Понятие «модернизации» обычно ассоциируется с такими чисто техническими аспектами, как внедрение в промышленной сфере инноваций, т.е. новейших высоких технологий. Однако «модернизация» в более широком аспекте – это есть просто усовершенствование чего - либо. Причем пути такого усовершенствования могут быть самыми разными. Так, применительно к экономике государства, это может быть как либеральный путь, совершенствующий рыночные механизмы, так и путь усиления влияния государства в экономике страны. Т.е. одну и ту же цель – рост экономических показателей – в принципе и теоретически можно достичь прямо противоположными действиями, были бы они продуманы и взвешены. Лишь бы шаги государства были бы последовательны и в одном и том же выбранном направлении. В любом случае, от модернизации справедливо ожидать радикального или хотя бы существенного роста всех экономических показателей.
Между тем, Программа Правительства РФ развития государства до 2013 года крайне осторожно учитывает потенциал модернизации экономики. В июне с.г. Правительство представило «Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально–экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов». Анализируя документ, легко заметить, что в нем на следующие три года в бюджет закладываются опережающие темпы роста физического объема импорта по сравнению с отечественным производством.
В основу прогноза развития экономики в правительственном документе в базовом варианте закладывается рост оборота розничной торговли в 2010 - 2013 годах в размере 4,5 - 6,3 процента ежегодно. При этом этот рост внутреннего спроса будет определять опережающий рост импорта, и средний темп роста импорта за период 2011 - 2013 гг. оценивается на уровне 10,4 процента. А темпы прироста промышленного производства в те же годы составят по базовому варианту только от 2,7 до 4,2 процента.
В консервативном варианте правительственного прогноза основной вклад в динамику экономического роста будет вносить исключительно внутреннее потребление. При темпах роста оборота розничной торговли, несколько более низких, чем для базового варианта, а именно 3,9 - 5,3 процента, так же ожидается превышение динамики импорта над ростом как внутреннего производства, так и экспорта. Причем темпы прироста промышленного производства до 2013 года по консервативному варианту оцениваются на уровне всего лишь 2,5 - 3,2 процента.
Конечно, этим показателям далеко до различия темпов прироста импорта в Россию ювелирной продукции над собственным производством в докризисный период. Однако обращает на себя внимание сама тенденция – во всех сценариях Правительство на ближайшие три года закладывает превышение темпов импорта над темпами внутреннего производства. Очевидно, такой экономический показатель – не лучшая оценка потенциала модернизации экономики, по какому бы пути она ни нашла развития.
Можно, конечно, сделать скидку на глубокую консервативность прогноза, закладывающегося на все возможные невзгоды. Однако, в документе проработаны разные сценарии, и ни по одному из них внутреннее производство по темпам не опережает импорт.
Из описанной ситуации для ювелирной отрасли следует первый вывод: ближайшие годы потребление населением ювелирной продукции, скорее всего, будет расти, с темпами от 3 до 6 процентов ежегодно, но импортерам, вероятно, развивать свой бизнес будет по - прежнему проще, чем производителям ювелирных изделий.
Необходимо отметить, что в правительственных прогнозах медленная динамика восстановления доходов населения будет препятствовать существенному сокращению бедного населения. В результате уровень бедности может снизиться с 13,1% в 2009 году лишь до 12,2 - 11,9% в 2013 году. Так что самый дешевый сегмент ювелирной продукции ужимать в ближайшие годы скорее всего не стоит.
Возвращаясь к теме возможности инвариантности путей модернизации экономики, следует заметить, что в отношении ювелирной, да и всей отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней в целом, возможны два совершенно противоположных пути ее модернизации. Сегодняшнее состояние управления отраслью ДМДК нельзя считать ни либеральным, ни жестко контролируемым государством. Либеральным управление отраслью назвать нельзя потому, что действует ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» с массой постановлений и указов в его исполнение, действуют 191 и 192 статьи уголовного кодекса, даже не ясно когда и за что карающие, действует система обязательного пробирного надзора. Но и жестко контролируемым государством рынок ДМДК также назвать нельзя, т.к. во многом эти законодательные нормы попросту не исполняются и на рынке процветает контрабанда. Ни для кого не секрет, что опять же законодательно, Пробирная палата России сегодня лишена возможности контроля за соблюдением режима обязательного клеймения в розничном обороте, а доля контрабанды ювелирной продукции по ряду оценок составляет порядка 70 процентов. Причем каждое из причастных к рынку ДМДК ведомств об этом прекрасно знает. Так, все сборы ФТС ввозной таможенной пошлины за ввезенные бриллианты в 2008 году составили 97 тысяч долларов, что соответствует суммарной таможенной стоимости ввезенных за год бриллиантов в размере менее полумиллиона долларов. Разве кто в это может поверить?
