другими путями, например совершенствованием торговлей лотами алмазного сырья, усилением внутреннего аудита, расширением системы конкурсных торгов для поставщиков товаров и услуг.
Последнее время руководитель ФАС Игорь Артемьев проявляет довольно высокую активность. По его словам, монополизм и сговор чиновников с бизнесом являются сдерживающими факторами развития российской экономики. «Необходимо избавляться от наследия СССР, излишней монополизации российской экономики. Нужно сделать экономику более адаптивной, лояльной по отношению к собственным предприятиям», - полагает И.Артемьев. По его инициативе проект «третьего антимонопольного пакета» 28 июня 2011 года был утвержден Правительством РФ и внесен на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ. Третий антимонопольный пакет существенно упрощает работу бизнеса и усиливает ответственность чиновников, препятствующих свободе предпринимательства. «В антимонопольном законодательстве появляется определение картелей, как в США. Борьба с картелями – один из основных приоритетов в деятельности ФАС России. В прошлом году нам удалось раскрыть 5 национальных картелей. А правоохранительные органы возбудили уже 10 уголовных дел по 178 статьей Уголовного Кодекса РФ за нарушение антимонопольного законодательства», - заявил Игорь Артемьев.
Напомним, основными целями третьего антимонопольного пакета является
Изменения, в частности, предусматривают уголовное преследование только за наиболее опасные для конкуренции картели. Третий антимонопольный пакет предлагает поправки и в Кодекс об административных правонарушениях: эти изменения направлены на дифференциацию ответственности компаний за нарушение антимонопольного законодательства, в том числе установление фиксированного штрафа в сумме до 1 миллиона рублей за злоупотребление доминирующим положением.
Так что можно ожидать далеко не один раунд противостояния ФАС и АЛРОСА.
Владимир Тесленко
[ Ювелирные Известия ]