О размере членских взносов в Гильдию ювелиров России
Раздел: Ювелиры и компании
04 декабря 2010 г.
Владимир Збойков
2 декабря 2010 года прошло заседание Совета Ассоциации «Гильдии ювелиров России». В числе прочих, обсуждался вопрос размера членских взносов. Предложений было три: фиксированная величина для всех членов, дифференцированная по группам (от выручки предприятия) и величина взносов, определяемая целями и задачами Гидьдии. Этот третий вариант был предложен президентом компании «Алмаз-холдинг» Ф.Ф.Гумеровым.
Казалось бы, именно третий вариант по здравому смыслу должен был бы быть положен в основу и первых двух вариантов. Ведь именно цели и задачи деятельности организации должны определять ее затраты, а не численность и запросы уже имеющегося штата. Если цели и задачи стоят грандиозные, требуют проведения большого объема затрат – то, возможно, и штат нужно увеличивать, и ставка взносов для членов Гильдии также должна возрасти. Но если цели и задачи, поставленные перед Гильдией, не столь масштабны, и не требуют для их достижения большого числа исполнителей, то Гильдии не зачем иметь раздутый аппарат, и ее членам незачем нести бессмысленные затраты на его содержание.
Но вот что интересно: большинство членов Совета Гильдии не сочли необходимым сначала обсудить цели и задачи Гильдии (т.е. предстоящие затраты), сразу начав обсуждение величины взносов. О чем это может говорить? Ведь все члены Совета – люди многоопытные, бизнесмены, и уж точно понимают необходимость определения необходимых затрат по ожидаемой отдаче. Думаю, дело в том, что никто из членов Совета реальной отдачи от Гильдии для своего бизнеса и не ожидает. Не ожидает в принципе, независимо от того, сколько в распоряжении Гильдии будет средств, и сколько человек будет числиться в ее аппарате. Просто есть некий налог на право собираться вместе где-то раз в квартал, чтобы продолжать значиться во главе некой элиты ювелирного сообщества. Это как реклама в отраслевых ювелирных журналах: исходя из круга читателей все понимают в ее коммерческой бессмысленности, но тем не менее продолжают за нее платить как за возможность заявлять «я жив и процветаю!»…
Почему же у руководителей даже самых крупных предприятий ювелирной отрасли нет реальных интересов в отношении деятельности своей общественной организации? Да потому, что они полагают, что практически ничего для бизнеса силами отраслевой общественности в ювелирной сфере в России добиться нельзя. Однако кое-что важное все-таки удавалось сделать Гильдии, о чем генеральный директор Гильдии В.Б.Радашевич неоднократно вспоминал. И сделать это было очень не просто.
Но вот что поразительно: у некоторых возникло ощущение, что успех решения задачникак не зависел от наполнения Гильдии деньгами. Впрочем, возможно, что сработал другой вариант отношение к затратам на Гильдию: всегда найдутся энтузиасты для работы и без денег. Ведь по факту сегодня вся практическая деятельность Гильдии держится на энтузиазме и профессионализме отдельно взятого человека – ее гендиректора. Именно на энтузиазме, а не материальной заинтересованности в успехе. Но не правда ли, это странное и не правильное явление для капиталистического общества? Сегодня, даже будучи в неоплачиваемом отпуске, В.Б.Радашевич продолжает активно работать, так сказать, на общественных началах – и это всех устраивает?
Удивительно, но на ювелирном поприще В.Б.Радашевич оказался не единственным сподвижником. На общественных началах автором этих строк в течение полугода была подготовлена так никем и не оплаченная многостраничная «Стратегия развития ювелирной промышленности в кризисный и посткризисный период». И не только это – впоследствии, например, опять-таки на общественных началах была подготовлена программа «Самоцветная Россия», был разработан проект использования RFID меток для пробирного надзора и т.д. Могу смело утверждать, что и Гильдия ювелиров России очень часто прибегала к бесплатному использованию моих наработок, выполненных на общественных началах.
Есть и более сложный пример сподвижничества на ювелирном поприще: президент компании «Алмаз-холдинг» Ф.Ф.Гумеров, будучи членом Совета Гильдии, предпринимает усилий в сфере отраслевой общественной жизни столько же, сколько едва ли не все остальные вместе взятые (если не лукавить). И, хотя он не устает повторять, что альтруизма здесь нет, что все он делает для своего бизнеса, мне думается, что на самом деле роль энтузиазма здесь более чем значительна. Ведь результатами такой деятельности впоследствии будут пользоваться все участники рынка, не неся при этом ни материальных, ни временных, ни иных затрат.
Что же получается? Не нужны деньги энтузиастам-общественникам от ювелирпрома? Конечно, Ф.Ф.Гумеров в зарплате общественного деятеля не нуждается. Но, во-первых, он и правда в первую очередь заботится именно об интересах собственного бизнеса, а во-вторых, и ему для такой работы все же требуется аппарат. Или в качестве аппарата НП «Союз ДМДК», или Комитета по ДМДК ФМОС «Деловой России», или аппарата Гильдии ювелиров России. Понятно, что без исполнителей обойтись невозможно, а им деньги нужны.
Любопытно, что когда В.Б.Радашевич в свое время предпринял усилия для создания и развития деятельности «дочки» Гильдии, занимающейся организацией проведения ювелирных выставок, на него сразу «наехали»: общественная Гильдия не должна заниматься бизнесом! А нищенствовать аппарат общественной организации должен? Прикладывая, между тем, усилия к тому, чтобы ювелирный бизнес лучше процветал и больше зарабатывал?
