Заполнение трещин – способ искусственной обработки алмаза, помогающий скрыть его изъяны.
Впервые процесс заполнения трещин специальным стеклянным составом с близким к алмазу показателем преломления был изобретен Цви Ехудой из Рамат-Гана. Сегодня «Ехуда» – торговая марка бриллиантов с наполнением.
В 90-х годах израильская алмазная компания Koss & Schechter попыталась усоврешенствовать процесс Ехуды за счет использования состава на основе галогена, однако эта попытка не увенчалась успехом. А вот нью-йоркская компания Dialase вполне успешно занимается заполнением трещин у алмазов, применяя стекло собственной рецептуры.
При осмотре под микроскопом у бриллианта с наполнением видны не только следы лазерного сверления (техника улучшения параметров чистоты камня путем удаления посторонних включений), но и пузырьки воздуха, и так называемые «линии текучести» стеклянного наполнителя. Кроме этого бриллиантам с наполнением свойственен «эффект вспышки», т.е. резкое сверкание в диапазоне от синего до желтого света когда камень поворачивают под тем или иным углом.
Поскольку стеклянный наполнитель не бесцветный, после заполнения трещин у камня может даже поменяться группа цвета.
Стеклянный состав плавится при сравнительно низкой температуре (1400°C), и если ювелир, выполняя обычный ремонт украшения, не знает, что имеет дело с искусственно обработанным бриллиантом, есть опасность того, что камень может потерять в чистоте, а то и вовсе расколоться на части.
Американский геммологический институт и большинство других ведущих геммологических лабораторий не выдают сертификатов на бриллианты с наполнением. По правилам Федеральной комиссии США по вопросам торговли (US Federal Trade Commission) и Международной конфедерации ювелирной промышленности (World Jewellery Confederation –CIBJO) все поступающие в продажу бриллианты с наполнением должны сопровождаться соответствующей информацией.
[ Израильский Институт Алмазов ]