Перспективы Особой экономической зоны для алмазов

Раздел: Драгоценные камни
05 июля 2010 г.

Перспективы Особой экономической зоны для алмазов. Ювелирные Известия - J-izvestia.ru

В кон­це мая 2010 го­да на рас­смот­ре­ние в Го­с­ду­му по­сту­пил за­ко­но­про­ект «О вне­се­нии из­ме­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон «Об осо­бых эко­но­ми­че­ских зо­нах в РФ». До­ку­мен­том пред­ла­га­ет­ся снять за­прет на об­ра­бот­ку ал­ма­зов на тер­ри­то­рии осо­бых эко­но­ми­че­ских зон. При этом го­су­дар­ствен­ный кон­троль при вво­зе и вы­во­зе дра­го­цен­ных кам­ней и брил­ли­ан­тов пред­ла­га­ет­ся осу­ществ­лять на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ном та­мо­жен­ном по­сту осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны­.

И­ни­ци­а­то­ром за­ко­но­про­ек­та вы­сту­пи­ли в 2008 го­ду якут­ские вла­сти во гла­ве с пре­зи­ден­том Яку­тии Вя­че­сла­вом Шты­ро­вы­м. Фор­маль­но за­ко­но­про­ект внес­ло Го­су­дар­ствен­ное Со­бра­ние Яку­тии (Ил Тум­эн). За­ко­но­про­ек­том пред­ла­га­ет­ся вне­сти в за­ко­но­да­тель­ство из­ме­не­ни­я, преду­смат­ри­ва­ю­щие воз­мож­ность со­зда­ния осо­бых эко­но­ми­че­ских зон для раз­ви­тия ал­ма­зо­об­ра­ба­ты­ва­ю­щей и юве­лир­ной про­мыш­лен­но­сти. В этих це­лях пунк­том 1 ста­тьи 1 за­ко­но­про­ек­та пред­ла­га­ет­ся вне­сти из­ме­не­ние в пункт 2 ча­сти 5 ста­тьи 4 фе­де­раль­но­го за­ко­на, раз­ре­ша­ю­щее осу­ществ­лять об­ра­бот­ку ал­ма­зов на тер­ри­то­рии осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны про­мыш­лен­но–­про­из­вод­ствен­но­го ти­па.

Первую в стра­не осо­бую эко­но­ми­че­скую зо­ну про­мыш­лен­но–­про­из­вод­ствен­но­го ти­па по огран­ке ал­ма­зов и про­из­вод­ству юве­лир­ных из­де­лий пла­ни­ру­ет­ся со­здать в Якут­ске. Эту идею лоб­би­ру­ет мест­ная власт­ная эли­та – на­при­мер, пер­вый за­ме­сти­тель пред­се­да­те­ля Го­су­дар­ствен­но­го Со­бра­ния Алек­сандр Мо­роз­кин, пред­се­да­тель по­сто­ян­но­го ко­ми­те­та Гос­со­бра­ния по эко­но­ми­че­ской, ин­ве­сти­ци­он­ной и про­мыш­лен­ной по­ли­ти­ке, пред­при­ни­ма­тель­ству и ту­риз­му Петр Фе­до­ро­в, ми­нистр иму­ще­ствен­ных от­но­ше­ний Вик­тор Ефи­мо­в, за­ме­сти­тель ми­ни­стра про­мыш­лен­но­сти Вла­ди­мир Фе­до­ро­в.

