А.И.Коновалов:
Уважаемые коллеги!
Прежде всего, я от лица губернатора Костромской области хотел бы поблагодарить вас за то, что вы откликнулись на приглашение и приехали в Кострому принять участие в работе нашего Круглого стола. Дня нас это ещё одно подтверждение, что Кострома должна стать ювелирной столицей России не только по объёму производства ювелирных изделий, но и по решению стратегических вопросов развития ювелирной отрасли. Костромская область как никакая другая заинтересована в том, чтобы «ювелирка» как можно скорее стала одним из локомотивов экономики России, как в своё время получилось в Италии, Турции, а сегодня происходит в Индии и Китае.
Сегодня мы с вами обсудим тему – создание новой федеральной службы, призванной регулировать отрасль драгоценных металлов и драгоценных камней и задачи, которые могут встать перед новым федеральным ведомством. Как вы знаете, идея создания специализированной федеральной службы ДМДК появилась год назад, в связи с тем, что, согласно вступившему в силу закону 294–ФЗ, ни Пробирная палата России, ни Гохран России уже больше не могли полноценно выполнять контрольные функции на рынке ДМДК, потому что они являются не государственными органами, а государственными учреждениями. Однако было бы неправильным создавать новый федеральный орган лишь для того, чтобы как–то обойти запрет на контроль за отраслью со стороны уже существующих структур. Для решения лишь этой проблемы можно было бы найти более простые и менее затратные пути. Особенно теперь, когда стоит вопрос о сокращении числа госслужащих, появление нового государственного органа может вызвать много вопросов. Но в данном случае цель создания нового ведомства гораздо масштабнее решения проблемы легитимности контроля. И этот крупный масштаб нужно не просто обосновать, чтобы ведомство было создано. Этот масштаб необходимо реально понять и продумать, наполнить конкретными целями и задачами. Основная цель создания новой федеральной службы, как я ее понимаю, заключается в том, чтобы придать отрасли ДМДК мощный импульс модернизационного развития.
Настоящая модернизация отрасли невозможна, если не созданы благоприятные условия для развития отрасли. Рынок участников ДМДК, с одной стороны, тесно связан друг с другом, начиная от геологоразведки и золотодобычи, заканчивая производством ювелирных украшений и торговлей, а также импортом оборудования и расходных материалов. С другой стороны, настолько разнятся интересы участников рынка, как видно даже из тех документов, которые находятся у вас в папках, что создаётся ощущение, будто это участники совершенно самостоятельных отраслей, и словно они не регулируются одним и тем же Законом – «Законом о драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Считаю, что только внутренние противоречия не позволили создать участникам ДМДК Общественный Совет при Минфине. Сегодня, как известно, отрасль ДМДК и ювелирную промышленность, в том числе курирует Министерство финансов РФ. Мы не раз предлагали создать при Минфине отраслевой Общественный совет. Министерство эту идею то поддерживало, то отрицало и в конечном итоге, полностью от неё отказалось. Общеизвестно, что десятки предприятий отрасли ранее были отнесены к стратегическим и не подлежали приватизации. И сегодня, вступая на путь приватизации, Общественный Совет мог бы обеспечить открытость и прозрачность этих процедур.
Очень надеюсь, что вновь создаваемая служба по обороту драгметаллов и драгкамней обеспечит бизнес площадкой для общения и возьмёт на себя функции, которыми, как мы надеялись, мог бы обладать тот же Общественный Совет при Минфине. Областная администрация постарается использовать весь свой административный ресурс для достижения этой цели, поскольку мы заинтересованы в создании организации, которая способна обеспечить соблюдение баланса интересов между обществом, бизнесом и государством. Собственно, именно поэтому мы и собрались с вами здесь, в Костроме.
Обсуждая перспективы и задачи новой федеральной службы, разумеется, мы не можем на нашем совещании решить все вопросы её деятельности, но уверен, что сможем донести до руководства страны наше мнение и предложения, которые мы сумеем сформулировать.
Здесь присутствует Владимир Ильич Моспан, руководитель Пробирной палаты России, и я хотел бы предоставить ему слово для доклада о ситуации в отрасли. Пожалуйста, Владимир Ильич.
В.И.Моспан:
Спасибо, Александр Николаевич. Я в свою очередь, хочу поблагодарить руководство области, все собравшихся здесь – и представителей бизнеса (а это лучшие силы), и представителей общественных организаций.
Речь сегодня пойдёт не только о создании федеральной службы. Создание федеральной службы – часть общей проблемы. Необходимо посмотреть: зачем она нужна, эта федеральная служба? Но всё по порядку.
Производство драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирная промышленность являются важной частью экономики России. Этот сегмент не требует больших государственных капиталовложений для своего развития, но давно нуждается в нормативно–правовой, налоговой инфраструктурной реформе, в создании адекватного сегодняшним задачам государственного регулирования. Для модернизации экономики в целом и ювелирной промышленности и торговли в частности, нужно создать чрезвычайно выгодные условия для ведения бизнеса в стране – не просто улучшить бизнес–климат, а радикально качественно изменить условия ведения бизнеса.
Сегодня это особо актуально, так как Россия входит в новую экономическую реальность – Таможенный Союз с Казахстаном и Республикой Беларусь. И в перспективе – в единое экономическое пространство. Сегодня довольно хорошими темпами на уровне Правительства идут согласования различных вопросов, но только не налогов. А ведь в Казахстане совокупная налоговая нагрузка ВВП значительно ниже, чем у нас. Например (я тут выписал некоторые цифры), НДС в Казахстане 12%, а у нас 18%; НДФЛ – 10%, у нас – 13%; налог на прибыль – 15%, у нас – 20%; социальный налог – 21%, а у нас сейчас – 26%, но будет 34%. Кроме того, пошлина на ввоз цветных драгоценных камней (комплектующих для создания ювелирных изделий) у них составляет 5%, у нас до последнего времени было 20% (сейчас меньше). Если посчитать: 18% НДС + всякие таможенные сборы + пошлина на камни = 42%. Что это такое? Это запретительная пошлина на цветные камни, которые у нас не добываются и добываться никогда не будут, у нас просто их нет. И никто не может ответить на вопрос: зачем это сделано? Исходя из сравнения налогов в Казахстане и в России, получается, что внутри единого таможенного пространства Казахстан, по сути, становится оффшором. Появляется прямая мотивация для российских предпринимателей перенести производства в Казахстан. Конечно, шахты и металлургические предприятия туда не потащишь, а ювелирное производство – без проблем. Я имею в виду средние и крупные предприятия, которые оказались сегодня в совершенно невыгодных экономических условиях для своей работы. А средние и крупные предприятия у нас сегодня дают около 70% всего объёма выпускаемых ювелирных изделий. Если мы действительно хотим модернизировать нашу экономику, то настройка налоговой системы должны стимулировать развитие высокотехнологичного ювелирного производства, которое создаёт конкурентоспособные ювелирные изделия, увеличивает инвестирование в ювелирный бизнес, а не поддерживает его уход в оффшоры.
Производство драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирная промышленность – это сфера деятельности, в которой у нас имеется огромный потенциал и накоплен многолетний положительный опыт. Оборот драгоценных металлов и драгоценных камней в стране может и должен давать значительно больше поступлений в бюджет, может и должен давать значительно большее количество рабочих мест, необходимо лишь правильно организовать дело и создать условия для его развития. В этом первичная роль государства. А вот в реализации конкретных проектов первичной является частная инициатива.
