В начале июля меня огорошили телефонным звонком. «Представляешь, - взволнованно говорил голос в трубке, - АЛРОСА увеличила цены на 20%! Нет, ты только представь: сразу на 20%! Это же настолько большой единовременный рост, что даже уже неприлично!». Увы, но таковы нынешние реалии рынка: если повышаешь цены не каждый месяц, а пару раз в квартал, рост будет двузначным. Сырье продолжает бурно дорожать, и конца этому тренду пока не предвидится.
Время двузначных величин
Вокруг пересмотра цен АЛРОСА снова интрига: все знают, что существенное повышение было, но никто не может однозначно сказать, на какую именно величину. Сама компания утверждает, что повышение в июле было на 15%, а в течение всего полугодия – на 25%. Участники рынка твердят о том, что в июле цены российской госмонополии выросли в среднем на 20%, по отдельным категориям – до 35%, а за полугодие – на 40%. Источники в Минфине еще категоричнее: по их словам, за полугодие цены АЛРОСА выросли в полтора раза.
Некоторую ясность вносит полугодовая отчетность российской компании, которая свидетельствует о росте цен в первом полугодии на 41% по сравнению с первым полугодием прошлого года – с $80 до $113 за карат.
Как бы то ни было, претензии рынка к действиям АЛРОСА выглядят странно. Даже если предположить, что цены компании выросли на 30% только за июль. Новая политика долгосрочных контрактов не позволяет АЛРОСА продавать все сырье по текущим спотовым ценам – стоимость сырья по этим контрактам пересматривается несколько раз за год конъюнктурным советом. В последний раз перед июлем АЛРОСА повышала цены еще весной – вот и представьте, на сколько выросла стоимость сырья за этот период.
Ценовая политика АЛРОСА ничем не отличается от того, что делает ее основной конкурент – De Beers. Сырье западной монополии, согласно опубликованным данным, за полугодие подорожало точно так же на 35%, а продажи по сравнению с первым полугодием прошлого года выросли на 33%. Единственное отличие в том, что De Beers пересматривает цены чаще, на каждом новом сайте. Благодаря такой частоте динамика роста получается не такой пугающей – например, на июльском сайте цены DTC выросли на 10% по официальным данным. По неофициальным, естественно, больше, но «двузначный рост» компания горячо отрицает.
Вот она, новая тенденции алмазного рынка. После кризиса производители повышали цены очень осторожно и на прямые вопросы о динамике роста отвечали уклончиво. Как-нибудь вроде «цены в среднем остались стабильными, отмечено легкое повышение по нескольким группам». Теперь отрицать рост цен уже бессмысленно, и озвучивать стесняются только двузначные величины. Пока «то-что-нельзя-назвать» колеблется на уровне 15-30% на одну группу сырья за раз – и это летом, в сезон снижения деловой активности. Такими темпами мы к осени дойдем до того, что мягко вуалировать начнем рост от 40%, считая все, что ниже, явлением совершенно естественным.
Дорогие аукционы для дорогих клиентов
Контрактные продажи, по которым этот рынок привык работать за последние годы, предпочитают именно за понятность, предсказуемость и стабильность цены. Аукционные продажи не в пример дороже: основные партии сырья уже ушли на сайтах, а желающих по-прежнему много. Поэтому аукционы очень популярны сейчас, и есть основания полагать, что станут еще популярнее в будущем.
Начнем с нынешних: Diamdel, аукционная «дочка» DTC, на очередных торгах снова без проблем реализовала все выставленные лоты. Причем 45% этих лотов скупили сайтхолдеры DTC, которым, видимо, не хватило сырья на сайте (хотя сайт был самым большим за этот год - $850 млн). Есть основания полагать, что премия к боксу была поболее, чем 10-процентный рост в рамках сайта. По словам участников торгов, подорожали абсолютно все категории сырья, особенно сильно, как водится – мелкие и грейнеры.
Высокие цены показывают и другие компании, работающие на аукционах. Paragon Diamonds, специализирующаяся на альтернативных инвестициях, продавала камни по цене до $2035 за карат. Gem Diamonds не раскрывает итогов конкретных торгов, но, согласно отчетности, в первом полугодии подняла цены на 77% - по среднему максимуму $3052 за карат. Отдельные особо крупные камни Gem Diamonds уходили и в разы дороже: специализация на цветном сырье высокого качества позволяет компании поднимать стоимость сырья, не сомневаясь, что оно все равно найдет своего покупателя.
Рост цен на аукционе, в отличие от контрактного, всегда можно оправдать: тут куда очевиднее действие рыночных законов спроса и предложения. В условиях дефицита сырья на рынке, чем выше спрос – тем и цены выше. И тенденции на рынке таковы, что аукционов станет только больше.
Первый звоночек к этому прозвенел еще пару месяцев назад, когда по рынку поползли слухи о намерении нового руководства De Beers увеличить продажи через Diamdel. Теперь второй звонок: АЛРОСА начала проводить онлайн-аукционы, а в августе ожидается второй аналогичный аукцион в Сурате. И дело тут, боюсь, даже не в новых технологиях и возможности автоматически предоставить доступ к торгам участникам рынка во всем мире. Онлайн-доступ – это всего лишь сервис. А вот сама форма аукциона – возможность получить больше денег за сырье.
Отстающие бриллианты
Пока производители сырья один за другим отчитываются о росте выручки и прибыли, производители бриллиантов не могут похвастаться бурным ростом. Разрыв между ценами на алмазы и ограненные камни продолжает оставаться слишком большим. По оценкам экспертов, с начала года бриллианты подорожали всего на 25%.
Большинство экспертов, правда, настроено оптимистично: цикл производства и продажи бриллианта достаточно долог, и чтобы «отыграть» рост цен на алмазное сырье, бриллиантовому рынку нужно около полугода – так что бурный рост цен на ограненные камни не за горами. Но с другой стороны, полгода с момента начала бурного роста сырья уже прошло, а динамика роста алмазов и бриллиантов так и не выровнялась. Есть опасение, что пока бриллианты будут «догонять» нынешние цены, сырье подорожает еще сильнее.
Участники рынка начинают отмечать те же симптомы, что уже наблюдались перед кризисом в 2008 году: цены на сырье превышают стоимость ограненных камней, которые из них произведут. И это уже попахивает новым спекулятивным «пузырем». Но выбора у участников рынка все равно нет, поэтому несмотря на «обеспокоенность растущей ценой», спрос остается высоким во всех регионах.