Не могу назвать уважаемого человека, впервые столкнувшегося с ювелирным бизнес-сообществом, но могу передать его эмоции: «И представить не мог, что ювелиры так жадны!» На заседании Совета Гильдии И.Р.Мавлянов («Яшма») предложил вносить членам Совета Гильдии по миллиону рублей ежегодно, и был воспринят всеми как… ну, пусть как «белая ворона». С юмором: пусть у Мавлянова будет своя, индивидуальная величина членского взноса!А он, между прочим, заметил: ведь золотом же торгуем, не помидорами. Похоже, у Игоря Рахимовича сработал иной взгляд также близкого ему девелоперского бизнеса, где жадность – не лучший спутник успеха. Но в сознании «чистых» ювелирнов, видимо, все обстоит иначе…
Возвращаясь к зависимости взносов от задач и целей Гильдии, стоит заметить: если правда нет у Гильдии реальных задач и целей, остается лишь некий статус членства в ней, а для членов Совета – статус элиты ювелирной отрасли. В этом плане очевидна логика тех членов Совета Гильдии, которые высказывались в пользу одинаковой величины размеров взносов как для малых, так и для крупных участников ювелирного рынка. Можно даже добавить: для малых участников рынка получение статуса члена Гильдии ювелиров России важнее, чем для крупных, которых и так покупатели знают. Однако статус как таковой не может стоить дорого – это же лишь сопутствующая бизнесу атрибутика, а вовсе не сам бизнес.
Но если у Гильдии цели и задачи на самом деле есть (а они и правда есть), то с их финансового просчета и нужно начинать. Определить их, и на их основе рассчитать предстоящие затраты на реализацию. Как верно заметил Ф.Ф.Гумеров, «поставить лошадь впереди телеги, а не наоборот». Если, конечно, не полагать, что все равно все деньги, независимо от их величины, уйдут ни на что. И то правда: ну кого может вдохновить декларируемое назначение членских взносов на абстрактное «содержание аппарата»?
Рассмотрение возможных целей и задач Гильдии ювелиров России – отдельная тема, не этой статьи. Цели и задачи перечисляются в ежегодных программах деятельности Гильдии. Но вот в чем проблема: среди них есть такие, вообщем-то правильные цели и задачи, к которым, однако, можно идти десятилетиями, и никогда их не достигнуть. На них можно тратить и сотни рублей, и миллионы долларов, но результат при этом окажется одинаковым – «движемся вперед». А стоит ли?
Минимизация ставящихся задач и целей при их четкой конкретизации(по конечному результату) – вот необходимое условие эффективности работы общественной отраслевой организации. Естественно, если есть хоть какие-то цели и задачи – под них должно быть сформировано адекватное финансирование. Что важно: бизнесу ставить высокие цели и задачи перед полунищим аппаратом общественной организации как минимум безнравственно.
Цели и задачи Гильдии должны выдвигаться и согласовываться не со всеми членами этой общественной организации, а только теми, у кого есть понимание своих бизнес-интересов и есть желание заниматься такой работой. Не беда, что основная масса членов Гильдии окажется инфантильной и аполитичной. Эта категория членов приходит в Гильдию просто за статусом, и с них за членство в Гильдии нужно брать очень немного, чисто символично. Эти члены и в голосе-то на собраниях не нуждается. Величину взносов для этой категории членов стоит определять не от целей и задач Гильдии, а исходя из простого житейского представления о бытовых ценах. Например, тысячи по 3 – 5 тысяч рублей в квартал - нормально, до 20.000 рублей в год максимум. При этом Гильдия должна проводить кампанию на расширение базы таких сборов – вовлечение все новых «дешевых, но молчаливых» членов в свои ряды. Пусть это даст небольшой денежный резерв Гильдии на решение не оговоренных заранее задач и целей.
А вот участники ювелирного рынка, заинтересованные в тех или иных конкретных результатах (а это преимущественно крупные предприятия), должны поделить между собой все вычисленные заранее плановые затраты на выполнение конкретных работ (по заранее поставленным целям и задачам). Сколько это получится на каждого, заранее, до проведения расчетов по целям и задачам, сказать невозможно. Может и так получиться, что ряд целей и задач, ранее поставленных перед Гильдией, просто отпадут в виду неприемлемых затрат на их достижение.
Строго говоря, все такие члены Гильдии (т.е. заинтересованные в чем-то и готовые за это платить), должны становиться и членами Совета Гильдии. Иначе где логика: платишь за достижение чего-то, в определении чего не участвуешь? Никому это не надо.
В завершении всего вышеперечисленного должен определяться перечень лиц, требуемых для выполнения робот по поставленным целям и задачам. Это могут быть не только штатные единицы аппарата Гильдии, но и специалисты, работающие по временным договорам или договорам подряда. Но – в рамках бюджета тех или иных проектов Гильдии. Т.е. требуется ввести простое бюджетирование всех проектов, принятых Советом для достижения целей и задач. Кстати, это очень важно: все ставящиеся перед Гильдией цели и задачи должны быть сгруппированы в отдельные самостоятельные проекты с собственным бюджетом. Иначе будет как сейчас – постоянно стоять вопрос о полном финансовом крахе этой безусловно нужной ювелирному рынку отраслевой общественной организации.