Очень эффективная мера – создание ювелирных промышленно–торговых парков или ювелирных кластеров. Пример Китая, который с нуля создал свою мощную ювелирную промышленность со значительной экспортной ориентацией, реализовав идею специализированных ювелирных торговых зон, говорит о том, что это путь правильный. Предприниматель должен заниматься производством. А вся инфраструктура, административные сложности и прочее должно быть создано и находиться в распоряжении предпринимательства. Кроме того, такие объекты могут стать визитной карточкой региона. Я специально затронул эту тему, потому что Костромская область – это ювелирная столица России, где в одном только Красном–на–Волге зарегистрировано около 1000 предприятий. Если посмотреть, солидные предприятия со значительным объёмом выпуска продукции составляют цифру 350. Я считаю, что на этой базе можно и нужно создать ювелирной кластер. И ничего зазорного я не вижу в том, чтобы поучиться у китайцев. Я знаю, что Кострома – побратим каких–то китайских городов. Нужно съездить и поучиться, перенять опыт, продумать, как следует, все вопросы создания ювелирного кластера и реализовать его. Я считаю это актуальным, поскольку сегодня эта тема звучит на уровне Правительства. Первые руководители курируют это направление. Президент Медведев будет являться Председателем Наблюдательного Совета инновационной зоны Сколково. Так что это актуально, возможно и необходимо реализовать, наверное, включив в какую–то из государственных программ. Эту тему следовало бы заслушать на Президиуме Госсовета.
Теперь о Пробирной Палате. Пробирная Палата является частью государственной системы регулирования и контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней в стране. От того, как эта система работает, во многом зависит развитие ювелирного рынка России. В советское время государство управляло ювелирной отраслью, контролировало и директивно регулировало её работу. Всё базировалось на тотальной государственной собственности, определении драгоценных металлов и драгоценных камней как валютной ценности и многочисленных ограничениях, с этим связанных. Сегодня в условиях рыночной экономики необходимо такое регулирование отраслью, которое бы обеспечило созданий благоприятных условий для её развития. В дополнение к принудительным мерам, а иногда и вместо них, необходимо формирование рыночных механизмов для подавления таких негативных явлений как контрабанда, «чёрные» и «серые» схемы работы, продажа контрафактных товаров, уклонение от уплаты налогов и тому подобное.
Основными задачами Пробирной Палаты сегодня, как и прежде 100 и 200 лет назад (в этом году Пробирной Палате исполнилось 310 лет, и наверное, царь Пётр был не дурак, когда своим Указом эту службу организовал) являются:
Защита прав покупателей ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
Защита прав изготовителей этих товаров от недобросовестной конкуренции;
Защита государственных интересов, связанных с деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей в этой сфере;
Осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля над соблюдением законодательства отраслью.
А если кратко ответить на вопрос «Какова роль Пробирной Палаты?», то я бы ответил так: Пробирная Палата обеспечивает баланс интересов на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней, то есть, его стабильность.
Что касается необходимых изменений в деятельности пробирного надзора, то, по моему мнению, реформированием только нашей работы существующие проблемы отрасли не решить. Нужно реорганизовать всю систему государственного регулирования и контроля за оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней. Мы предлагаем следующее: на базе пробирной палаты России и Гохрана создать Федеральную службу государственного регулирования и контроля за обращением драгоценных металлов и драгоценных камней на территории Российской Федерации. Эта Федеральная Служба должна быть подведомственная Министерству финансов России. Необходимо передать ей все контрольно–надзорные функции в данной сфере, а также обязанности по нормативно–правовому регулированию. Помимо работников Пробирной Палаты, Гохрана, Минфина считаю необходимым привлечь к её работе специалистов ювелирной промышленности и торговли, общественные организации, которые созданы в этой сфере. Повторяю, цель реформ – создание необходимых условий для добычи и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, развитие ювелирной промышленности, экспорта изделий российской ювелирной промышленности. Сегодня это может сделать только государство. Существующая же сегодня система государственного регулирования, по моему мнению, к сожалению, не эффективна. Проведённая в 2004 году административная реформа (кстати, по Указу Президента, реформа предполагала весь контроль и надзор облечь в форму федеральных служб, поэтому создание Федеральной службы не более чем реализация административной реформы и Указа Президента) и вступивший в силу с 1 мая 2009 года Федеральный Закон 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля» установили, что функции по контролю и надзору вправе осуществлять только органы исполнительной власти. Со 2–го полугодия 2009 года Пробирная Палата России, которая является федеральным государственным учреждением, была ограничена в своей дееспособности по защите прав потребителей ювелирных изделий. В соответствии с Федеральным Законом 294–ФЗ мы прекратили периодический контроль ювелирных производственных предприятий и магазинов на предмет содержания драгоценных металлов в драгоценных изделиях, наличия контрафактной и контрабандной продукции в обороте. Бизнес, конечно, «кошмарить» нельзя. Но также нельзя «кошмарить» и миллионы покупателей ювелирных изделий, которые сегодня оказались беззащитными перед жуликами всех мастей, выставляющих на рынок ювелирные изделия с заниженным содержанием драгоценных металлов и фальшивыми клеймами, с вредными для здоровья примесями.
Здесь я опять возвращаюсь к вопросу баланса интересов. Интересы бизнеса, государства и покупателей должны быть сбалансированы. И роль Пробирной Палаты именно в сохранении этого равновесия. Я считаю, что без периодического контроля за производством и сбытом ювелирных изделий (особенно за сбытом, особенно за розничной сетью) пробирный надзор становится добровольным, что противоречит законодательству и способствует криминализации российского рынка. Если мы не имеем права проверить ювелирное предприятие или магазин, то что заставит компании нести изделия на опробование и клеймение? Только их собственная совесть и законы послушания, если они есть. А если нет, то можно и не ходить – всё равно никто не проверит. Прокуратура или милиция очень редко этим занимаются. Это была наша обязанность, а сейчас эта функция временно приостановлена.
Проблематика обращения драгоценных металлов и драгоценных камней в России, конечно, не ограничивается только проблемами функционирования пробирного надзора. Давно назрела потребность в изменении всей нормативно–правовой базы. Здесь я отвечаю на вопрос, который очень часто задают: «А что надо делать? Что надо менять?». Мы считаем, что Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» нуждается в значительной корректировке. Изменения требует и система налогообложения, и условия поставки изделий на экспорт, и порядок наложения и величина штрафных санкций за нарушение законодательства и многое, многое другое. Необходима также реорганизация пробирного надзора с целью либерализации клеймения ювелирных изделий. Многие из вас знают, о чём я говорю. Это добровольное клеймение серебряных изделий весом до 3–х грамм, добровольное клеймение при поставке ювелирных изделий на экспорт. Всё это обсуждается уже в течение 6–и лет, но нет структуры, которая могла бы это дело продвинуть, пробить, вынести в Правительство и, в конце концов, принять поправки к Закону.
Мы считаем необходимым усиление контроля за розничным сектором. В этом нас поддерживают добросовестные производители ювелирных изделий. Они боятся недобросовестной конкуренции контрабандистов и прочих жуликов, которые могут поставлять свои изделия в магазины.
Хочу ещё раз подчеркнуть: целью государственного регулирования оборота драгоценных металлов и драгоценных камней должно стать создание условий для роста их добычи и эффективной переработки, развития ювелирной промышленности и, прежде всего, роста производства конкурентоспособных в России и за рубежом ювелирных изделий. Следствием этого будет многократный рост ювелирного рынка и, как минимум, 10–кратное увеличение экспорта.
Кстати, об экспорте. Кто–нибудь когда–нибудь видел российские ювелирные изделия за рубежом? Я – нет.
Голоса из зала: Мы видели.
Моспан: Вы видели? Значит, вам повезло. Я могу сказать, что, по сравнению с советским периодом (а я в этой сфере деятельности уже 35 лет), экспорт ювелирных российских изделий стал гораздо меньше.
И в заключении хочу сказать, что формула экономического успеха проста и проверена историей развития успешных экономик США, Южной Кореи, Сингапура, Гонконга, Тайваня. Это – низкие налоги в эффективном государстве, либеральная экономика при жёстком государственном регулировании в той части, в которой оно должно выполнять свои организационные и контрольные функции. И ювелирная промышленность не исключение.
