Журнал «Ювелирное Обозрение» опубликовал статью российского ювелирного экперта Владимира Тесленко, в которой он описал положительные и отрицательные стороны имиджевой политики АК «АЛРОСА», основываясь на мнении ее клиентов и партнеров.
«Многие фирмы не слишком афишируют партнeрские отношения с АЛРОСА, опасаясь говорить правду. При этом самое характерное высказывание: «Если я расскажу правду, то уже не смогу работать с ними», - пишет Тесленко. - Для сравнения: статус партнера и сайтхолдера De Beers почитают за честь, подчеркивают это в рекламе и упоминают в деловых переговорах».
По словам Тесленко, управленческий аппарат ведущего российского производителя алмазов по-прежнему похож на обком партии времен застоя: очень медлителен в принятии решений, многого боится и перестраховывается. АЛРОСА слаба в плане прогностической деятельности. Для зарубежной фирмы стать клиентом АЛРОСА очень сложно. Процедура непрозрачная, подготовленные в соответствии с рекомендациями на сайте письма чаще всего остаются без ответа.
Создается ощущение, говорит Тесленко, что компания вообще не занимается формированием имиджа. Если меняется президент, то он не считает нужным продолжать инициативы предыдущего (когда Алмазный союз, который хотел создать Сергей Выборнов, развалился, новый президент Федор Андреев сделал вид, что компания ничего подобного не предлагала). Сортировка и ценообразование в АЛРОСА совершенно непонятны клиентам. Многие жалуются на то, что часто вынуждены покупать камни и лоты себе в убыток.
С точки зрения сырьевой диверсификации создание компаний АЛРОСА-Газ и «Иреляхнефть» оказалось правильным решением, но вот только за двадцать лет так и не был запущен завод по переработке нефти и выпуску ГСМ. Имея многолетний опыт разработки и реализации горных проектов, АЛРОСА потеряла «золотую жилу» не только за рубежом (например, в Монголии), но и в России - «Алданзолото» и др.
Что касается современных технологий добычи и обогащения алмазосодержащих руд, то за последние десятилетия АЛРОСА сильно сдала позиции. Последние фабрики (№ 16 «АЛРОСА-Нюрба», 2003 г., и № 1 «Севералмаз», 2005 г.) построены по технологиям фирмы «Метсо-минералс», которая позволяет вести обогащение алмазов только крупнее 1 мм, а алмазы менее 1 мм отправляются в хвостохранилище. Высокая себестоимость подземной добычи обусловлена устаревшими технологиями (с твердеющей закладкой) и не лучшими проектными решениями «Интера» и «Мира», а также низким уровнем автоматизации. На себестоимость влияет и дороговизна материальных ресурсов, и сложность доставки их в регион. АЛРОСА порой занимается явными глупостями вроде попытки купить конезавод или запустить производство янтаря.
Многие респонденты отмечают неудачную информационную политику, которая проводится под лозунгом «Наша информационная политика - никакой информационной политики!». Ни предыдущий президент Сергей Выборнов в 2008-2009 годах, ни Федор Андреев в 2009-2010 годах не провели ни одной пресс-конференции в Москве. В итоге самое распространенное мнение журналистов: компании есть что скрывать!
К слову сказать, De Beers - главный конкурент АЛРОСА - несмотря на колониальное прошлое в Африке в 1888-1994 годах, провокации в Индии и России (например, с «Голден АДА») в конце прошлого века, доказанные факты ценового сговора с General Electric и запретом на деятельность в США по антимонопольным соображениям, более успешна в своeм имидже. Доказательство - положительные показатели продаж изделий с бриллиантами под маркой De Beers в 40 ювелирных магазинах в разных странах. Чего нельзя сказать про АЛРОСА, ювелирный магазин которой оказался несостоятельным, в том числе из-за «мутного» имиджа.
Очень точная и объективная критика!
Финансовый менеджмент компании не выдерживает никакой критики. Долги компании образовались в 2008г. не из-за кризиса в алмазной отрасли (курс доллара был благоприятный, спрос и объемы реализации еще не упали), а в результате финансовых операций на рынке ценных бумаг с КИТ-Финансом.
В технологии добычи и обогащения, кроме внедрения тяжелосредного обогащения, который давно использовался на зарубежных фабриках принципиальных изменений нет. Более того, крупные алмазы (крупнее 50 мм) вообще не могут выйти из мельниц самоизмельчения, т.к. это максимальная крупность отверстий решетки. Таким образом сохранность наиболее ценных алмазов практически нулевая!
Сейчас все делается к тому, чтобы улучшить финансовые показатели компании перед отркрытием компании.
А что же дальше? Как сохранить такие показатели при дальнейшем переходе на подземную добычу?