3 апреля 2011 года федеральный канал «Россия» показал передачу «Специальный корреспондент», в которой автор попытался показать реалии ювелирного рынка России, но, по мнению многих специалистов, достаточно однобоко, если не предвзято. Чтобы разобраться в ситуации, наш корреспондент Светлана Семина попросила дать экспертную оценку и высказать своe мнение Председателя Комитета по ДМДК ФМОС «Деловая Россия», Президента компании «Алмаз-Холдинг» Ф.Ф.Гумерова.
- Уважаемый Флун Фагимович, за прошедшую неделю со дня небезызвестной передачи мне приходилось читать в интернете различные мнения в отношении материала, показанного «Специальным корреспондентом». Позвольте узнать Вашу точку зрения как непосредственного участника передачи: соответствуют ли действительности указанные негативные факторы ювелирного рынка или автор намеренно сгущает краски?
- Да, действительно передача «Специальный корреспондент», посвящeнная негативной ситуации, сложившейся в ювелирной отрасли России, вызвала у публики закономерные вопросы: Кто в этом виноват и что делать? К этим извечным вопросам добавляется и недоумение: неужели это правда? И если нет, кто заказал эту передачу и кому она выгодна? Мне с аналогичными вопросами после передачи звонили А.Ю.Сидоренко («Адамас»), А.Г.Иванюк («Московский завод по обработке специальных сплавов») и другие участники рынка.
Говоря о своeм мнении, могу сказать, что у меня, как и у моих коллег, передача оставила двоякое впечатление. С одной стороны, создалось ощущение, что конкурентные отрасли решили добить (или, по крайней мере, нанести мощный удар) ювелирную отрасль, продемонстрировав всей стране, что в ней нет ничего кроме контрабанды и некачественной продукции. Как известно, апрель и май – традиционно трудные месяца для ювелирной отрасли, а передача ещe и усугубила положение, отпугнув часть целевой аудитории от наших магазинов. Примечательно, что ни автор, ни ведущая передачи ни единым словом не обмолвились ни о многовековых традициях отечественного ювелирного искусства, ни о предприятиях, которые годами работают честно, платят все налоги и выпускают качественную продукцию, поставляя еe на прилавки отечественных магазинов и экспортируя на внешние рынки, получая заслуженные награды на российских и международных выставках, тем самым украшая людей и поднимая имидж России.
Справедливости ради стоит заметить, что не только авторы апрельского «Специального корреспондента», но и другие каналы не замечают успехов и достижений российской ювелирной отрасли. Так, я недавно вернулся с крупнейшей часовой и ювелирной выставки, традиционно проходящей весной в Базеле и как еe экспонент подтверждаю: ни один из российских федеральных каналов, вещавших о знаменитой выставки в Базеле, ни единым словом не обмолвились о российских производителях, которые там принимали участие. А ведь такие компании как, к примеру, «Ювелирный театр», уверенно входят в элиту законодателей ювелирной моды мира. Парадоксально, но о них пресса больше трубит за рубежом, нежели в своем отечестве. А блистательная победа российского художника-ювелира Ильгиза Фазулзянова на всемирном ювелирном конкурсе, проходившем в Гонконге, проигнорированная федеральной российской прессой! А ведь его подвеска «Снегири» одержала уверенную победу в номинации «Лучший из лучших», главной среди восьми финальных мест.
- Флун Фагимович, авторы «Специального корреспондента» предпочли выявить болезни российского ювелирного рынка, не упоминая о его успехах. Но ведь и впрямь, ситуация на рынке сложилась неутешительная. Как, по Вашему мнению, получилось, что ювелирная отрасль стала одной из отраслей, где действительно контрафактная некачественная продукция превысила все мыслимые и немыслимые пределы?
- Больному нельзя обижаться на градусник, что его организм нездоров. С этой стороны ювелиры должны быть благодарны «Специальному корреспонденту», за то, что федеральный канал обратил внимание на наши проблемы, как говорят англичане, «главное – знать, что делать, а выполнять значительно легче». Нам понятно, что с этим явлением нужно бороться всем миром. Ни государство в отдельности, ни бизнес, ни потребитель не смогут в одиночку победить эту запущенную болезнь.
