Летиция Чоу, директор по развитию направления ювелирных изделий информационно-выставочной компании UBM Asia, выпускающей журнал Jewellery News Asia, любезно согласилась дать интервью Израильскому институту алмазов о состоянии дел в секторе бриллиантов и ювелирных украшений китайской экономики.
Израильский институт алмазов: Мы постоянно слышим, что Китай – это рынок будущего. А каково Ваше мнение?
Летиция Чоу: Китай – рынок не будущего, а настоящего.
ИИА: Это ощущение у простых людей в Китае или в отраслевых кругах?
Л.Ч.: Я полагаю, что касается ювелиров и людей, занимающихся ювелирным бизнесом в Китае, они не будут считать себя большими шишками по сравнению с поставщиками из других частех света. Это потому что в целом в Китае все развивается очень быстро, и ситуация в экономике страны улучшается.
Когда иностранцы посещают Китай, думаю, они чувствуют дух – это ощущение, эту уверенность, эту очень положительную энергию. Хотя ювелирная отрасль развивается, и дела в ней идут хорошо, есть другие отрасли, где дела идут еще лучше. Поэтому вряд ли они скажут «О, мы занимаем очень важное место на мировом рынке».
Конечно, есть отраслевые объединения, которые отслеживают развитие сектора и пытаются его направлять и оказывать ему помощь. Эти объединения, налаживающие контакты с глобальной отраслью, действительно осознают, что Китай поистине привлекателен для многих центров поставок.
ИИА: Могли бы Вы рассказать нам о китайском потребительском рынке ювелирных изделий и бриллиантов, например, о размере этого сектора?
Л.Ч.: Очень трудно дать какую-то цифру по отрасли. Такую статистику легкодоступной не назовешь, ведь здесь не так, как в определенных странах, где количественные показатели уже длительное время очень внимательно отслеживаются. Значительная часть этих статистических данных собирается организациями типа компании De Beers или международных торговых организаций. Они, имея взаимоотношения с местными отраслями, могут организовать мониторинговые группы. Кончено, в сфере торговли ювелирными украшениями в Китае существуют отраслевые ассоциации, которые также пытаются делать эту работу, однако доступ к этой статистике ограничен. Все приводимые сегодня цифры представляют собой весьма грубые подсчеты. Хотя и эти цифры действительно очень интересны.
ИИА: Какие бриллианты или украшения интересуют китайских потребителей? Разные ли вкусы в разных регионах?
Л.Ч.: Совершенно верно. В зависимости от региона есть разница во вкусах. Существует значительный по размеру рынок свадебных украшений, где используется много бриллиантов. Думаю, нужно снова поблагодарить De Beers за стимулирование потребителей приобретать бриллианты в качестве подарка, символизирующего преданность. На молодое поколение вся эта реклама действительно влияет. Несмотря на то, что Китай до сих пор является очень важным рынком золотых изделий, молодые люди относятся к бриллиантовым украшениям безо всякого предубеждения.
ИИА: Вы имеете в виду рекламную компанию Forevermark?
Л.Ч.: Нет. De Beers начала рекламировать бриллианты в континентальном Китае много лет назад, и это помогло становлению рынка, который продолжает расширяться. Молодому поколению китайцев нравятся бриллианты. Они отдают им предпочтение по сравнению с украшениями из чистого металла. Долгое время китайский рынок воспринимал только очень узкий диапазон вариантов качества бриллиантов, однако эта ситуация сильно изменилась. Он расширился, и это – хорошая новость для всех – для всех поставщиков. В конце концов, очень узкий диапазон бриллиантов высокого качества не велик. В итоге, китайцы стали менее консервативными и теперь воспринимают более широкий диапазон. Мы говорим о, может быть, более низкой группе цвета, более низком качестве. Это, вообще-то, хорошая вещь, это помогает расширять рынок.
ИИА: Интересуются ли китайцы брендами? Им больше по душе иностранные бренды или китайские?
