Обзор рынка. Июль.

Раздел: Драгоценные камни
01 августа 2011 г.

В на­ча­ле июля ме­ня ого­ро­ши­ли те­ле­фон­ным звон­ком. «Пред­став­ля­ешь, - взвол­но­ван­но го­во­рил го­лос в труб­ке, - АЛРОСА уве­ли­чи­ла це­ны на 20%! Нет, ты толь­ко пред­ставь: сра­зу на 20%! Это же на­столь­ко боль­шой еди­но­вре­мен­ный ро­ст, что да­же уже не­при­лич­но!». Увы, но та­ко­вы ны­неш­ние ре­а­лии рын­ка: ес­ли по­вы­ша­ешь це­ны не каж­дый ме­сяц, а па­ру раз в квар­тал, рост бу­дет дву­знач­ным. Сы­рье про­дол­жа­ет бур­но до­ро­жать, и кон­ца это­му трен­ду по­ка не пред­ви­дит­ся.

Вре­мя дву­знач­ных ве­ли­чин

Во­круг пе­ре­смот­ра цен АЛРОСА сно­ва ин­три­га: все зна­ют, что су­ще­ствен­ное по­вы­ше­ние бы­ло, но ни­кто не мо­жет од­но­знач­но ска­зать, на ка­кую имен­но ве­ли­чи­ну. Са­ма ком­па­ния утвер­жда­ет, что по­вы­ше­ние в июле бы­ло на 15%, а в те­че­ние все­го по­лу­го­дия – на 25%. Участ­ни­ки рын­ка твер­дят о том, что в июле це­ны рос­сий­ской гос­мо­но­по­лии вы­рос­ли в сред­нем на 20%, по от­дель­ным ка­те­го­ри­ям – до 35%, а за по­лу­го­дие – на 40%. Источ­ни­ки в Мин­фи­не еще ка­те­го­рич­нее: по их сло­вам, за по­лу­го­дие це­ны АЛРОСА вы­рос­ли в пол­то­ра ра­за.

Не­ко­то­рую яс­ность вно­сит по­лу­го­до­вая от­чет­ность рос­сий­ской ком­па­нии, ко­то­рая сви­де­тель­ству­ет о ро­сте цен в пер­вом по­лу­го­дии на 41% по срав­не­нию с пер­вым по­лу­го­ди­ем про­шло­го го­да – с $80 до $113 за ка­рат.

Как бы то ни бы­ло, пре­тен­зии рын­ка к дей­стви­ям АЛРОСА вы­гля­дят стран­но. Да­же ес­ли пред­по­ло­жить, что це­ны ком­па­нии вы­рос­ли на 30% толь­ко за июль. Но­вая по­ли­ти­ка дол­го­сроч­ных кон­трак­тов не поз­во­ля­ет АЛРОСА про­да­вать все сы­рье по те­ку­щим спо­то­вым це­нам – сто­и­мость сы­рья по этим кон­трак­там пе­ре­смат­ри­ва­ет­ся не­сколь­ко раз за год конъ­юнк­тур­ным со­ве­том. В по­след­ний раз пе­ред июлем АЛРОСА по­вы­ша­ла це­ны еще вес­ной – вот и пред­ставь­те, на сколь­ко вы­рос­ла сто­и­мость сы­рья за этот пе­ри­од.

Це­но­вая по­ли­ти­ка АЛРОСА ни­чем не от­ли­ча­ет­ся от то­го, что де­ла­ет ее ос­нов­ной кон­ку­рент – De Beers. Сы­рье за­пад­ной мо­но­по­лии, со­глас­но опуб­ли­ко­ван­ным дан­ным, за по­лу­го­дие по­до­ро­жа­ло точ­но так же на 35%, а про­да­жи по срав­не­нию с пер­вым по­лу­го­ди­ем про­шло­го го­да вы­рос­ли на 33%. Един­ствен­ное от­ли­чие в том, что De Beers пе­ре­смат­ри­ва­ет це­ны ча­ще, на каж­дом но­вом сай­те. Бла­го­да­ря та­кой ча­сто­те ди­на­ми­ка ро­ста по­лу­ча­ет­ся не та­кой пу­га­ю­щей – на­при­мер, на июль­ском сай­те це­ны DTC вы­рос­ли на 10% по офи­ци­аль­ным дан­ным. По не­офи­ци­аль­ным, есте­ствен­но, боль­ше, но «д­ву­знач­ный ро­ст» ком­па­ния го­ря­чо от­ри­ца­ет.