Я бы хотел высказать свою точку зрения, что необходимо предпринять в первую очередь. Хочу подчеркнуть, что навести порядок на рынке драгметаллов и драгкамней можно только наведя порядок в ювелирной торговле, куда стекается вся контрабанда и контрафакт. 99% представителей ювелирной торговли прекрасно осведомлены о происхождении товара, знакомы и с репутацией предприятий, существующих на рынке, равно как и с продукцией, выпускаемой ими. И мы должны сказать однозначно: если не будет наведeн порядок в розничной ювелирной торговле, любые шаги по оздоровлению рынка останутся безуспешными.
- Мне довелось увидеть в интернет-портале компании «РЭСТЕК» материал, в котором Ваша персона упоминается в связи с негативными высказываниями, если не «наездами» в адрес ювелирной торговли…
- Мне хорошо известно о сообщении, о котором вы говорите. Оно было опубликовано от так называемой ювелирной экспертной организации, которая позиционируется как федеральная, в то время, когда там трудятся всего «полтора эксперта». Причeм, один из них пишет свои сочинения, отдыхая между весенними «приливами избыточной мудрости», а другой подписывается под ними.
Там, действительно, говорится, что Гумеров якобы наезжает на ювелирную торговлю: мол, если бы ей не поставляли некачественную продукцию, она была бы кристально чистой. Но торговля, как рыночный институт, непосредственно связанный с потребителем, и как конечное звено, которое, собственно, и обманывает своего потребителя, должна нести всю ответственность за продажу некачественной продукции. И в этом заинтересована, прежде всего, порядочная ювелирная торговля. Для решения проблемы даже не надо менять Закон, а всего лишь подкорректировать несколько правил Положения о торговле. А если вы, господа, настолько уверены в том, что вы «белые и пушистые», и торгуете только качественной продукцией, почему же вы так панически боитесь ответственности?
- Флун Фагимович, на передаче прозвучала мысль, что у пробирной Палаты 2 года назад отобрали право проверять магазины, и, дескать, именно поэтому прилавки наполнились контрабандной продукцией. Так ли это?
- Должен сказать, что контрабанда и контрафактная продукция не только по этой причине стала головной болью честных предпринимателей и российских потребителей. Даже во времена, когда Пробирная Палата имела все полномочия проверять ювелирные магазины, по данным этой же Палаты, из 24 000 ювелирных магазинов она могла проверять лишь порядка 900 в год. Иными словами, магазины проверялись с периодичностью 1 раз в 20-25 лет. И за эти годы, увы, не наблюдалось реальных результатов борьбы с контрабандой.
- Тогда в чeм же причина плачевного положения вещей на ювелирных прилавках?
И как выровнять ситуацию?
- Сегодняшнее положение вещей сложилось не за год и не за два. Бороться с этим явлением может только само бизнес-сообщество, потому что лучше его представителей никто не знает, кто какой продукцией торгует, кто именно завышает характеристики ювелирных вставок и кто заманивает покупателей скидками в размере 50%, приравняв драгоценности к гнилой картошке, рассчитывая на неосведомлeнность российского потребителя. А ведь каждому понятно, что неходовой товар легче переделать за копейки, чем продавать за полцены. Однако, надеяться на то, что все представители ювелирного бизнес-сообщества завтра объединятся и выйдут бороться с негативными явлениями в отрасли, было бы ошибкой. Сегодняшнее положение вещей существует только потому, что оно устраивает абсолютное большинство участников рынка, которые на этом зарабатывают и проверяющих чиновников, прикормившихся на потоках контрабанды и контрафакта. Компаний, заинтересованных в искоренении этих болезней, намного меньше. Этому меньшинству необходимо объединиться и совместно с федеральными общественными организациями выработать стратегию борьбы с контрабандой, потому что болезнь поразила не только ювелирную отрасли, но и экономику в целом. Исполнительная власть уже делает реальные шаги – разработан проект Указа о создании федеральной службы по контролю драгметаллов и драгкамней. Как человек, который стоял у истоков первого официального обращения по поводу создания этой службы – письма Президента Татарстана Рустама Минниханова Заместителю Председателя Правительства России, руководителю Аппарата Правительства Сергею Собянину, я могу рассказать об этом более подробно, но сделаю это уже в следующей статье.
Мы делаем дело.
[ Ювелирные Известия ]