Вот вкратце то, о чём я хотел бы сказать. Думаю, что мои коллеги, которые здесь присутствуют, дополнят и, может быть, в чём–то конкретизируют ситуацию, которая сегодня имеет место быть. Сложилась забавная ситуация, может быть, впервые, когда государственные структуры, бизнес и общественные структуры отрасли единодушны в оценке ситуации и в путях решения проблем. Обычно мы критикуем друг друга и в прошлые времена не очень хорошо друг друга понимали. В данном случае, мы едины. Я считаю, что нужно этим воспользоваться и решить те проблемы, которые сегодня у нас есть. Создание Федеральной службы – только часть решения проблемы. Создание этой службы будет способствовать решению многих проблем, потому что будет создана специализированная организация, куда можно будет прийти, объяснить квалифицированным людям проблематику и вместе с ними эти проблемы решить.
Спасибо за внимание.
А.И.Коновалов:
Спасибо, Владимир Ильич, за столь обстоятельный доклад. Можно сделать вывод: если сложилась такая ситуация на этом этапе развития, то, видимо, кому–то это было нужно, чтобы не контролировать ситуацию в ювелирной отрасли. Слово для содоклада предоставляется Председателю Совета Союза ДМДК Ф.Ф.Гумерову. Пожалуйста, Флун Фагимович.
Ф.Ф.Гумеров:
Спасибо, Александр Николаевич.
Как уже отметил Владимир Ильич, вопрос, обсуждаемый сегодня, не вызывает ни у кого никакого сомнения, все единодушно понимают, что нужен серьёзный государственный орган, который имел бы реальные полномочия. Чтобы этот орган не получил ещё одну плеяду чиновников, которая подпитывает бюрократию и коррупцию, нам нужно понимать, что создание Федеральной службы – только инструмент для достижения целей. Рынок так динамично развивается, что опасности возникают практически ежедневно.
Мы с Владимиром Ильичом встречались с нашими коллегами из Казахстана, которые с удивлением показали, что принятие нового Таможенного Кодекса обратно вернуло на рынок толлинг, с которым мы боролись 5 лет. 3 года назад Постановлением Правительства толлинг был отменен, но, к сожалению, разработчики Кодекса полностью включили в Кодекс Указ президента, который позволял толлинг, осознанно забыв, что есть Постановление Правительства, которое его запрещает. А так как новый Таможенный Закон отменяет старые решения, то толлинг сегодня фактически снова узаконен. Есть конкретные чиновники, которым это выгодно, чтобы мы с вами ходили к ним, кланялись и просили разрешения, естественно, не с пустыми руками. Я понимаю, что сидящие в зале – люди, далёкие от таких болезней, поэтому открыто говорю, что есть опасность.
Существует опасность и другого плана от наших же коллег. Например, Президент Ассоциации огранщиков бриллиантов уважаемый депутат В.А. Богомолов выступает с предложением о сертификации каждого бриллианта, закреплённого в ювелирном изделии. Это выступление висит в интернете. Представьте, что сегодня в среднем, самые используемые бриллианты рассевом 120–180 стоят 2–3 $, а услуги по сертификации – от 5 $ и выше. И ведь протащат нормативный документ, который ещё увеличит фискальную нагрузку на ювелирную отрасль! Это абсолютный бред, но он серьёзно обсуждается. В.А.Богомолов уверен в своей правоте, так как у него не было возможности встретиться с производителями ювелирных изделий и послушать их аргументацию.
Мы единственная страна, которая при принятии Таможенного кодекса не имела ни одного представителя бизнеса ни на одном совещании. Разве так можно? Разве нет понимания, что ни модернизации, ни инновации сами по себе не придут, их должен делать бизнес как самая передовая часть общества? Мы получаем информацию от своих коллег из Казахстана, чтобы попытаться подправить положение вещей.
Александр Николаевич, я очень надеюсь, что резолюция сегодняшнего совещания поможет подправить положения Кодекса, хотя он уже принят.
Мы поднимаем реальные вопросы о введении пошлины на экспорт золота. Я осознанно сегодня этот вопрос поднимаю. Практически нет ни одного предпринимателя малого бизнеса, который экспортирует золото. Золото экспортируют или посредники или крупные игроки рынка, которые получают огромные дивиденды. В «Известиях» от 18 июня вы можете прочитать, что «Полюс Золото» увеличил за год свою прибыль в 5,5 раз. И один акционер получает 700 миллионов рублей, а другой – 600 миллионов рублей дивидендов. Ввели бы 5%–ую пошлину, как было до 2000 года. Прибыль выросла примерно не в 5,5 раз, а в 5,3, а дивиденды составили бы не 700 миллионов рублей, а, условно говоря, на 35 миллионов меньше. А у нас с вами получилось конкурентное преимущество перед импортёрами. Владимир Ильич абсолютно правильно сказал, что когда существуют запретительные пошлины на ввоз ювелирных вставок, а в ювелирных изделиях зачастую вставки составляют цену выше себестоимости золота, наши изделия уже в процессе производства становятся неконкурентоспособными по сравнению с импортными. Неужели кто–то думает, что когда завозят импортные изделия со вставками, у таможни есть необходимое количество сотрудников, которые могут посчитать вставки в ювелирных изделиях, идентифицировать их и обкладывать пошлиной? Конечно, нет. Всё, о чём мы говорим, так и останется словами, если мы не перейдём к конкретным делам.
Мне вспомнилась восточная шутка. Решил однажды Ходжа Насреддин научить своего осла обходиться без пищи. Казалось бы, осёл уже почти научился ничего не есть, как вдруг взял и умер. Ходже Насреддину осталось только слёзы лить. Это может и с нами случиться. Мы тоже можем умереть, исчезнуть. Владимир Ильич в разговоре со мной заметил, что средний бизнес вывозит своё производство за рубеж. А мы ещё 2 года назад говорили об этом, и Карен Харенович у губернатора рассказывал, почему он вывез своё производство. Вы все были участниками того заседания. И действительно, вывезут все производства. Сегодня фискальная нагрузка такова, что выгоднее производить продукцию в оффшорной зоне и через Казахстан завозить в Россию. Если не будет производства, страна станет практически колониальной. Вывезут сырьё, завезут доллары, купят «ножки Буша», съедят и ничего не останется, ни сырья, ни долларов и боюсь, страны.
Нас часто критикуют, что мы часто собираем круглые столы, общаемся, а результата нет. Мы сами это понимаем, но, к сожалению, у нас нет другого механизма. Я прекрасно понимаю, почему не создался Общественный Совет. С.Д.Шаталов то выступал «за» его создание, то «против». Александр Николаевич абсолютно правильно сказал, что есть большинство игроков, которых устраивает сегодняшнее положение вещей. Конкуренция среди предпринимателей идет не по линии «кто предприимчивей», а по линии «у кого влиятельней административный ресурс». Разве такая экономика может модернизироваться и идти по инновационному пути? Конечно, нет.
Владимир Ильич, давайте вместе доработаем и наконец–то примем Стратегию развития рынка ДМДК. Если уж мы создали такую вертикаль, что всё принимается первым лицом, давайте вместе донесём наши проблемы до первого лица, чтобы вниз спустились реальные указания.
Моспан: Вот с этого надо и начинать. Тогда легче пойдёт и Стратегия, и всё остальное. Нужно обратить внимание руководства страны на состояние ювелирной отрасли.
Гумеров: Спасибо. Я не хочу злоупотреблять вашим вниманием, потому что моя точка зрения вам понятна. Только хочу ещё сказать по введению пошлины: в последнем разговоре с В.В.Рудаковым, который ранее был категорически против, сейчас смягчил свою позицию и сказал: «Да, Гумеров, ты прав. Посредники должны платить пошлину при экспорте золота». Вы понимаете, если бы мы на 5% меньше по стоимости золото покупали, какое бы у нас было конкурентное преимущество, по сравнению с импортом, какие бы день освобождались для обновления оборудования у нас. И к нам бы пришла не импортная продукция, а производители из–за границы со своим производством. Это было бы реальной модернизацией и инновации.
