В конце мая 2010 года на рассмотрение в Госдуму поступил законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ». Документом предлагается снять запрет на обработку алмазов на территории особых экономических зон. При этом государственный контроль при ввозе и вывозе драгоценных камней и бриллиантов предлагается осуществлять на специализированном таможенном посту особой экономической зоны.
Инициатором законопроекта выступили в 2008 году якутские власти во главе с президентом Якутии Вячеславом Штыровым. Формально законопроект внесло Государственное Собрание Якутии (Ил Тумэн). Законопроектом предлагается внести в законодательство изменения, предусматривающие возможность создания особых экономических зон для развития алмазообрабатывающей и ювелирной промышленности. В этих целях пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменение в пункт 2 части 5 статьи 4 федерального закона, разрешающее осуществлять обработку алмазов на территории особой экономической зоны промышленно–производственного типа.
Первую в стране особую экономическую зону промышленно–производственного типа по огранке алмазов и производству ювелирных изделий планируется создать в Якутске. Эту идею лоббирует местная властная элита – например, первый заместитель председателя Государственного Собрания Александр Морозкин, председатель постоянного комитета Госсобрания по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству и туризму Петр Федоров, министр имущественных отношений Виктор Ефимов, заместитель министра промышленности Владимир Федоров.
Проект призван обеспечить развитие бизнеса, создать новые рабочие места, увеличить объемы производства ювелирных изделий с бриллиантами. В результате реализации проекта себестоимость выпускаемой продукции должна понизиться за счёт «нулевой» ставки НДС на сырье для производителей, налоговых льгот (снижение налога на прибыль, налога на имущество и земельного налога), сокращения издержек по экспорту и импорту за счет создания специализированного таможенного поста на территории ОЭЗ. Отсутствие ввозных таможенных пошлин на производственное оборудование, сырье позволит оснастить производство новым, более эффективным оборудованием. В Якутской ОЭЗ планируется разместить алмазогранильные и ювелирные предприятия, а также предприятия по производству мебели, художественных, сувенирных, кожевенно–меховых изделий. За счет средств республиканского бюджета разработан бизнес–план (технико–экономическое обоснование) проекта, который получил одобрение на заседании Алмазного совета при Президенте Якутии и на заседании коллегии Министерства экономического развития. Определена площадка под размещение ОЭЗ в северо–восточной части города Якутска на улице 50 лет Советской Армии. Проведена работа с потенциальными резидентами по подтверждению их намерений участия в проекте.
Однако законопроект вызвал отрицательную оценку со стороны некоторых влиятельных чиновников федеральных властей. В частности, Сергей Собянин, заместитель Председателя Правительства РФ, возражает против пункта 2 статьи 1 законопроекта, в которой предлагалось распространить режим особой экономической зоны на деятельность по продаже алмазных товаров (продукции) путем ее отнесения к промышленно–производственной деятельности. То есть предусматривается введение льготного порядка таможенного и налогового регулирования в торгово–закупочной сфере, не имеющей прямого отношения к развитию промышленного производства, причем в отношении любых товаров. По убеждению Собянина, предлагаемые изменения не соответствуют закрепленным в Федеральном законе принципам создания особых экономических зон в Российской Федерации и могли бы привести к необоснованному расширению сферы использования налоговых и таможенных льгот. Кроме того, пунктом 3 статьи 1 законопроекта определялся порядок государственного контроля над качеством сортировки и оценки природных алмазов и бриллиантов при их ввозе на территорию особой экономической зоны с территории иностранного государства и вывозе с территории особой экономической зоны за пределы таможенной территории Российской Федерации. Но, как справедливо отметил Собянин, «данный вопрос не относится к предмету правового регулирования данного федерального закона, а подпадает под сферу регулирования федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
От специалистов звучат разнонаправленные отзывы. Так, заведующий отделом экспертизы Геммологического центра МГУ Юрий Шелементьев полагает, что если налоги и таможенные пошлины нулевые, как в Дубаи, то бизнес с низким уровнем доходности (в том числе огранка, дилерские операции) просто обязан там оказаться, иначе налоги съедят всю прибыль. «Упрощается оформление ввоза и вывоза, это важно для давальческой огранки. Если производство, торговля и инфраструктура концентрируются в ОЭЗ с удобными условиями и низкими налогами, возникает качественный скачок и все предприниматели устремляются туда, т. к. налоги и другие издержки непременно сказываются на окончательной стоимости продукта и продукты за пределами этих зон становятся неконкурентоспособными», – поясняет Шелементьев.
Напротив, Дмитрий Зверев, руководитель компании Euro Jewellery, очень пессимистично смотрит на попытки реанимации российской алмазной и ювелирной отрасли. Мол, «то, что в Государственную Думу внесен этот законопроект, ничего не значит: уже много лет не может решиться пустяковый вопрос с отменой опробирования легких серебряных изделий, и поэтому маловероятно, что так сразу решится вопрос с разрешением переработки алмазов в ОЭЗ».
Сейчас законопроект находится в Комитете Государственной Думы на предварительном рассмотрении.
Учитывая общемировую тенденцию к деглобализации (из–за тяжелых последствий мирового финансово–экономического кризиса) и к росту промышленного протекционизма, можно полагать, что перспективы у данного законопроекта печальные.
Владимир Тесленко для Rough and Polished