Алмазы и диалектика

Раздел: Драгоценные камни
15 июня 2010 г.

01.06.2010 г. ушел в до­сроч­ную от­став­ку гла­ва Яку­тии Вя­че­слав Шты­ро­в. 07.06.2010 г. в якут­ском пар­ла­мен­те про­шло со­ве­ща­ни­е, на ко­то­ром рас­смат­ри­ва­лись во­про­сы со­зда­ния в Якут­ске осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны (ОЭЗ) по огран­ке ал­ма­зов и про­из­вод­ству юве­лир­ных из­де­лий. 09.06.2010 г. Дмит­рий Мед­ве­дев внёс на рас­смот­ре­ние якут­ско­го пар­ла­мен­та кан­ди­да­ту­ру Его­ра Бо­ри­со­ва для на­де­ле­ния пол­но­мо­чи­я­ми пре­зи­ден­та Рес­пуб­ли­ки Са­ха (Я­ку­ти­я). Не ис­клю­че­но, что меж­ду эти­ми тре­мя со­бы­ти­я­ми су­ще­ству­ет связь, спо­соб­ная ока­зать се­рьез­ное вли­я­ние на пер­спек­ти­вы раз­ви­тия рос­сий­ско­го ал­маз­но­го биз­не­са.

В. Шты­ров был из­бран пре­зи­ден­том Яку­тии в ян­ва­ре 2002 го­да и сра­зу при­сту­пил к про­ве­де­нию ре­фор­мы рес­пуб­ли­кан­ско­го пар­ла­мен­та, поз­во­ля­ю­щей уста­но­вить при­мат ис­пол­ни­тель­ной вла­сти над за­ко­но­да­тель­ной. Гро­мозд­кая двух­па­лат­ная кон­струк­ция бы­ла лик­ви­ди­ро­ва­на, и в ре­зуль­та­те де­кабрь­ских вы­бо­ров 2002 го­да со­став пар­ла­мен­та был об­нов­лен бо­лее чем на 75%.

У­же 24.04.2003 го­да но­вым пар­ла­мен­том был при­нят за­кон «Об управ­ле­нии и рас­по­ря­же­нии ак­ци­я­ми и го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­стью Рес­пуб­ли­ки Са­ха (Я­ку­ти­я) в АК «АЛРОСА» (ЗАО)», ко­то­рый уста­нав­ли­вал, что го­су­дар­ствен­ные ин­те­ре­сы Яку­тии обес­пе­чи­ва­ют­ся ор­га­ни­за­ци­он­но–­пра­во­вой фор­мой АЛРОСА в ви­де за­кры­то­го ак­ци­о­нер­но­го об­ще­ства.

В по­сле­ду­ю­щие го­ды рес­пуб­ли­кан­ский пар­ла­мент про­ду­ци­ро­вал мно­го­чис­лен­ные по­ста­нов­ле­ния в раз­ви­тие и до­пол­не­ние это­го за­ко­на, вен­цом ко­то­рых мож­но счи­тать по­ста­нов­ле­ние «О за­щи­те го­су­дар­ствен­ных ин­те­ре­сов в АК «АЛРОСА» (ЗАО)», при­ня­тое 16.06.2005 го­да на ос­но­ва­нии до­кла­да пре­мье­ра Яку­тии Его­ра Бо­ри­со­ва. В этом до­ку­мен­те меж­ду го­су­дар­ствен­ны­ми ин­те­ре­са­ми и со­хра­не­ни­ем АК АЛРОСА ста­ту­са ЗАО знак ра­вен­ства по­став­лен весь­ма недву­смыс­лен­но.

Алмазы и диалектика. Ювелирные Известия - J-izvestia.ru

Па­рал­лель­но этим за­ко­но­твор­че­ским про­це­ду­рам но­вая ад­ми­ни­стра­ция Яку­тии ве­ла ин­тен­сив­ную ор­га­ни­за­ци­он­ную ра­бо­ту по за­креп­ле­нию и рас­ши­ре­нию по­то­ка ал­маз­но­го сы­рья, по­сту­пав­ше­го от АК АЛРОСА в ад­рес т.н. «я­кут­ской гра­ниль­ной про­мыш­лен­но­сти». В ав­гу­сте 2002 го­да был со­здан «Ал­маз­ный со­вет при Пре­зи­ден­те Яку­ти­и», по­лу­чив­ший пра­во на рас­пре­де­ле­ние квот на ал­маз­ное сы­рье для якут­ских гра­ниль­ных за­во­до­в, а 10 ап­ре­ля 2003 го­да бы­ло под­пи­са­но трех­лет­нее со­гла­ше­ние «О со­труд­ни­че­стве меж­ду РС(Я) и АК «АЛРОСА». В ре­зуль­та­те этих ме­ро­при­я­тий бы­ла уза­ко­не­на прак­ти­ка дем­пин­го­вых то­вар­ных кре­ди­тов и про­да­жа 25% те­ку­щей до­бы­чи АК АЛРОСА рес­пуб­ли­кан­ским гра­ниль­ным за­во­да­м, кро­ме то­го, упо­мя­ну­тое со­гла­ше­ние обя­за­ло ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щую ком­па­нию вклю­чать в стан­дарт­ные ло­ты, ре­а­ли­зу­е­мые якут­ским огран­щи­ка­м, ал­ма­зы ве­сом 5 –10 ка­рат (т.е. наи­бо­лее при­вле­ка­тель­ное по по­тен­ци­аль­ной нор­ме при­бы­ли сы­рье).