Спасибо за внимание.
Коновалов: Спасибо, Флун Фагимович. Вы, как всегда, выступаете очень образно, зажигательно, постоянно отстаивая интересы отрасли и бизнеса.
Слово для содоклада предоставляется Генеральному директора Гильдии ювелиров России В.Б.Радашевичу.
В.Б.Радашевич: Проблемы ювелирной промышленности страны!
Они давно известны. Первый Всероссийский Конгресс ювелиров четко их сформулировал. Резолюция была направлена во все федеральные органы законодательной и исполнительной власти. Практически ничего не изменилось. Через 2 года состоялся II Конгресс. Ювелирная промышленность была и остается неконкурентоспособной по независящим от нее условиям. Ассоциация «Гильдия ювелиров России» неоднократно обращалась в Правительство РФ, особенно в связи с возникшим финансовым кризисом оказать минимальную поддержку отрасли. Мы получили ответ: « Ювелирная промышленность не относится к социально–значимым отраслям экономики.
Таким образом, сегодня я бы так сформулировал главную проблему: Недооценка органами власти роли и значения ювелирной промышленности в развитии регионов страны и в связи с этим отсутствие у государства какой–либо системной политики по отношению к ней. Эту ситуацию надо коренным образом изменить. Сегодня это особенно актуально. Есть Таможенный Союз. Впереди ВТО.
Необходимо объяснить, как возникла проблема. В Российском государстве добыча и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней всегда находилось под особым вниманием властей. Особенно жестко это осуществлялось при Советской власти. Драгоценные металлы и драгоценные камни – валютные ценности страны. Жестко контролировался расход и эффективность использования драгоценных металлов и драгоценных камней. Вместе с тем, государство создавало условия для развития добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, производства ювелирных изделий и огранки драгоценных камней. Закупалось по импорту технологическое оборудование, инструмент, расходные материалы, ювелирные камни. Совершенствовалась организационная структура управления отраслью:
Союзювелирпром, Главалмаззолото СССР.
В советское время практически отсутствовал незаконный импорт ювелирных изделий.
В 1991 году произошли известные экономические преобразования. Государство вошло в рыночную экономику. Конституция провозгласила право частной собственности, свободу предпринимательства, свободное ценообразование. Главная задача коммерческой организации – получение максимальной прибыли и соответственно миниминизация расходов. А что же получил комплекс драгоценных металлов и изделий из них.
В 1992 году выходит Указ Президента России, запрещающий свободную реализацию драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, вводит долларовый прейскурант и налог на курсовую разницу, практически полностью съевший оборотные средства предприятий. В 1998 году принимается Федеральный закон « О драгоценных металлах и драгоценных камнях». В соответствии с этим законом введено значительное обременение прав собственника. Правительство утверждает порядок учета и хранения. Закон содержит противоречивые и невыполнимые нормы. Например, 20 и 22 статьи , 29 статья. Статья 20 требует сдавать все на аффинаж, в тоже время статья 22 разрешает собранные отходы драгоценных металлов перерабатывать и использовать в дальнейшем в собственном производстве.
Приведу основные виды Госконтроля:
– установление требований к учету, хранению и транспортировке драгоценных металлов и драгоценных камней и отчетности о них;
– нормативно–правовая регламентация действий организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
– специальный учет указанных организаций и индивидуальных предпринимателей;
– определение Президентом РФ порядка ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней;
– организация государственного контроля за ценами на драгоценные камни, путем утверждения обязательных классификаторов и прейскурантов цен;
– особый порядок таможенного контроля:
– ревизии, проверки и обследования во всех организациях, независимо от их форм собственности, использующих драгоценные металлы и драгоценные камни, а также индивидуальных предпринимателей;
– опечатывание помещений, рабочих мест, транспортных средств, в случае выявления нарушений установленного порядка, получения, расходования, учета хранения.
В 2005 году драгоценные металлы и драгоценные камни выведены из валютных ценностей. Должны были внесены поправки в Закон. Это до сих пор не сделано и никто этим не занимается. Выполнение правил инструкции по учету увеличивает себестоимость продукции. Применение разрушающих методов контроля при проверке может сорвать выполнение заказа. И опять же увеличивает себестоимость. И, наконец, Росфинмониторинг, который в дополнение к своим требованиям ввел обязательное ежегодное платное обучение персонала, создав для различных обучающих организаций хороший бизнес и опять же увеличил нагрузку на себестоимость.
Можно сказать, что существующие в настоящее время нормы госконтроля практически не уступают действующим в плановой экономике. Разница только в том, что сейчас в федеральных органах исполнительной власти никто не занимается развитием комплекса драгоценных металлов и драгоценных камней. Но и госконтроль неэффективны: не законный импорт процветает, не учтенный оборот имеет внушительные объемы. И эти средства могут финансировать и терроризм и все что угодно. У общественных организаций нет полномочий, чтобы изменить сложившиеся правила игры.
ВЫВОДЫ:
В России существующая законодательная, нормативно – правовая система не соответствует принципам рыночной экономики, ограничивает права собственника, не обеспечивает конкурентные условия для добросовестной конкуренции российских производителей и не эффективна в противодействии незаконному импорту.
В России отсутствует в настоящее время Федеральный орган, способный изменить существующую систему, привести ее в соответствие с рыночной экономикой и создать условия для интенсивного развития предприятий комплекса ДМ ДК.
Пробирная палата не является органом федеральной власти. Минфин России не имеет в своей структуре соответствующего подразделения. Профильные общественные организации не имеют полномочий.
В целях сохранения и создания эффективных условий для развития комплекса необходимо создание Федеральной службы, наделенной широкими полномочиями, в том числе:
– создание условий для обеспечения потребности внутреннего рынка в ювелирных и других бытовых изделиях из драгоценных металлов и ювелирных камней и экспортной ориентации ювелирных предприятий, путем их модернизации и внедрения инновационных технологий;
– разработку и внесение в Правительство РФ проектов Федеральных законов, Постановлений Правительства РФ и других нормативных актов, соответствующих принципам рыночной экономики, защищающих права добросовестного собственника и предпринимателя, обеспечивающих им конкурентные условия на ювелирном рынке;
– разработку и реализацию совместно с правоохранительными органами комплекса мер по противодействию незаконному импорту;
– осуществление эффективного контроля за розничной ювелирной торговлей.
В принципе есть и альтернативный вариант – отменить вообще все госрегулирование. Но, во–первых, у нас это невозможно, во–вторых, опыт других государств показывает, что государственная поддержка необходима. В Казахстане, например, нет госрегулирования, ни какого рывка так и не произошло. В то же время, Индия, Турция, Китай, Тайланд и другие оказывают всяческую поддержку развитию производства ювелирных камней и изделий из драгоценных металлов. В результате имеют бурное развитие этой отрасли.
На какой базе создать эту службу. Напрашивается однозначный ответ. На базе Государственной пробирной палаты России. Сегодня это самая квалифицированная организация, обладающая многолетним опытом, необходимым штатом специалистов и находящаяся по существу в самой гуще нашего бизнеса.
И сегодня на нашем совещании я предлагаю принять решение, поддерживающее необходимость создания такого органа и обратиться к руководству страны.
Самое время. Единый Таможенный Союз: Россия, Беларусь, Казахстан, политика Президента страны на ускоренное вступление в ВТО. Сейчас еще можно сохранить в России промышленность, занимающейся производством драгоценных камней, ювелирных изделий из драгоценных металлов. Завтра это может уйти в другие страны и в России останется только ювелирная торговля.
Коновалов: Спасибо, Валерий Борисович, за столь интересный доклад. Видимо, проблемы настолько назрели, что вы не можете сегодня не выговориться на нашей площадке.
Слово для выступления предоставляется помощнику Председателя Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням Государственной Думы РФ В.А.Збойкову. Пожалуйста, Владимир Александрович.
В.А.Збойков. Уважаемые коллеги!
