Ювелирный бизнес и отраслевая общественность обеспокоены прозвучавшей в прессе информацией о возможности введении акцизного налога на производство ювелирных изделий. Мы считаем эту меру преждевременной, так как уже сегодня отечественные ювелирные изделия уступают в конкурентоспособности по отношению к импортным изделиям по следующим объективным причинам.
В России применяется НДС 18% при покупке драгоценного металла (в подавляющем большинстве стран мира оборот золота не облагается НДС).
В России при ввозе ювелирных вставок применяется НДС (в размере 18%) и импортные пошлины (по ставкам 15–20%), причем 70% ювелирных изделий в стоимостном выражении имеют ювелирные вставки, практически все (кроме бриллиантов) – импортного происхождения.
В России имеется серьёзная фискальная и налоговая нагрузка на ювелирную промышленность. В том же Казахстане налог на прибыль и НДС намного ниже, о чём свидетельствуют данные Пробирной Палаты: за 2008–2009 год темпы роста импорта в разы превышают темпы роста отечественного производства. Уже сегодня на российском рынке каждое 4–е изделие из серебра и каждое 10–е из золота – импортное. При этом даже часть отечественного производства фактически уже сейчас изготовлена за рубежом, что видно на примере компании «Алтын». Подобные изделия производятся за рубежом, завозятся в Россию нелегальным путём, на них ставятся российские именники и затем они клеймятся как отечественные изделия. Объём такой продукции на отечественном рынке, по данным экспертов, от 30 до 40%.
В России имеется значительная административная нагрузка на ювелирных производителей: легальные производители должны каждое изделие опробовать и заклеймить в инспекции государственной Пробирной палаты России, на что уходит от 3–х до 7–и дней, а себестоимость клеймения составляет от 0,5 до 1% стоимости изделия, с учетом транспортировки и хранения.
В России строгость обязательного учета драгоценных металлов и драгоценных камней как в процессе производства ювелирных изделий, так и при хранении и транспортировке драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий (на соответствие требованиям ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях») вызывает значительные дополнительные затраты производителя.
Производитель ювелирных изделий приобретает драгоценные металлы и драгоценные камни за счет кредитов или за собственный счет, извлекая при этом прибыль лишь от собственного труда – добавочной стоимости производства. Однако кредитная нагрузка производителя приходится в первую очередь на закупку им драгоценного сырья, непосредственный оборот которого в составе ювелирной продукции прибыли не приносит.
Ювелирная торговля также работает на привлекаемых кредитах, причем период оборота ювелирных изделий в торговле составляет в среднем от 3 месяцев до полугода и более.
При этом налоговая и административная нагрузка на отечественную ювелирную промышленность не соответствует аналогичным параметрам госрегулирования в странах, демонстрирующих высокие производственные показатели в данной сфере экономики и бурный рост производства. Отраслевое законодательство России, базирующееся на ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», не только не стимулирует развитие отечественной ювелирной промышленности, но что гораздо хуже – зачастую вовсе не позволяет поддерживать ювелирное производство на рентабельном уровне.
По официальным данным Росстата, рентабельность ювелирной отрасли очень не велика. Она составила в 2009 году:
при производстве ювелирных изделий, медалей и технических изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней – 6,6%;
при обработке алмазов – 4,4%.
На протяжении ряда лет, даже в отсутствие акцизов на ювелирные изделия, темп роста официального импорта ювелирной продукции в Россию многократно превышал темп роста собственного ювелирного производства. Таким образом, введение акцизного налога (налога на сверхприбыль) приведёт к дополнительной нагрузке на ювелирную промышленность и в конечном итоге – к полному исчезновению отечественного ювелирного производства. Уже сейчас бывший флагман ювелирной промышленности России «Русские самоцветы» (г. Санкт–Петербург) испытывает огромные трудности, сократив в несколько раз количество рабочих мест и объёмы выпуска изделий. Часть отечественных ювелирных предприятий, устав от работы в условиях, препятствующих достижению конкурентоспособности, пошли по другому пути – они вывозят свои производства за рубеж в оффшорные зоны (компании «Формика», «Лал», «Кадо» и др.). Введение акцизного налога может привести к полному исчезновению легального ювелирного производства в России.
Акцизы на ювелирные изделия ранее применялись, но были сняты в России в 2001 году. После их снятия начался бурный рост ювелирной отрасли (График 1). Можно ожидать, что возврат к обложению ювелирной продукции акцизами даст зеркальный бурный спад производства российской ювелирной промышленности.
График 1. Общая масса золотых ювелирных изделий, опробованных и заклейменных (в тоннах, в лигатуре), по данным Пробирной палаты России
При этом следует учитывать вероятное появление негативного социального аспекта. По данным Росстата, в 2009 оду среднесписочная численность работников, занятых в производстве ювелирных изделий, медалей и технических изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней составила 10.768 человек, плюс в обработке алмазов и других драгоценных камней – еще 4.213 человек. И это без учета субъектов малого предпринимательства, на которых в отрасли приходится более половины всех работников. Таким образом, более 30 тысяч человек, занятых в производственном секторе ювелирной отрасли, в случае введения акциза на ювелирные изделия могут оказаться без работы.
Что очень важно: увеличение дополнительных налогов и фискальной нагрузки неизбежно приведёт к дальнейшему увеличению незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, уходу «в тень» нынешних легальных производителей. С учетом действия федерального закона 294–ФЗ, реального контроля за рынком ювелирной продукции сейчас фактически нет, и нелегальный оборот драгоценных металлов и ювелирных изделий будет продолжать расти.
Считаем, что для реализации указания Президента на максимальную переработку минерального сырья внутри России, вместо акцизного налога было бы целесообразнее ввести экспортную пошлину на вывоз за рубеж драгоценных металлов и драгоценных камней, чтобы уровнять условия введения бизнеса между отечественными производителями ювелирных изделий и их зарубежными коллегами.
С другой стороны, для реализации указаний Президента на максимальную переработку минерального сырья внутри России, вместо акцизного налога государство в отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней могло бы найти и более эффективный, чем акциз на ювелирные изделия, источник для дополнительного пополнения бюджета. Как известно, в фискальном плане для России наиболее администрируемыми налогами и сборами являются экспортные пошлины, составляющие 31% всех поступлений в бюджет.
Заметьте, что уже сегодня Россия является экспортёром сырья: половина алмазного сырья, 98% огранённых бриллиантов, наибольшая часть добываемого золота, платины, палладия и серебра экспортируется за рубеж, причём без обложения экспортными пошлинами. Введение экспортной пошлины на них в было бы вполне логичным. В мировой практике наибольшая часть золота (до 70 – 80%) используются как сырье для обрабатывающей, в первую очередь – ювелирной промышленности. Следует заметить, что от введения экспортных пошлин на золото производители не пострадают, т.к. экспортом золота занимаются банки, имеющие несоизмеримо больший уровень рентабельности своей деятельности.
Кроме того, экспортная пошлина на драгоценные металлы и драгоценные камни позволила бы уровнять условия введения бизнеса между отечественными производителями ювелирных изделий и их зарубежными коллегами.
Бизнес готов к диалогу в любом формате с руководством Минэкономразвития для нахождения оптимального решения насущных проблем, сложившихся в отрасли, с учётом интересов государства, бизнеса и потребителя.
С уважением,
Председатель высшего Совета НП «Союз ДМДК»
Ф.Ф.Гумеров
[ Ювелирные Известия ]