Об образовании Федеральной службы по контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.
Президенту Российской Федерации Д.А.МЕДВЕДЕВУ
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
5 апреля 2011 года Министерство финансов Российской Федерации опубликовало проекты Указа Президента Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации «Об образовании Федеральной службы по контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней», а также проект Положения о ней.
Из проектов документов следует, что новое федеральное ведомство должно решать фактически одну задачу - возобновить деятельность федерального пробирного надзора в том же объеме, что имел место до вступления в силу Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, ограничившего объем государственного контроля за бизнесом.
Отраслевой бизнес ждал появления своего специализированного федерального ведомства, обеспечивающего реализацию государственной политики развития отрасли и снятие излишних бюрократических препятствий в установленной сфере деятельности. Участники рынка драгоценных металлов и драгоценных камней нуждаются в профильном ведомстве, способном совместно с бизнесом заниматься разработкой современной отраслевой нормативно-правовой базы, соответствующей мировым образцам. Без качественного изменения отраслевой нормативно - правовой базы в России не удастся существенно увеличить долю глубокой переработки драгоценного сырья, и отечественный производитель не сможет на равных конкурировать с зарубежными коллегами.
В Российской Федерации крайне осложнены условия ведения бизнеса в отрасли - до сих пор действует 191 статья Уголовного кодекса, карающая до 7 лет лишения свободы за совершение сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями в нарушение правил, установленных законодательством. Но таких архаичных «правил» сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями нет ни у кого в мире кроме нескольких стран бывшего СССР. И это несмотря на снятия с них статуса валютных ценностей еще в 2003 году.
19 апреля 2011 года в «Деловой России» прошло совещание с участием представителей органов власти и руководителей некоммерческих объединений и союзов, объединяющих практически все основные предприятия отрасли, на котором была принята Резолюция по вопросу образования Федеральной службы.
Участники Совещания согласны с тем, что образовывать специализированное ведомство по драгоценным металлам и драгоценным камням необходимо. Однако функция поддержки и развития рынка для образуемого федерального ведомства должна быть первична, а функция контроля - вторична. Федеральное ведомство обязательно должно быть наделено функцией нормативно-правового регулирования в своей сфере. Отрасль драгоценных металлов и драгоценных камней имеет значительный потенциал роста, и образование федерального ведомства, самостоятельно реформирующего отраслевую нормативно-правовую базу, могло бы дать существенный импульс ее дальнейшему развитию.
«Деловая Россия» поддерживает предложения, выработанные участниками совещания, и просит Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, поручить Правительству Российской Федерации учесть при подготовке образования Федеральной службы предложения участников совещания и выводы антикоррупционной экспертизы.
Приложение:
Предложения участников Совещания - на 1 л.
Выводы антикоррупционной экспертизы Положения - на 4 л.
С уважением,
Председатель Организации
Б.К. Титов
Приложение 1
Предложения участников Совещания в «Деловой России» от 19.04.11 г. по вопросу образования Федеральной службы по контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней
Поддержать образование федерального ведомства по драгоценным металлам и драгоценным камням, обеспечивающего реализацию государственной политики развития отрасли и снятие излишних бюрократических препятствий в установленной сфере деятельности, при условии обязательного наделения ведомства дополнительными функциями нормативно-правового регулирования в данной сфере и сохранении ряда контрольных функций.
Рассмотреть вопрос о внесении в нормативно-правовую базу Российской Федерации и Положение образуемого федерального ведомства поправок, предусматривающих:
Обеспечить открытую процедуру систематических консультаций между всеми сегментами бизнес-сообщества отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней и представителями заинтересованных органов государственной власти.
Во избежание правового вакуума при образовании федерального ведомства по драгоценным металлам и драгоценным камням, предусмотреть переходный период, в течение которого должна сохраняться преемственность функций, выполняемых в настоящее время Пробирной палатой России и Гохраном России и ныне действующего порядка оформления и предоставления документации по хозяйственной и внешнеэкономической деятельности участников рынка.
Провести до 15 июня 2011 года обсуждение образуемого федерального ведомства по драгоценным металлам и драгоценным камням на расширенном совещании при Заместителе Председателя Правительства - Министра финансов Российской Федерации А.Л. Кудрина с участием органов государственной власти и представителей отраслевого бизнеса.
Приложение 2
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА
проекта Положения «О Федеральной службе по контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней»
выполнена в соответствии с пунктом 6 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. №96 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010 №10, ст. 1084).
Содержание пункта 5.1 проекта Положения
Осуществляет постоянный государственный контроль за добычей, производством, переработкой, извлечением, использованием, обращением, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней в организациях, определяемых Правительством Российской Федерации.