В це­лом «я­кут­ская гра­ниль­ная про­мыш­лен­но­сть­», поль­зу­ю­ща­я­ся бес­пре­це­дент­ны­ми в ми­ро­вой прак­ти­ке при­ви­ле­ги­я­ми, яв­ля­лась ни­чем ины­м, как по­сред­ни­че­ской струк­ту­рой, за­ни­ма­ю­щей­ся не столь­ко огран­кой, сколь­ко пе­ре­про­да­жа­ми по­лу­ча­е­мо­го на льгот­ных усло­ви­ях от АК АЛРОСА ал­маз­но­го сы­рья. Бло­ки­ро­ва­ние за­ко­но­да­тель­ным пу­тем по­пы­ток пре­вра­ще­ния АК АЛРОСА в ОАО и со­хра­не­ни­е, та­ким об­ра­зо­м, па­ри­тет­ной до­ли рес­пуб­ли­ки в ка­пи­та­ле ком­па­ни­и, с од­но­вре­мен­ной под­держ­кой «я­кут­ской гра­ниль­ной про­мыш­лен­но­сти», поз­во­ля­ло ад­ми­ни­стра­ции В. Шты­ро­ва de facto удер­жи­вать кон­троль над дву­мя круп­ны­ми фи­нан­со­вы­ми по­то­ка­ми.

Рас­хо­ды на про­из­вод­ствен­ную де­я­тель­ность АК АЛРОСА кон­тро­ли­ро­ва­лись че­рез ме­не­дже­ро­в, обя­зан­ных сво­и­ми крес­ла­ми по­зи­ции рес­пуб­ли­кан­ско­го ак­ци­о­не­ра – эти лю­ди со­став­ля­ли ко­стяк «ко­ман­ды Шты­ро­ва» в быт­ность его пре­зи­ден­том АК АЛРОСА. Чет­верть сбы­та АК АЛРОСА кон­тро­ли­ро­ва­лась че­рез «я­кут­скую гра­ниль­ную про­мыш­лен­но­сть­». Со­во­куп­ный по­ток средств по этим на­прав­ле­ни­ям со­став­лял по са­мой скром­ной оцен­ке не ме­нее $1,5 млрд в год. Весь пе­ри­од прав­ле­ния В.Шты­ро­ва в Яку­тии от­ме­чен на­пря­жен­ной борь­бой за кон­троль над эти­ми фи­нан­со­вы­ми по­то­ка­ми.

До сих пор якут­ской ад­ми­ни­стра­ции пу­тем так­ти­че­ских усту­пок уда­ва­лось удер­жи­вать глав­ный ру­беж – со­хра­не­ние АК АЛРОСА в ре­жи­ме ЗАО. И ес­ли фак­тор «я­кут­ской гра­ниль­ной про­мыш­лен­но­сти» к 2008 го­ду пе­ре­стал быть зна­чи­мой ве­ли­чи­ной, то кон­троль над про­из­вод­ствен­ны­ми рас­хо­да­ми АК АЛРОСА В. Шты­ро­ву (в ли­це «рес­пуб­ли­кан­ских» кад­ров на со­от­вет­ству­ю­щих по­стах в ком­па­ни­и) со­хра­нить уда­лось прак­ти­че­ски в пол­ном объ­е­ме.