Вот она, но­вая тен­ден­ции ал­маз­но­го рын­ка. По­сле кри­зи­са про­из­во­ди­те­ли по­вы­ша­ли це­ны очень осто­рож­но и на пря­мые во­про­сы о ди­на­ми­ке ро­ста от­ве­ча­ли уклон­чи­во. Как-ни­будь вро­де «це­ны в сред­нем оста­лись ста­биль­ны­ми, от­ме­че­но лег­кое по­вы­ше­ние по не­сколь­ким груп­пам». Те­перь от­ри­цать рост цен уже бес­смыс­лен­но, и озву­чи­вать стес­ня­ют­ся толь­ко дву­знач­ные ве­ли­чи­ны. По­ка «то-что-нель­зя-на­звать» ко­леб­лет­ся на уров­не 15-30% на од­ну груп­пу сы­рья за раз – и это ле­том, в се­зон сни­же­ния де­ло­вой ак­тив­но­сти. Та­ки­ми тем­па­ми мы к осе­ни дой­дем до то­го, что мяг­ко ву­а­ли­ро­вать нач­нем рост от 40%, счи­тая все, что ни­же, яв­ле­ни­ем со­вер­шен­но есте­ствен­ным.

До­ро­гие аук­ци­о­ны для до­ро­гих кли­ен­тов

Кон­тракт­ные про­да­жи, по ко­то­рым этот ры­нок при­вык ра­бо­тать за по­след­ние го­ды, пред­по­чи­та­ют имен­но за по­нят­но­сть, пред­ска­зу­е­мость и ста­биль­ность це­ны. Аук­ци­он­ные про­да­жи не в при­мер до­ро­же: ос­нов­ные пар­тии сы­рья уже ушли на сай­тах, а же­ла­ю­щих по-преж­не­му мно­го. По­это­му аук­ци­о­ны очень по­пу­ляр­ны сей­час, и есть ос­но­ва­ния по­ла­гать, что ста­нут еще по­пу­ляр­нее в бу­ду­щем.

Нач­нем с ны­неш­них: Diamdel, аук­ци­он­ная «доч­ка» DTC, на оче­ред­ных тор­гах сно­ва без про­блем ре­а­ли­зо­ва­ла все вы­став­лен­ные ло­ты. При­чем 45% этих ло­тов ску­пи­ли сайт­хол­де­ры DTC, ко­то­рым, ви­ди­мо, не хва­ти­ло сы­рья на сай­те (хо­тя сайт был са­мым боль­шим за этот год - $850 млн). Есть ос­но­ва­ния по­ла­гать, что пре­мия к бок­су бы­ла по­бо­лее, чем 10-про­цент­ный рост в рам­ках сай­та. По сло­вам участ­ни­ков тор­гов, по­до­ро­жа­ли аб­со­лют­но все ка­те­го­рии сы­рья, осо­бен­но силь­но, как во­дит­ся – мел­кие и грей­не­ры.

Вы­со­кие це­ны по­ка­зы­ва­ют и дру­гие ком­па­нии, ра­бо­та­ю­щие на аук­ци­о­нах. Paragon Diamonds, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­ща­я­ся на аль­тер­на­тив­ных ин­ве­сти­ци­ях, про­да­ва­ла кам­ни по це­не до $2035 за ка­рат. Gem Diamonds не рас­кры­ва­ет ито­гов кон­крет­ных тор­гов, но, со­глас­но от­чет­но­сти, в пер­вом по­лу­го­дии под­ня­ла це­ны на 77% - по сред­не­му мак­си­му­му $3052 за ка­рат. От­дель­ные осо­бо круп­ные кам­ни Gem Diamonds ухо­ди­ли и в ра­зы до­ро­же: спе­ци­а­ли­за­ция на цвет­ном сы­рье вы­со­ко­го ка­че­ства поз­во­ля­ет ком­па­нии под­ни­мать сто­и­мость сы­рья, не со­мне­ва­ясь, что оно все рав­но най­дет сво­е­го по­ку­па­те­ля.