Я хотел бы немного помочь расставить акценты, какие могут быть цели и задачи перед вновь создаваемой Федеральной службой, наверное, с позиции не только одной ювелирной отрасли, а с позиции комплекса ДМДК, поскольку депутат, помощником которого я являюсь, занимается в целом драгметаллами и драгкамнями.
Самое основное, какая представляется цель? Цель, в первую очередь – смена акцента с контрольно–надзорной функции за рынком ДМДК на господдержку развития рынка ДМДК. Здесь можно выделить конкретные задачи:
Задача внедрения инноваций.
В курсе той модернизации, которая объявлена Президентом страны, нашей отраслью вполне могут быть использованы реальные инновационные процессы. Например, мы прекрасно знаем, что у нас в стране большая проблема с цветными камнями, но, тем не менее, мы упускаем из виду, что во всём мире эти цветные камни тоже почти нигде не существуют. Парадокс: то, что, скажем, сегодня достают из земли Шри–Ланки, это вовсе не те драгоценные камни, которые мы привыкли видеть. Достают камни, которые нужно облагораживать. Что такое облагораживание? Это работа с камнем под высочайшим давлением, сложные химические процессы. Если кто знает, у нас в России добывают изумруды, которые позже проходят сортировку и всё. У нас нет высокотехнологических процессов. На сегодняшний день у нас есть изобретатели, которые придумали ноу–хау, замечательные технологические процессы. К чему это может привести? А может привести это к тому, что у нас в России окажется драгоценных камней не меньше, чем в любой другой стране, в той же Шри–Ланке или Индии. Для этого нужно, чтобы заработал процесс высокотехнологичной обработки. К сожалению, этот процесс трудно поддаётся концентрации на больших крупных предприятиях. Это дело малого бизнеса.
Что такое малый бизнес? Возникает ряд проблем. Допустим, человек достал из земли простой берилл, который не является драгоценным камнем. Из автоклава камень вынул уже изумрудом и не может его легализовать. Если мы сегодня не изменим законодательство, и над каждым обыкновенным производителем будет висеть статья 191 УК, это будет нереализуемый процесс. А это огромный потенциал удешевления ювелирной продукции. Если цветные драгоценные камни станут дешевле, ювелирной отрасли это будет только выгодно.
Задача Федеральной службы – помочь реализовать этот процесс, потому что без помощи государства это невозможно. Я имею в виду помощь не с точки зрения ведения бизнеса, а с точки зрения законодательной базы.
Социализация бизнеса.
Сегодня вопрос социализации бизнеса стал более чем актуален. Сегодня De Beers в своём отчёте (я его внимательно прочитал и создаётся впечатление, будто De Beers – социальная компания, которая помимо всего прочего ещё и алмазы добывает) в 10–и пунктах перечисляет, что они сделали, начиная от борьбы со СПИДом до выплаты кучи дивидендов своим акционерам, тем самым поднимая их уровень жизни.
Далее о Cibjo. Cibjo поднимает вопрос о том, что специально обучают студентов и ювелиров корпоративной этики и корпоративной специализации. То есть, после того, как наступил кризис, вопрос о социальной роли бизнеса стал невероятно актуален.
К этому вопросу стоит заметить и одну из наших социальных проблем – вопрос занятости. У нас по стране есть моно–города, где вопрос свободного оборота драгметаллов и драгкамней – возможность вольноприносительства. Это принесло бы государству огромные деньги, и люди получили бы возможность заработать на кусок хлеба. Существуют механизмы, как именно это реализовать. Реализовать вольноприносительство можно только при помощи Федеральной службы, больше ни одно ведомство не станет этим заниматься, мы это уже проходили.
Задача имиджа отрасли.
Я не хочу сказать, что не нужно было бороться с «Алтыном», безусловно, нужно. Вопрос в другом: как это прошло. Какое количество наших граждан сегодня разуверились в качестве ювелирных изделий только потому, что боятся купить «туфту». Операции, подобные борьбе с «Алтыном», нужно проводить грамотно, чтобы у людей не создалось негативного отношения к нашим производителям.
Как сегодня в СМИ выглядят ювелирные изделия, особенно с драгоценными камнями? Сплошной криминал. Практически везде пишут на одну тему: где, кого и как ограбили, кто–то совершил незаконный оборот драгкамней. Начинаем считать, переводить рубли в доллары и получается, что весь так называемый незаконный оборот составил 1000$. А об этом громко сообщили во всех СМИ. А фактически, этот «кто–то» не украл, не отнял, а просто незаконно купил на 1000$ камней. Вот так и создаётся нелицеприятный имидж отрасли. А мы знаем, что идея создания бриллианта задумывалась как «камня светлой мечты», «бриллиант навсегда» и т.д. Только Федеральная служба может направить всё это в нужное русло и привести в должное состояние.
Хотелось бы упомянуть ещё об одной задаче – контрольно–надзорные функции.
Пробирный надзор стоит на защите прав потребителя. Но как можно защищать без оружия? Непонятно. Ведь реально осуществление именно карательной функции стоит за МВД. А МВД сами по себе. Владимир Ильич прекрасно знает, что если люди стоят где–то, покупают или продают золото, пробирный надзор по статусу не имеет права ничего с этим сделать. Право что–либо предпринять имеет МВД, а там другой подход. В отсутствии рычага исполнения права защиты довольно проблематично защищать. Конечно, непонятно, как лучше решить эту проблему, но обсуждать нужно.
Совокупность всех задач можно продолжить, их гораздо больше перечисленных. И совокупность этих задач даёт очень ясное обоснование, для чего необходима централизованная Федеральная служба, которая могла бы взять все рычаги в свои руки и составить стратегическую программу развития отрасли под общей идеей господдержки.
Спасибо за внимание.
Коновалов: Спасибо, Владимир Александрович. Владимир Ильич хочет что–то Вам ответить.
Моспан: Хотелось бы сказать пару слов. В целом я согласен с выступлением Владимира Александровича. Конечно, Федеральная служба нужна для того, чтобы регулировать и создавать условия, я об этом говорил. Но мне тяжело согласиться с Вами, когда Вы говорите о модной сегодня инновации и подтянули туда облагораживание ювелирных камней. Это очень скользкий путь у нас в стране. Кто–нибудь из присутствующих в зале видел, чтобы на этикетке ювелирного изделия было указано, что использован облагороженный камень? Уверен, что нет. За рубежом указывают. 95% камней, которые к нам попадают, – в разной степени облагороженные камни, причём, некоторые из них просто окрашены. Это «туфта» и безобразие. Но в сбытовой сети об этом не произносится ни слова. И даже если мы видим голубые топазы огромное размера, нам говорят, что они натуральные. Но нам понятно, что это облучённые камни. Так что здесь нужен очень осторожный подход, поскольку культура продавцов розничной торговли оставляет желать лучшего, как и их знания. А ювелиры по закону обязаны давать достоверную информацию, чего пока не делается. Конечно, из берилла можно сделать изумруд, но если вы не укажете это на бирке изделия, то это будет обман покупателя.
Коновалов: Спасибо. Слово для выступления предоставляется Председателю Гильдии ювелиров Волго–вятского региона России Г.С.Авакяну.
Г.С.Авакян: Хочется поблагодарить за очень интересные доклады В.И.Моспана, Ф.Ф.Гумерова и нашего бесценного В.Б.Радашевича.
Проблемы, которые сейчас были озвучены, не новы. Мы не первый год говорим о них. И с каждым годом они всё растут, как снежный ком, а своего решения не находят. Я не согласен с тем, что Федеральная служба сможет сразу все проблемы решить. Это невозможно. Мы с вами живём в век рыночных отношений, насколько я понимаю, в капиталистическом строе. Здесь должны быть задействованы другие механизмы.