Про­ект при­зван обес­пе­чить раз­ви­тие биз­не­са, со­здать но­вые ра­бо­чие ме­ста, уве­ли­чить объ­е­мы про­из­вод­ства юве­лир­ных из­де­лий с брил­ли­ан­та­ми. В ре­зуль­та­те ре­а­ли­за­ции про­ек­та се­бе­сто­и­мость вы­пус­ка­е­мой про­дук­ции долж­на по­ни­зить­ся за счёт «ну­ле­вой» став­ки НДС на сы­рье для про­из­во­ди­те­лей, на­ло­го­вых льгот (с­ни­же­ние на­ло­га на при­быль, на­ло­га на иму­ще­ство и зе­мель­но­го на­ло­га), со­кра­ще­ния из­дер­жек по экс­пор­ту и им­пор­ту за счет со­зда­ния спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­но­го та­мо­жен­но­го по­ста на тер­ри­то­рии ОЭЗ. От­сут­ствие ввоз­ных та­мо­жен­ных по­шлин на про­из­вод­ствен­ное обо­ру­до­ва­ни­е, сы­рье поз­во­лит осна­стить про­из­вод­ство но­вы­м, бо­лее эф­фек­тив­ным обо­ру­до­ва­ни­е­м. В Якут­ской ОЭЗ пла­ни­ру­ет­ся раз­ме­стить ал­ма­зо­гра­ниль­ные и юве­лир­ные пред­при­я­ти­я, а так­же пред­при­я­тия по про­из­вод­ству ме­бе­ли, ху­до­же­ствен­ны­х, су­ве­нир­ны­х, ко­же­вен­но–­ме­хо­вых из­де­лий. За счет средств рес­пуб­ли­кан­ско­го бюд­же­та раз­ра­бо­тан биз­нес–­план (тех­ни­ко–­эко­но­ми­че­ское обос­но­ва­ни­е) про­ек­та, ко­то­рый по­лу­чил одоб­ре­ние на за­се­да­нии Ал­маз­но­го со­ве­та при Пре­зи­ден­те Яку­тии и на за­се­да­нии кол­ле­гии Ми­ни­стер­ства эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­ти­я. Опре­де­ле­на пло­щад­ка под раз­ме­ще­ние ОЭЗ в се­ве­ро–во­сточ­ной ча­сти го­ро­да Якут­ска на ули­це 50 лет Со­вет­ской Ар­ми­и. Про­ве­де­на ра­бо­та с по­тен­ци­аль­ны­ми ре­зи­ден­та­ми по под­твер­жде­нию их на­ме­ре­ний уча­стия в про­ек­те.

Од­на­ко за­ко­но­про­ект вы­звал от­ри­ца­тель­ную оцен­ку со сто­ро­ны не­ко­то­рых вли­я­тель­ных чи­нов­ни­ков фе­де­раль­ных вла­стей. В част­но­сти, Сер­гей Со­бя­нин, за­ме­сти­тель Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства РФ, воз­ра­жа­ет про­тив пунк­та 2 ста­тьи 1 за­ко­но­про­ек­та, в ко­то­рой пред­ла­га­лось рас­про­стра­нить ре­жим осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны на де­я­тель­ность по про­да­же ал­маз­ных то­ва­ров (про­дук­ци­и) пу­тем ее от­не­се­ния к про­мыш­лен­но–­про­из­вод­ствен­ной де­я­тель­но­сти. То есть преду­смат­ри­ва­ет­ся вве­де­ние льгот­но­го по­ряд­ка та­мо­жен­но­го и на­ло­го­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния в тор­го­во–­за­ку­поч­ной сфе­ре, не име­ю­щей пря­мо­го от­но­ше­ния к раз­ви­тию про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства, при­чем в от­но­ше­нии лю­бых то­ва­ро­в. По убеж­де­нию Со­бя­ни­на, пред­ла­га­е­мые из­ме­не­ния не со­от­вет­ству­ют за­креп­лен­ным в Фе­де­раль­ном за­ко­не прин­ци­пам со­зда­ния осо­бых эко­но­ми­че­ских зон в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и мог­ли бы при­ве­сти к не­обос­но­ван­но­му рас­ши­ре­нию сфе­ры ис­поль­зо­ва­ния на­ло­го­вых и та­мо­жен­ных льго­т. Кро­ме то­го, пунк­том 3 ста­тьи 1 за­ко­но­про­ек­та опре­де­лял­ся по­ря­док го­су­дар­ствен­но­го кон­тро­ля над ка­че­ством сор­ти­ров­ки и оцен­ки при­род­ных ал­ма­зов и брил­ли­ан­тов при их вво­зе на тер­ри­то­рию осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны с тер­ри­то­рии ино­стран­но­го го­су­дар­ства и вы­во­зе с тер­ри­то­рии осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны за пре­де­лы та­мо­жен­ной тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­и. Но, как спра­вед­ли­во от­ме­тил Со­бя­нин, «дан­ный во­прос не от­но­сит­ся к пред­ме­ту пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния дан­но­го фе­де­раль­но­го за­ко­на, а под­па­да­ет под сфе­ру ре­гу­ли­ро­ва­ния фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях».