Рост цен на аук­ци­о­не, в от­ли­чие от кон­тракт­но­го, все­гда мож­но оправ­дать: тут ку­да оче­вид­нее дей­ствие ры­ноч­ных за­ко­нов спро­са и пред­ло­же­ния. В усло­ви­ях де­фи­ци­та сы­рья на рын­ке, чем вы­ше спрос – тем и це­ны вы­ше. И тен­ден­ции на рын­ке та­ко­вы, что аук­ци­о­нов ста­нет толь­ко боль­ше.

Пер­вый зво­но­чек к это­му про­зве­нел еще па­ру ме­ся­цев на­зад, ко­гда по рын­ку по­полз­ли слу­хи о на­ме­ре­нии но­во­го ру­ко­вод­ства De Beers уве­ли­чить про­да­жи че­рез Diamdel. Те­перь вто­рой зво­нок: АЛРОСА на­ча­ла про­во­дить он­лайн-аук­ци­о­ны, а в ав­гу­сте ожи­да­ет­ся вто­рой ана­ло­гич­ный аук­ци­он в Су­ра­те. И де­ло тут, бо­юсь, да­же не в но­вых тех­но­ло­ги­ях и воз­мож­но­сти ав­то­ма­ти­че­ски предо­ста­вить до­ступ к тор­гам участ­ни­кам рын­ка во всем ми­ре. Он­лайн-до­ступ – это все­го лишь сер­вис. А вот са­ма фор­ма аук­ци­о­на – воз­мож­ность по­лу­чить боль­ше де­нег за сы­рье.

От­ста­ю­щие брил­ли­ан­ты

По­ка про­из­во­ди­те­ли сы­рья один за дру­гим от­чи­ты­ва­ют­ся о ро­сте вы­руч­ки и при­бы­ли, про­из­во­ди­те­ли брил­ли­ан­тов не мо­гут по­хва­стать­ся бур­ным ро­стом. Раз­рыв меж­ду це­на­ми на ал­ма­зы и огра­нен­ные кам­ни про­дол­жа­ет оста­вать­ся слиш­ком боль­шим. По оцен­кам экс­пер­тов, с на­ча­ла го­да брил­ли­ан­ты по­до­ро­жа­ли все­го на 25%.

Боль­шин­ство экс­пер­тов, прав­да, на­стро­е­но оп­ти­ми­стич­но: цикл про­из­вод­ства и про­да­жи брил­ли­ан­та до­ста­точ­но до­лог, и что­бы «о­тыг­рать» рост цен на ал­маз­ное сы­рье, брил­ли­ан­то­во­му рын­ку нуж­но око­ло по­лу­го­да – так что бур­ный рост цен на огра­нен­ные кам­ни не за го­ра­ми. Но с дру­гой сто­ро­ны, пол­го­да с мо­мен­та на­ча­ла бур­но­го ро­ста сы­рья уже про­шло, а ди­на­ми­ка ро­ста ал­ма­зов и брил­ли­ан­тов так и не вы­ров­ня­лась. Есть опа­се­ние, что по­ка брил­ли­ан­ты бу­дут «до­го­нять» ны­неш­ние це­ны, сы­рье по­до­ро­жа­ет еще силь­нее.

Участ­ни­ки рын­ка на­чи­на­ют от­ме­чать те же симп­то­мы, что уже на­блю­да­лись пе­ред кри­зи­сом в 2008 го­ду: це­ны на сы­рье пре­вы­ша­ют сто­и­мость огра­нен­ных кам­ней, ко­то­рые из них про­из­ве­дут. И это уже по­па­хи­ва­ет но­вым спе­ку­ля­тив­ным «пу­зы­рем». Но вы­бо­ра у участ­ни­ков рын­ка все рав­но нет, по­это­му не­смот­ря на «о­бес­по­ко­ен­ность рас­ту­щей це­ной», спрос оста­ет­ся вы­со­ким во всех ре­ги­о­нах.

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->