Уже прошёл год с тех пор как Пробирная Палата ведёт вопросы контрольно–ревизионной деятельности, за это время ситуация резко поменялась. Я вполне согласен с Флуном Фагимовичем, что мы стоим на пороге возможности потери нашей ювелирной промышленности в ближайшем будущем. Пока мы будем ждать создания Федеральной службы, которая станет решать наши вопросы, я считаю, нам всем необходимо сразу после сегодняшнего совещания начинать что–то делать.
Тот факт, что Федеральная служба нужна – неоспорим. Ко мне люди часто обращаются с вопросами, которые не могут решить сами. Спрашивают: «Что нам делать? В некоторых регионах уже продаются серебряные изделия в магазинах без пробирного клейма (Саратовская область)». Мы уже много лет боремся за то, что бы на серебряные изделия до 3 грамм не ставить клейма. Мы этого не достигли.
Мне звонили коллеги из разных регионов, где продают изделия импортного производства. Когда я считаю, ничего не могу понять, хотя считать умею и образование имею соответствующее. Берём цену золота, прибавляем таможенную пошлину, НДС и оказывается, что предприниматели работают себе в минус на 100–50 рублей. Как выжить отечественному производителю в этих условиях и платить налоги?
Мы сегодня находимся в сердце ювелирной России, где ювелирная промышленность одна из основных. Откуда ювелирам платить налоги, если не будет никакой поддержки? Я считаю, что надо усилить роль общественных организаций. Создано НП «Союз ДМДК», есть Гильдия ювелиров России, есть региональные гильдии – нам надо начинать что–то делать. Наши журналы хорошо пишут о лучших магазинах года, премируют их, устраивают помпезные вечера на кораблях. А почему мы не проводим среди ювелирных магазинов своеобразный конкурс, которые торгуют самыми низкокачественными изделиями? Ведь можем же, давайте будем делать.
В своё время Екатерина II начинала день с того, что ей в 3 часа ночи докладывали о порядке цен на рынках. Мы, ювелиры, мониторим все цены. Так давайте в СМИ будем писать, допустим, такие–то магазины или компании продают по низким ценам, демпингуют. Возможно, этим мы привлечём внимание соответствующих органов. Если мы создадим службу, но у нас будут бездействовать МВД, ФСБ, которые обязаны следить за этими вопросами, мы ничего не решим. Мы просто создадим большой клан чиновников и будем топтаться на месте. Ведь как в своё время было, Владимир Ильич, почему мы ждали реорганизации пробирной Палаты – шли проверка за проверкой только крупных предприятий. Мне понравилось, как сегодня смещён акцент в пользу проверок розничной торговли. Надо посмотреть, что там продают?
Я не только поддерживаю создание Федеральной службы на основе Пробирной Палаты и Гохрана, но считаю что нам, региональным организациям надо усилить работу, в том числе, в средствах массовой информации. Думаю, что «Ювелирная Россия» и «Ювелирное обозрение» могли бы предоставить для этого ежемесячную полосу. А то завтра может быть поздно, и вам некому будет давать рекламу.
Спасибо.
Коновалов: Спасибо за выступление. У нас есть ещё один выступающий – руководитель компании «Формика» К.Х.Авакян.
К.Х.Авакян: Хочу всех поздравить с началом ювелирного фестиваля. Несмотря на звучащий пессимизм, мы всё ещё существуем и боремся. Мы каждый фестиваль собираемся, выступаем, поднимаем практически все те проблемы, которые прозвучали и сегодня, даже более четко и ясно, чем раньше.
Сегодня мне хочется отойти от частностей и посмотреть на ситуацию в глобальном плане: в чём суть наших проблем, почему они не решаются? Чтобы понять это, необходимо обратиться к истории. Во времена «Ювелирпрома», действительно, всё было очень плохо. Но когда «Ювелирпром» разогнали и переложили всю ответственность на предпринимателей, полагая, что общественные организации в состоянии сами объединиться, создать какие–то органы, которые установят необходимые правила, выдвигать законодательные инициативы и самостоятельно существовать в отрыве от государства, это была большая иллюзия. И с каждым годом эта иллюзия становится всё более очевидной. Когда посещаешь те страны, которые уже давно находятся в условиях рыночной экономики, понимаешь, что там ювелирная отрасль не такая беспризорная, как в России, не брошена на произвол судьбы, а находится в жёстких рамках, которые каждое государство устанавливает немного по–своему, но делает это обязательно. У меня сложилось впечатление, что у нас полная анархия. Несколько слов в подтверждении этой точки зрения. Наверное, вы все помните, как мы упорно боролись за снижение пошлины на импорт камней и тому подобное. Я пытался эти предложения продвигать через Гильдию ювелиров. И только один положительный пример деятельности Гильдии могу вспомнить – когда удалось затормозить толлинг. Если я что–то забыл, напомните.
По поводу пошлины на камни мы много раз встречались на различных круглых столах с депутатами, членами Совета Федерации. И каждый раз нам обещали в скором времени решить все наши вопросы. Ничего не решалось. И вдруг как снег на голову, после нового года мы узнали, что пошлина на драгкамни и жемчуг стала не 20%, а 15%. Стало совершенно непонятно: кто нам сделал такой подарок? Хотел сказать «спасибо», но не знал адресата. Правда, человек, принявший это решение, забыл снизить пошлину на синтетические камни. Мы вынуждены платить за импорт фианитов, которые никто в России не гранит, 20%. Происходит сплошной сумбур. Непонятно, где находится центр принятия решений? Хотелось бы увидеть его и узнать его адрес. Не буду продолжать эту тему, хотелось бы выступить конструктивно.
Мне кажется, нужен некий государственный орган, который будет для ювелиров не «отцом родным» и не таким цербером, как это было при социализме, но который установит для нас прозрачные, ясные правила игры. Мне кажется, что все наши общественные организации, в которые объединены ювелиры и платят взносы (я не плачу, честно говоря, потому что не вижу никакого смысла в функционировании этих организаций) недееспособны. Считаю, что единственное, ради чего мы могли бы все вместе собраться и на хорошие деньги «скинуться» – чтобы нанять хороших профессиональных юристов, которые бы не исправили никому ненужный и морально устаревший Закон «О драгметаллах и драгкамнях», а написали бы его с нуля, с чистого листа, учитывающие сегодняшние реалии. Если «натягивать» этот закон на сегодняшние реалии, получатся «дырявые штаны». Давайте «скинемся» на хороших профессиональных юристов и напишем новый хороший закон, который будет предусматривать всю ювелирную жизнь, которую мы хотели бы видеть как производители ювелирных изделий и как люди, которые заинтересованы в том, чтобы ювелирная отрасль в России не умерла. Хотя я, признаюсь, в числе первых стал отсюда «делать ноги». Думаю, что с документом, подготовленным юристами, можно будет идти и к губернатору Костромской области, и в Государственную Думу, и к Президенту страны. Но надо идти не с пустыми словами, не с жалобами, не с письмами и обращениями и не с просьбами. Подготовленный документ должен быть нашим с вами коллективным трудом. Надо постараться всем вместе выработать понимание этого рынка. Здесь присутствует господин Мажаровский. Насколько я помню, несколько лет назад именно так и составлялся Закон на Украине. Это делалось ювелирами, а не чиновниками из Министерства финансов.
Спасибо.
Коновалов: Спасибо за выступление. Переходим к обсуждению, хотя у нас остаётся совсем немного времени. Я бы хотел попросить наших соседей и коллег с Украины сказать несколько слов. Здесь присутствуют Генеральный директор Ассоциации ювелиров Украины Г.И.Мажаровский и начальник Харьковской пробирной инспекции. Пожалуйста, кто из вас выступит?
Мажаровский: Добрый день, дорогие друзья, коллеги!
Я представляю ювелирную отрасль Украины, которая объединена в Ассоциацию ювелиров Украины. Члены Ассоциации представляют около 86% рынка Украины, то есть, мы – ведущие игроки рынка.