Предложение
Пункт 5.1. изложить в следующей редакции: «Осуществляет постоянный государственный контроль за добычей, производством, переработкой, извлечением, использованием, обращением, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней в государственных организациях, определяемых Правительством Российской Федерации. Постоянный государственный контроль на негосударственных предприятиях осуществляется только за законностью происхождения (приобретения) драгоценных металлов и драгоценных камней их собственниками.»
Обоснование
С 2003 года драгоценные металлы и драгоценные камни не являются валютными ценностями и на них не распространяется ограничения и требования Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
Постоянный государственный контроль над негосударственными предприятиями противоречит Конституции РФ:
Содержание пункта 5.2 проекта Положения
Осуществляет периодически государственный контроль за добычей, производством, переработкой, извлечением, использованием, обращением, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней во всех организациях, осуществляющих указанную деятельность, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, организациях, скупающих, принимающих в залог ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, торгующих этими изделиями или оказывающих посреднические услуги в торговле ими, хранящих и экспонирующих изделия (продукцию, материалы) из драгоценных металлов и драгоценных камней, заготавливающих и перерабатывающих лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Предложение
Пункт 5.2 изложить в следующей редакции: «Осуществляет периодически государственный контроль за добычей, производством, переработкой, извлечением, использованием, обращением, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней в государственных организациях, осуществляющих указанную деятельность, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, организациях, скупающих, принимающих в залог ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, торгующих этими изделиями или оказывающих посреднические услуги в торговле ими, хранящих и экспонирующих изделия
(продукцию, материалы) из драгоценных металлов и драгоценных камней, заготавливающих и перерабатывающих лом и отходы драгоценных металлов и драгоценных камней. Государственный периодический контроль в негосударственных предприятиях и организациях осуществляется только за законностью происхождения (приобретения) драгоценных металлов и драгоценных камней их собственниками».
Обоснование
С 2003 года драгоценные металлы и драгоценные камни не являются валютными ценностями и на них не распространяется ограничения и требования Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
Периодический государственный контроль над негосударственными предприятиями противоречит Конституции РФ:
Периодический государственный контроль на негосударственных предприятиях и организациях должен осуществляться только за законностью происхождения ( приобретения) драгоценных металлов и драгоценных камней их собственниками. Периодический государственный контроль за добычей, производством, переработкой, извлечением, использованием, обращением, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней у негосударственных собственников, владеющих ими на законных основаниях, противоречит Конституции РФ и дает возможность для административного давления и коррупционных проявлений
Содержание пункта 6.1.1 проекта Положения
Производить осмотр помещений, рабочих мест, транспортных средств, мест постоянного или временного хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также опечатывание в случае выявления нарушений установленного порядка обращения ценностей.
Предложение
Подпункт 6.1.1. изложить в следующей редакции: «Производить осмотр помещений, рабочих мест, транспортных средств, мест постоянного или временного хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, а в случае отсутствия документов, подтверждающих по решению суда законность происхождения (приобретения) драгоценных металлов и драгоценных камней - опечатывание».
Обоснование
Для подтверждения законности происхождения (приобретения) драгоценных металлов и драгоценных камней их собственниками нет необходимости в опечатывании мест постоянного или временного хранения драгоценных металлов и драгоценных камней. Опечатывание мест постоянного или временного хранения драгоценных металлов и драгоценных камней приведет к остановке предприятия и дает возможность для административного давления и коррупционных проявлений.
ВЫВОДЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Наиболее коррупциоино опасными нормами проекта Положения «О Федеральной службе по контролю за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней» Деловая Россия считает нормы, изложенные в п.п. 5.1., 5.2. и 6.1.1.
Обоснование и предложения по редакции указанных норм приведены в Таблице.
Неопределенность и неконкретность большинства формулировок контролирующих функций создаваемой федеральной службы, изложенных в Положении, может привести к нарушению прав субъектов предпринимательской деятельности и создать возможность коррупционного воздействия на бизнес. В связи с этим представляется целесообразным в интересах государства и бизнеса ограничить контрольные функции и дополнительно возложить на создаваемую федеральную службу функции по нормативно-правовому регулированию, разработке и реализации государственной политики, обеспечивающей увеличение добычи и производства драгоценных металлов, выпуска высокотехнологичной промышленной продукции, значительное увеличение производства и реализации российских ювелирных изделий и их экспортную ориентацию.
Антикоррупционная экспертиза подготовлена с привлечением отраслевых общественных организаций: Ассоциации «Гильдия ювелиров России»,Союза золотопромышленников России, А.В .Данилов-Данильян, Межрегионального объединения производителей драгоценных металлов.
Председатель Федерального межотраслевого совета Деловой России
Исп. Збойков Владимир Александрович
Тел. (495) 507-25-08 elgem@mail.ru
[ Ювелирные Известия ]