Л.Ч.: Китайцы очень сильно интересуются брендами. И иностранными, и отечественными, поскольку, я думаю, потребительское доверие основано на брендинге. Они хотят знать, что то, что они покупают, стоит своих денег, и что предлагается хорошая помощь и поддержка. Бренд обычно представляет собой гарантию качества и сервис, а китайские потребители ценят это как в модной одежде, так и в косметике и в ювелирных изделиях. Потребители чувствуют себя намного комфортнее, когда, покупая у выбранного поставщика, ощущают уверенность. Это значит, что своего рода брендинг в этом есть. Говоря о брендах, израильская алмазная промышленность тоже рекламирует свою марку. Думаю, это очень хорошее дело, однако ей нужна настойчивость. Думаю, это очень важно. Хотя, безусловно, такое дело требует ресурсов.
ИИА: По каким случаям китайские потребители покупают украшения с бриллиантами?
Л.Ч.: Есть несколько больших сезонов. Думаю, Вам известны, например, День труда в мае и День образования КНР (1 октября). По этим случаям практически вся страна празднует, люди тратят деньги, отмечают, совершают поездки и делают большие покупки. Безусловно, самый важный сезон – ближе к концу года, в районе Китайского нового года, когда заключается множество браков. То есть это – свадебный сезон. Между тем, китайский рынок перенимает некоторые западные привычки, такие как отмечать День Св. Валентина, День матери, ну и, конечно, Рождество! Как известно, очень много международных брендов потребительских товаров пришло на китайский рынок, и они приносят с собой эти западные торжества. Они готовы воспользоваться любой возможностью, чтобы продвинуть продажи! А китайские потребители сами стремятся узнать что-то новое, интересуются, поддаются влиянию.
ИИА: Насколько велика алмазная промышленность в Китае?
Л.Ч.: Очень трудно сказать. В производстве можно говорить о 30 тыс. огранщиков до рецессии. Сейчас, думаю, это число будет ближе к 20 тыс. Отрасль действительно расширяется ввиду наличия спроса. Некоторые крупные розничные сети тоже начинают заниматься огранкой из-за мер регулирования в континентальном Китае и сложностей с пошлинами. Многие израильские компании являются членами Китайской алмазной биржи. И все же для китайских розничных торговцев гораздо проще иметь свои мощности и производить бриллианты здесь для последующего производства ювелирных изделий и реализации их в розницу на территории континентального Китая.
ИИА: На каких типах бриллиантов специализируются китайские компании?
Л.Ч.: Они не гранят очень-очень мелкие алмазы, потому что трудовые затраты и конкуренция очень высоки. Также в целях увеличения прибыли они хотели бы (говорю «хотели бы», так как это зачастую зависит от поставщика) иметь на выходе камни весом 0,2 карата более высокого качества.
ИИА: Откуда ввозятся бриллианты?
Л.Ч.: О, отовсюду. Индийцы, надо сказать, очень активны. Так вышло, что множество индийских поставщиков либо открыли предприятия в континентальном Китае, либо очень часто отправляют своих людей в Китай, поэтому их высокая активность очень заметна. Основной бизнес – продажа производителям ювелирных изделий в таких центрах, как Сычуань или Панью. Конечно, китайские производители ювелирных украшений и гонконгские производители ювелирных украшений, выпускающие продукцию для продажи в континентальном Китае, используют довольно значительный объем бриллиантов, поставляемых из Израиля и даже из Бельгии. Все зависит от наличия, т.е. у кого есть подходящий товар. Конечно, исходя из количества бриллиантов, производимых индийскими огранщиками, у них всегда будет самая большая доля.
ИИА: Говорят ли китайцы по-английски, читают по-английски?
Л.Ч.: Да, число более высоко образованных людей растет. В бизнесе тоже больше людей понимает этот язык.
ИИА: Отпугнет ли потребителя западный подход, или он будет цениться больше?
Л.Ч.: Думаю, импортная продукция заинтересует и понравится, так как существует убеждение, что импортный товар – хорошего качества и более модный.
Спасибо Летиции Чоу.
[ Израильский Институт Алмазов ]