Когда мы узнали, какая проблема будет рассматриваться на сегодняшнем совещании, мы сразу же с удовольствием приняли решение поучаствовать. Аналогичные проблемы назрели и у нас в стране, хотя у нас ситуация посвободнее, нежели у вас. У нас легче управляемость рынка со стороны Ассоциации (мы полностью владеем ситуацией, понимаем проблемы, участвуем в их решении, поскольку мы представлены практически во всех органах государственной власти, где к нам прислушиваются, мы являемся членами Совета предпринимателей при кабинете министров, мы являемся членами Общественного Совета при Государственной налоговой инспекции, членами Общественного Совета в Комитете по предпринимательству, членами Общественного Совета таможенного Комитета и т.д.). Мы работаем с органами государственной власти, обсуждаем те законопроекты, которые готовятся. Это приносит свои положительные факторы. Самое главное – мы имеем прямой доступ к руководителям страны. Я являюсь советником Министра финансов. На сегодняшний день серьезных проблем у нас практически нет. Конечно, хочется лучшего.
В каком плане у нас аналогичная ситуация с вашей? Нам, как и Карену Кареновичу, хотелось бы понимать: кто и где принимает решения по развитию ювелирной отрасли? Кто, так сказать, основной «законодатель моды»? У нас это тоже, как и у вас – Министерство финансов в лице Департамента и государственной пробирной службы. В части ухудшения нашего положения могу сказать, что за последние 2 года казённые предприятия, входящие ранее в состав государственно–пробирной службы, были отделены в административном плане от пробирной службы и переданы Департаменту по контролю за движением драгметаллов и драгкамней.
Несколько ухудшилась ситуация на ранке и с появлением контрабандной и контрафактной продукции, сейчас она у нас, как и у вас, представлена в достаточно большом объёме. Менталитет нашего народа – что украинского, что российского – мы с советских времен привыкли всё воровать. Как когда–то говорил Л.И.Брежнев, «не украдёшь – не проживёшь». Отношение к ювелирам всегда было и есть недоверчивое (но мы стараемся у себя это поломать) – такое же отношение и к ювелирной отрасли. Мы стараемся, чтобы на нас перестали смотреть как на проходимцев и жуликов.
У нас пришла новая власть, на наш взгляд, более конструктивная, и Ассоциация на сегодняшний день, как и вы, полностью переделывает наш основной Закон, которым регулируется ювелирная отрасль. Закон у нас был принят в 1994 году, и мы и тогда участвовали в его написании, Валерий Борисович знает, он был руководителем в нашей отрасли. При нашем участии в написании, закон нас устраивал на тот момент. На сегодняшний день реалии жизни свидетельствуют о том, что закон надо немедленно менять.
Следующий вопрос – вопрос основной инструкции. Когда–то это была 113–я инструкция в Советском Союзе. На Украине она была принята в 1989 году. Правила торговли тоже устарели, потому что издан Закон «О защите прав потребителей», и возникают постоянные противоречия.
Ювелирная отрасль представляет серьёзный сектор промышленности на Украине, и власть с нами считается. Сейчас мы принимаем закон, в первом чтении уже приняли – об отмене лицензирования на многие виды и работы (не только касающиеся ювелирной отрасли). Мы добивались, чтобы отменили лицензирование и на производство, и на торговлю, за исключением добычи драгметаллов. Потом, обсудив с Министерством финансов, переиграли этот вопрос и остановились на бессрочности лицензии. Сегодня лицензия на Украине уже бессрочна. Сейчас Ассоциация работает дальше по вопросу передачи лицензии по наследству, так как происходит во всём мире. У каждого из нас есть дети, родственники. У многих есть возможность оставить свой бизнес, бренд наследникам. Лицензия сейчас у нас даётся один раз по одному адресу. При изменении адреса нахождения, получения лицензии вновь не требуется, достаточно письменного извещения по месту нахождения в налоговую службу. Этим законом мы довольны.
Сейчас у нас принят, буквально на прошлой неделе, Налоговый Кодекс, где достаточно сильно ломается налоговая система, в том числе и касательно ювелирной отрасли. Большая часть ювелиров работает у нас на упрощённой системе налогообложения. Нам идут навстречу, чтобы «единоналожники» не работали на производстве ювелирных изделий. На наш взгляд, если будет запрещено ювелирам работать на едином налоге, этот факт если не на 100%, то уж на 50% точно уничтожит контрабанду в стране. Допустим, мы знаем, что работают на предприятии 2–3 человека, а перерабатывают 100 кг металла. Понятно, что это контрабандная продукция, которая реализуется через казённые предприятия, потому что у них функция контроля отменена как таковая. У них только может быть контроль за сплавом ювелирных изделий, представленных на клеймение. Понимаете, да? А контроль вроде бы остался за государственной службой. Контроль в таком плане: проконтролировать, соответствует ли та или иная продукция, выпускаемым тем или иным предприятием на предмет возможности производства и наличия оборудования, людей, квалификации и т.д. Это уже тонкости.
Но я хочу вам рассказать, какие у нас на Украине на сегодняшний день происходят изменения в нормативно–правовых актах. Я высказываю своё лично мнение и говорю, что на мой взгляд, у нас положение в связи с этим легче, чем у вас, хотя, конечно, мы недовольны. Хочу заметить, что сегодняшние руководители в Министерстве финансов, в налоговой службе, с которыми мы работаем – это первые заместители, и они всегда готовы приехать к нам. Наша Ассоциация имеет 9 региональных отделений, которые практически охватывают всю Украину. Этот костяк руководителей ведущих предприятий, с которыми мы встречаемся, проводим круглые столы с органами и представителями власти. Представители власти говорят: «Мы готовы приехать к вам в течение двух часов после вашего звонка. Но разговаривать с вами мы готовы при одном условии. Если вы вносите реальные предложения, дающие выгоду государству, мы готовы обсуждать и все остальные ваши вопросы. Но если вы только будете просить, чтобы вас никто не проверял – не будем тратить наше драгоценное время». Наши ювелиры с пониманием относятся к такой позиции, и мы всегда выходим с конструктивными реальными предложениями, дающими пользу для страны и облегчение нашей деятельности, чтобы мы могли конкурировать с теми «товарищами», о которых говорили Владимир Ильич и Флун Фагимович. Мы вчера разговаривали с Флуном Фагимовичем, честно признаться, я ему не завидую. Полторы тысячи предпринимателей «облепили» завод «Красносельский «Ювелирпром». Законопослушному предприятию, которое платит налоги и нацелено на развитие ювелирной отрасли, тяжело работать в таких условиях.
Коновалов: Спасибо.
Мажаровский: Я заканчиваю. Желаю вам успехов в решении ваших проблем. У нас с вами сейчас одинаковые задумки. Мы тоже хотим объединить 3 структуры в единый контролирующий и управляющий орган при Министерстве финансов, который будет работать с ювелирами Украины.
Спасибо за внимание. Если есть вопросы, я готов ответить.
В.В.Сорокин: У меня вопрос. Не так давно у вашей таможни к нам появились требования на каждое изделие предоставлять информацию – его вес и т.д. Почему?
Мажаровский: Это всю жизнь было и в Российской Федерации. Когда мы ввозили продукцию ещё в 2000–х году, с нас требовали паспорт на каждое изделие, снимок изделия, указания его характеристик, сертификат. Это украинцы научились у россиян выдвигать такие требования. Сейчас пошло потепление в отношениях, возможно, что–то изменится. Но, заметьте, пошлины у нас гораздо ниже ваших. По экспорту у нас вообще нет проблем – нет никакой пошлины. Пошлина на ввоз камней – 5%. Над этим надо работать и вам.
Сорокин: Спасибо.
Пурыгин: У меня вопрос по поводу налогообложения. Всё–таки что приняли?
Мажаровский: Приняли Закон в первом чтении. С приходом новой власти законопроекты принимаются такими ускоренными темпами, что даже не успевает проходить их обсуждение, до 15–го июля должны быть приняты все основные законы. В Комитете по предпринимательству была встреча, на которой мы задавали вопрос: как же быть общественным организациям, которые даже не успевают внимательно почитать законопроекты, которые вы принимаете? Премьер Н.Я.Азаров ответил: «Мы не боимся ошибиться. После принятия законов мы готовы принять ваши предложения, будем вносить поправки». Учитывая факт, что у нас, как и у вас, действующая власть в Верховном Совете имеет большинство голосов, то поправки они принимают мигом, в течение одного – двух дней.