От спе­ци­а­ли­стов зву­чат раз­но­на­прав­лен­ные от­зы­вы. Та­к, за­ве­ду­ю­щий от­де­лом экс­пер­ти­зы Гем­мо­ло­ги­че­ско­го цен­тра МГУ Юрий Ше­ле­мен­тьев по­ла­га­ет, что ес­ли на­ло­ги и та­мо­жен­ные по­шли­ны ну­ле­вы­е, как в Ду­ба­и, то биз­нес с низ­ким уров­нем до­ход­но­сти (в том чис­ле огран­ка, ди­лер­ские опе­ра­ци­и) про­сто обя­зан там ока­зать­ся, ина­че на­ло­ги съе­дят всю при­быль. «У­про­ща­ет­ся оформ­ле­ние вво­за и вы­во­за, это важ­но для да­валь­че­ской огран­ки. Ес­ли про­из­вод­ство, тор­гов­ля и ин­фра­струк­ту­ра кон­цен­три­ру­ют­ся в ОЭЗ с удоб­ны­ми усло­ви­я­ми и низ­ки­ми на­ло­га­ми, воз­ни­ка­ет ка­че­ствен­ный ска­чок и все пред­при­ни­ма­те­ли устрем­ля­ют­ся ту­да, т. к. на­ло­ги и дру­гие из­держ­ки не­пре­мен­но ска­зы­ва­ют­ся на окон­ча­тель­ной сто­и­мо­сти про­дук­та и про­дук­ты за пре­де­ла­ми этих зон ста­но­вят­ся не­кон­ку­рен­то­спо­соб­ны­ми», – по­яс­ня­ет Ше­ле­мен­тьев.

На­про­тив, Дмит­рий Зве­рев, ру­ко­во­ди­тель ком­па­нии Euro Jewellery, очень пес­си­ми­стич­но смот­рит на по­пыт­ки ре­ани­ма­ции рос­сий­ской ал­маз­ной и юве­лир­ной от­рас­ли. Мол, «то, что в Го­су­дар­ствен­ную Ду­му вне­сен этот за­ко­но­про­ек­т, ни­че­го не зна­чи­т: уже мно­го лет не мо­жет ре­шить­ся пу­стя­ко­вый во­прос с от­ме­ной опро­би­ро­ва­ния лег­ких се­реб­ря­ных из­де­лий, и по­это­му ма­ло­ве­ро­ят­но, что так сра­зу ре­шит­ся во­прос с раз­ре­ше­ни­ем пе­ре­ра­бот­ки ал­ма­зов в ОЭЗ».

Сей­час за­ко­но­про­ект на­хо­дит­ся в Ко­ми­те­те Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы на пред­ва­ри­тель­ном рас­смот­ре­ни­и.

У­чи­ты­вая об­ще­ми­ро­вую тен­ден­цию к дег­ло­ба­ли­за­ции (из–­за тя­же­лых по­след­ствий ми­ро­во­го фи­нан­со­во–­эко­но­ми­че­ско­го кри­зи­са) и к ро­сту про­мыш­лен­но­го про­тек­ци­о­низ­ма, мож­но по­ла­гать, что пер­спек­ти­вы у дан­но­го за­ко­но­про­ек­та пе­чаль­ны­е.

Вла­ди­мир Тес­лен­ко для Rough and Polished

[ rough-polished.com ]

Полезное

Полезное

 
-->