В.Збойков
Изначально социальная ответственность сводилась к «корпоративной социальной ответственности» (КСО), т.е. социальной ответственности бизнеса. Тема социальной ответственности бизнеса начала активно обсуждаться в мире где-то с начала 70-х годов прошлого столетия.
Мнения, что же представляет собой социальная ответственность бизнеса, имели очень широкий диапазон. От утверждений, что единственная социальная ответственность бизнеса заключается в действиях, ведущих к увеличению прибыли в интересах акционеров, но в рамках установленных законом правил игры, до утверждений о том, что бизнес просто обязан вносить значительный вклад в улучшение качества жизни всех людей, хотя бы в своем государстве.
Центристская теория гласила, что, затрачивая деньги на социальные и филантропические программы, бизнес хотя и сокращает свою текущую прибыль, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, как следствие, устойчивость прибыльности в будущем – и в этом заключается его социальная ответственность.
Если на первых порах социальная ответственность бизнеса основывалась преимущественно на филантропической деятельности, такой, как благотворительные пожертвования, то со временем наибольшее значение приобрели другие аспекты социальной ответственности, такие, как права человека вообще и права потребителя, защита окружающей среды и соблюдение позитивной деловой практики, не допускающей коррупции и мошенничества. И многое другое.
Впоследствии стало ясно, что не только бизнес, но и все прочие структуры, включая государственные институты и общественные организации ничуть не меньше влияют на устойчивое развитие общества.
Важное значение на развитие института социальной ответственности оказала глобализация. Облегчение мобильности и лавинообразный скачек развития доступа к информации, разрастающиеся финансовые и экономические связи внесли новое понимание смысла социальной ответственности. Во всем мире социальной ответственности стали придавать все большее значение, и огромную роль в развитии института социальной ответственности играли такие международные организации, как Организация объединенных наций (ООН), Международная организация труда (МОТ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другие.
И вот в 2005 году все заинтересованные стороны, среди которых были представители потребителей, государственных структур, бизнеса, профсоюзов, неправительственных организации и научно-исследовательских структур, под эгидой Международной организации по стандартизации (ISO) объединились в Рабочую группу (Комитет) по социальной ответственности (ISO/WG SR) и приступили к разработке соответствующего международного стандарта.
Это была крупнейшая в истории ISO рабочая группа с наибольшим охватом точек зрения всех заинтересованных сторон, причем с учетом географического и гендерного баланса ее участников. На последнем заседании рабочей группы, в июле 2010 года, присутствовало 450 экспертов и 210 наблюдателей из 99 стран-членов ISO, а так же 42 сотрудничающих организации, также участвовавших в разработке стандарта.
28 октября 2010 г. был опубликован, а 1 ноября 2010 г. на специальном мероприятии в Женеве, при участии генерального секретаря ISO Роба Стила, вступил в силу разработанный Международный стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности».
Стандарт стал руководством в области социальной ответственности для всех организаций частного, государственного и общественного секторов. Целью социальной ответственности в стандарте признано содействие устойчивому развитию. Понятию «социальная ответственность» в стандарте ISO 26000:2010 дано следующее определение:
«Социальная ответственность (social responsibility) – это ответственность организации (под которой понимается любая структура, коммерческая или некоммерческая, частная или государственная, малая или большая, но за исключением непосредственно правительства) за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:
- содействует устойчивому развитию общества, включая здоровье и благополучие людей,
- учитывает ожидания заинтересованных сторон,
- соответствует национальному законодательству и международным нормам поведения,
- интегрирована в деятельность организации и применяется в ее взаимоотношениях».
Под устойчивым развитием общества стандарт подразумевает (текущее и с перспективой на будущее) объединение целей обеспечения для людей высокого качества жизни, здоровья, благополучия и социальной справедливости, а также целей поддержания сохранения жизни на Земле во всем ее многообразии. При этом социальные, экономические и экологические цели рассматриваются во взаимосвязи, а под обществом понимается его самая широкая трактовка – население Земли, т.е. человечество.
ISO 26000:2010 предназначен для того, чтобы дать рекомендации относительно социальной ответственности и может использоваться в качестве элемента реализации государственной политики. Он призван помочь организациям вносить еще больший вклад в устойчивое развитие общества, не ограничиваясь лишь соблюдением законодательства (признавая, тем не менее, что соблюдение законодательства является фундаментальной обязанностью любой организации и неотъемлемой частью ее социальной ответственности).