Т.е. сегодня в государстве нет ни либерального отношения к рынку ДМДК, ни его эффективного контроля в интересах государства. Кстати, следует заметить, что интересы государства на рынке – это не только фискальные, по сбору пошлин и налогов, но и социальные. Любая отрасль – это еще и рабочие места…
Сегодня некоторая либерализация рынка ДМДК неуклюже сочетается с механизмами его жесткого госрегулирования. При таком положении дел даже самые разумные и перспективные для отрасли идеи после их «доработки» в чиновничьих недрах могут превратиться в их полную противоположность.
Известная инициатива создания Федеральной службы ДМДК, если все пойдет по худшему сценарию «дорабатывания идеи», может привести к попытке простого «закручивания гаек» вместо поддержки развития отрасли со стороны государства. Вместо «одного окна» обращения ювелирного сообщества к государству, ювелиры могут получить лишь орган усиления контроля. И ладно бы, этот орган работал бы эффективно, действительно защищая честного российского производителя от «серого» и «черного» импорта. Но дело в том, что практикующаяся в пробирном надзоре технология пробирного клеймения в принципе не способна обеспечить такую защиту, ибо клеймо не представляет никакого труда подделать. Уж если и сохранять систему госконтроля за оборотом ювелирных изделий, то ее нужно самым радикальным образом модернизировать, с внедрением новейших компьютерных технологий. Дабы современный уровень развития технологий уже позволяет это сделать. Как именно – уже известно. И тогда бы в интересах государства появился реальный контроль, причем не только за оборотом ювелирных изделий, но и за оборотом вообще всех ДМДК.
Еще одна проблема для ювелирного сообщества - Таможенный союз и Зона свободной торговли. Отсутствие эффективного влияния ювелирного бизнес - сообщества на процесс создания законодательной базы Таможенного союза и Зоны свободной торговли может привести к губительным для отрасли последствиям. Но при поиске путей такого воздействия на принимающие решения властные структуры необходима абсолютная консолидация всего ювелирного бизнес - сообщества на рынке ДМДК. А этого пока нет – групповые интересы, а то и просто личные амбиции и заносчивость некоторых руководителей, мешают выработке такой консолидированной позиции.
Вывод второй для ювелирного сообщества: необходима консолидация и срочное достижение эффективного влияния бизнес - сообщества ДМДК как на процесс создания отраслевой федеральной службы, так и на формирование отраслевой законодательной базы Таможенного союза и Зоны свободной торговли стран СНГ.
И, наконец, третий вывод: всем участникам рынка ДМДК необходимо быть в равной степени готовым как к либерализации рынка ДМДК, так и к противоположному ей сценарию модернизации управления рынком ДМДК по пути усиления госконтроля. Хотя, к сожалению, возможен и третий, худший вариант: все останется, как есть – имитация жесткого госконтроля при разгуле контрабанды.
Динамика внешнего и внутреннего спроса (вариант 2b)
% к предыдущему году
| 2009 | 2010 | Прогноз |
2011 | 2012 | 2013 |
Внутренний спрос*) | - 14,1 | 6,8 | 5,9 | 5,0 | 5,6 |
Импорт | - 30,4 | 18,8 | 11,7 | 8,5 | 8,3 |
Внутреннее производство | - 8,9 | 3,4 | 4,2 | 4,0 | 4,9 |
Экспорт | - 4,8 | 5,4 | 1,3 | 1,8 | 1,9 |
*) в ценах предыдущего года
Динамика основных макроэкономических показателей
(2008 г. - 100%)
| 2009 | 2013 |
2c | 2b | 1b | 1a |
Промышленность | 89,2 | 103,0 | 101,6 | 98,8 | 97,2 |
Оборот розничной торговли | 95,1 | 117,8 | 115,6 | 112,4 | 108,9 |
Экспорт* | 96,7 | 105,0 | 104,1 | 102,6 | 99,7 |
Импорт* | 66,2 | 116,2 | 107,7 | 98,3 | 88,2 |
*индекс физического объема
Владимир Збойков