У нас есть общая система налогообложения, есть упрощённая система. Кто на какой системе хотел, на такой и работал. Но сейчас ограничивают по некоторым высокоприбыльным видам деятельности работу на единой упрощенной системе налогообложения.
Коновалов: Спасибо за интересное выступление.
Уважаемые коллеги! Из присутствующих ещё есть желающие выступить? Валерий Васильевич? Пожалуйста. Регламент – 3 минуты. Хотите 5? Хорошо.
Сорокин: Дорогие друзья!
Наверное, впервые за все наши собрания мне понравились практически все выступления. Каждый выступил по делу.
Мне хочется копнуть поглубже, поскольку я самый старший здесь, наверное. Недавно мне вдруг вспомнился Збигнев Бжезинский. Вы знаете, кто он? Это был человек, который всю жизнь готовил планы по уничтожению Советского Союза, а заодно и России. Несколько дней назад секретарь показывает мне газету «Аргументы и факты», где процитированы слова Бжезинского: «Россия побеждена, потому что у неё нет концепции бытия». А ведь правильно он сказал, России–то нет. Это причина всех бед наших. Вот мы и бьёмся как рыба об лёд. Сегодня, наверное, впервые прозвучали слова (В.Б.Радашевич сказал), что, скорее всего, у нас будет просто рынок ювелирных изделий, так Валерий Борисович? Мы к этому идём.
Кому мы, ювелиры, нужны? Мы производим украшения, они не дешёвые. Это не хлеб, который покупают каждый день. Если у нашего населения не будет денег, кому мы станем нужны? А у нас нет экономики, нет сельского хозяйства, по сути, у нас ничего нет. У нас проблемы настолько глубокие и серьезные, что завязаны со всей экономикой Россией.
У меня мало времени для выступления, и вот что ещё мне хотелось бы вам сказать. С 1 января 1992 года пошли гайдаровские реформы. Прошло 18 лет. Что мы с вами решили? Ничего. Мы никому не нужны. Вот здесь сидит Флун Фагимович, он помнит, как мы создавали Фонд Гильдии ювелиров России. Мы неплохо начинали работать, Президентом Фонда была Ананьина. Всё хорошо началось, но, естественно, плохо кончилось. Мы всегда думали: постепенно создадим условия и правовое поле для всех производителей, здоровую конкуренцию. Что мы создали? Ничего. Призываем объединяться. А кто будет объединяться? Кому это нужно?
Здесь говорилось о «Красносельском «Ювелирпроме». Это моя родина, я там 30 с лишнем лет проработал. Владимир Ильич приводит цифру в 1000 предприятий. Их не тысяча, там стоят гиганты – «Адамант» и т.д. Но в них сотни фирм. Кому это нужно? Вот Сорокину это нужно, а кому по своей должности это должно быть необходимо, тем это не надо. Я на Бюджетной комиссии высказался: «Россия не моя страна, здесь всё делается вопреки». Многим лучше, когда у нас дела идут хуже.
Я никогда не был за границей, пришел в 1989 году из Красного работать на Костромской ювелирный завод директором, согласно выборам. Я тогда собрал всех своих начальников и сказал: Вы знаете, как живёт и работает запад? Запад работает в долг и под страхом. Ни один сидящий не понял, как это под страхом и в долг. Я объяснил им это. Мы в своей стране этого не хотим понимать. Мы хотим, чтобы нам всё было позволено. Для этого сначала нужно создать соответствующее гражданское общество, воспитать его, научить сознательности. А у нас до 1917–го года Россия была крепостная, а с 17–го года собственность стала народной. Мы все были хозяева, всё было наше, и всё ничье. В России всегда воровали. Давайте честно говорить: и сегодня вся страна ворует в разных видах и объёмах. Запад нас с вами не любит. Обратите внимание, какие вопросы задают на Западе Медведеву и Путину. Они изворачиваются, отвечают, мол, мы сами с усами, вы к нам не суйтесь.
Я не знаю, откуда возник вопрос о создании Федеральной службы. Мы давно хотим, чтобы нас к кому–то присоединили, чтобы хоть знать, к кому обратиться. До Владимира Ильича был Александр Васильевич Переведенцев, помните такого начальника Пробирной Палаты? Он когда–то нам признался: «Я каждый день записываюсь на приём к Кудрину, ни разу не был принят за всю работу в Пробирной Палате». Не знаю, был ли Владимир Ильич у Кудрина, не спрашивал.
Моспан: Был 1 раз.
Сорокин: Вот, всего 1 раз. Получается, мы никому не нужны. Когда вышестоящее руководство не хочет тебя видеть, о чём можно говорить? Поэтому нам и нужен объединяющий орган. Мы просились в Министерство промышленности, помните, Флун Фагимович? Не получилось. Создание работоспособной Федеральной службы, которая сможет решить наши вопросы, это выход для нас. Но если и Федеральную службу Правительство будет игнорировать, тогда какой смысл её создавать? Как сказал наш губернатор в прошлом году на подобном совещании (я тогда тоже резко высказался, что власть ни за что не отвечает, как в том стихотворении: «мы все в России виноваты, не виновата только власть»), наверху ювелирный бизнес считают криминальным, контрабандным и нелегальным, что вы хотите от власти? У меня внутри всё рвалось от возмущения, ведь я что ли создал наш бизнес таким? Да, ювелирный бизнес такой, спору нет. Но именно власть позволила его таковым сделать!
В какую область не сунься, везде одно и то же. У меня человек украл килограмм золота. В течение двух лет не было заведено уголовного дела. И недавно мне один доброжелатель говорит: «Ты что, Сорокин, ждёшь уголовного дела? Заплати милиции, тогда заведут». О чём мы вообще говорим в этой стране? И в правде боимся сами себе признаваться. А правде нужно смотреть в глаза.
Давайте попробуем создать Федеральную службу, которая будет заниматься нашими делами.
Коновалов: Валерий Васильевич, можно вам вопрос задать?
Сорокин: Да.
Коновалов: У нас есть проект резолюции сегодняшнего совещания. Вы с ним ознакомились? Есть пожелания, замечания, дополнения?
Сорокин: Я «за», но я люблю конкретику.
Коновалов: Валерий Васильевич, это только проект, если у вас есть предложения конкретные, пожалуйста, вносите.
Сорокин: Хорошо.
Коновалов: Есть ещё выступающие?
С.Л.Фёдоров: Я хотел бы сказать пару слов.
Гумеров: Только полторы минуты, Сергей Леонидович, ладно?
Фёдоров: Спасибо.
Валерий Васильевич сказал, что нужен выход из создавшегося положения. Я считаю, что самый правильный выход – выход на внешние рынки. Мы об этом говорили в феврале на выставке в Петербурге. Ни одна ювелирная держава не работает только на свой внутренний рынок – ни Таиланд, ни Китай. Даже Индия, которая имеет большое внутреннее потребление, основной оборот делает на экспорте.
Я, безусловно, поддерживаю создание Федеральной службы и предлагаю к этой службе присоединить «Алмазювелирэкспорт». Есть такая государственная структура, которая была давно создана и ориентирована, в том числе на поддержку экспорта ювелирных изделий. Владимир Ильич к ней тоже имеет непосредственное отношение. Службу я бы предложил назвать так: «Служба поддержки ювелирного производства и экспорта ювелирных изделий». Думаю, это будет самый правильный и реальный выход из создавшегося положения.
Спасибо.
Коновалов: Есть ещё выступающие?
Уважаемые коллеги, всем спасибо. Время пролетело быстро. Мы приступаем к пресс–конференции.
[ Ювелирные Известия ]