ISO 26000:2010 предназначен для того, чтобы обеспечить взаимопонимание в области социальной ответственности и дополнить другие существующие инструменты и инициативы в этой области, а не заменить их. Данный стандарт не должен использоваться для предотвращения разработки более конкретных и более требовательных национальных стандартов социальной ответственности или национальных стандартов другого типа.
Международный стандарт ISO 26000:2010 также не предназначен для того, чтобы давать основания для юридических действий, жалоб, защиты или других заявлений в любых международных, национальных или иных судебных процессах, а также не предназначен для цитироваться его в качестве свидетельства эволюции обычного международного права.
При применении ISO 26000:2010 рекомендуется обязательно учитывать социальное, экологическое, юридическое, культурное, политическое и организационное разнообразие разных государств, а также их различия в экономических условиях, согласуясь при этом с международными нормами поведения.
ISO 26000:2010 является добровольным стандартом, который не предназначен и не подходит для целей сертификации, обязательного или контрактного применения (в отличие, например, от международных стандартов ISO 9001:2008 «Менеджмент качества» и ISO 14001:2004 «Экологический менеджмент», которые ориентированы как раз на выполнение сертификации).
Любые предложения сертифицировать или утверждения о сертификации в соответствии с ISO 26000:2010 будут искажать назначение и цель этого стандарта и будут представлять собой неправильное его использование. Поскольку данный Международный стандарт не содержит требований, то любая подобная сертификация не будет являться свидетельством соответствия ISO 26000:2010.
Стандарт ISO 26000:2010 применим для всех типов предприятий и организаций, независимо от их размера и местоположения, и дает рекомендации по следующим аспектам:
- понятия, термины и определения, связанные с социальной ответственностью ;
- тенденции и характеристики социальной ответственности;
- принципы (подотчетность, прозрачность, этичность: честность, справедливость, добросовестность и др.), практика в отношении социальной ответственности;
- темы и проблемы социальной ответственности;
- содействие социально ответственному поведению и его реализация в рамках конкретного предприятия или организации и эффект его воздействия на более широкие сферы;
- поиск и привлечение заинтересованных сторон;
- обязательства по обмену информацией, эффективность обмена информацией и другие вопросы, связанные с информацией по социальной ответственности.
Всего стандарт выделяет 37 проблем социальной ответственности, связанных с:
- организационным управлением (вопросы систем, посредством которых обеспечивается принятие и реализация решений для достижения целей) ;
- правами человека (гражданские, политические, экономические, социальные, культурные и трудовые, вопросы предусмотрительности и рисков, дискриминации и удовлетворения жалоб);
- трудовой практикой (вопросы найма и трудовых отношений, условий и соцзащиты, охраны и безопасности, раскрытия потенциала личности и обучения);
- окружающей средой (вопросы ресурсопользования и предотвращения загрязнения, изменения климата и защиты биосферы);
- добросовестной деловой практикой (вопросы противодействия коррупции и мошенничеству, добросовестности в конкуренции, уважения собственности, ответственности за вовлечение в политику и пропаганды ответственности перед обществом);
- потреблением и потребителями (вопросы маркетинга и достоверности информации, защиты здоровья и безопасности потребления, обслуживания и разрешения споров, осведомленности потребителей и их конфиденциальности, доступа к услугам и устойчивости потребления);
- сообществами и их развитием (вопросы образования, культуры, занятости, здоровья, формирования благосостояния, развития технологий и доступа к ним, социальных инвестиций).
Важнейшей характеристикой социальной ответственности по ISO 26000:2010 является желание самой организации добровольно включить социальные и экологические прогнозы своей деятельности в процессы принимаемых решений, и признавать при этом подотчетность за предпринимаемые решения и действия перед обществом. Социальная ответственность выходит за рамки необходимости соблюдения соответствующих норм национального законодательства и признание обязанностей по отношению к обществу, не являющихся обязательными по закону.
В качестве «приза» за соблюдение правил социальной ответственности, организации, их соблюдающие, по мнению ISO 26000:2010 приобретают такие преимущества, как:
- конкурентные преимущества,
- высокую репутацию,
- возможность привлечения и удержания лучших работников, заказчиков и клиентов,
- обеспечение преданности работников и повышение производительности их труда,
- улучшение отношений с инвесторами, владельцами, кредиторами, спонсорами и финансовым сообществом, партнерами, правительством, средствами массовой информации, поставщиками, коллегами, клиентами и отраслевым сообществом.