Од­на­ко объ­ек­тив­но на­зрев­шая транс­фор­ма­ция ком­па­нии в ОАО, свя­зан­на­я, преж­де все­го, с не­об­хо­ди­мо­стью быст­ро­го ре­ше­ния про­бле­мы дол­го­вой на­груз­ки, по­чти на­вер­ня­ка по­ло­жит ко­нец это­му status quo. Те­перь Его­ру Бо­ри­со­ву пред­сто­ит вы­сту­пить в под­держ­ку от­ме­ны якут­ских за­ко­но­в, пре­пят­ству­ю­щих от­кры­тию АК АЛРОСА, т.е. по су­ти, про­тив соб­ствен­ных ини­ци­а­тив об­раз­ца 2003 – 2005 го­до­в. Ко­неч­но, диа­лек­ти­че­ское вос­при­я­тие дей­стви­тель­но­сти, по оче­вид­ным при­чи­на­м, весь­ма ха­рак­тер­но для со­вре­мен­ных рос­сий­ских по­ли­ти­ко­в, и в то­м, что но­во­ис­пе­чен­ный пре­зи­дент Яку­тии по­сту­пит имен­но та­ким об­ра­зо­м, вряд ли при­хо­дит­ся со­мне­вать­ся.

Но плох бу­дет тот про­вин­ци­аль­ный ге­ге­лья­не­ц, кто дерз­нет на­ру­шить «е­дин­ство по­сту­па­тель­но­сти и пре­ем­ствен­но­сти в раз­ви­ти­и, воз­ник­но­ве­ния но­во­го и от­но­си­тель­ной по­вто­ря­е­мо­сти не­ко­то­рых мо­мен­тов ста­ро­го». Имен­но по­это­му в про­ме­жут­ке меж­ду дву­мя судь­бо­нос­ны­ми для Яку­тии июнь­ски­ми дня­ми, рес­пуб­ли­кан­ский пар­ла­мент рез­ко ак­ти­ви­зи­ро­вал уси­лия по со­зда­нию ал­маз­ной ОЭЗ. Ес­ли об­ра­тить­ся к «По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке к про­ек­ту ФЗ «О вне­се­нии из­ме­не­ний в ФЗ «Об осо­бых эко­но­ми­че­ских зо­нах в РФ», вхо­дя­щей в па­кет до­ку­мен­то­в, на­прав­лен­ных якут­ским пар­ла­мен­том в Го­с­ду­му РФ, то суть рес­пуб­ли­кан­ских ини­ци­а­тив ста­но­вит­ся впол­не оче­вид­ной­.

«О­гран­ка ал­ма­зов не при­но­сит вы­со­кую до­бав­лен­ную сто­и­мо­сть, как про­из­вод­ство юве­лир­ных из­де­лий с брил­ли­ан­та­ми. В ито­ге из–­за ма­лых объ­е­мов вы­пус­ка про­дук­ции и из­вле­ка­е­мой при­бы­ли в раз­ви­тие про­из­вод­ства на­прав­ля­ют­ся не­боль­шие ин­ве­сти­ци­и. Усло­вия осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны (да­лее – ОЭЗ) пред­по­ла­га­ют при­вле­че­ние за­ин­те­ре­со­ван­ных ин­ве­сто­ров и зна­чи­тель­ное уве­ли­че­ние объ­е­мов про­из­вод­ства. В слу­чае при­ня­тия пред­став­лен­но­го фе­де­раль­но­го за­ко­на пред­по­ло­жи­тель­но в ОЭЗ бу­дет про­из­во­дить­ся огран­ка боль­шей ча­сти ал­маз­но­го сы­рья, а со­от­вет­ствен­но, уве­ли­чит­ся до­бав­лен­ная сто­и­мость при про­из­вод­стве юве­лир­ных из­де­лий с брил­ли­ан­та­ми.»

«При ре­а­ли­за­ции сы­рых ал­ма­зов до­бав­лен­ная сто­и­мость уве­ли­чи­ва­ет­ся не бо­лее чем на 5–10 про­цен­то­в, в то вре­мя как при огран­ке ал­ма­зов и оправ­ле­нии брил­ли­ан­тов в юве­лир­ные из­де­лия до­бав­лен­ная сто­и­мость уве­ли­чи­ва­ет­ся мно­го­крат­но. Та­ким об­ра­зо­м, ос­нов­ную при­быль по­лу­ча­ют не та­м, где до­бы­ва­ют сы­рье, а та­м, где его пе­ре­ра­ба­ты­ва­ют и фак­ти­че­ски про­да­ют го­то­вые из­де­лия по­тре­би­те­ля­м».

«Пред­при­я­тие за­ку­па­ет ал­маз­ное сы­рье для огран­ки, но в со­ста­ве пар­тии при­сут­ству­ет не­рен­та­бель­ное для об­ра­бот­ки на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ал­маз­ное сы­рье. У пред­при­я­тия воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость в ре­а­ли­за­ции не­рен­та­бель­но­го ал­маз­но­го сы­рья. В на­сто­я­щее вре­мя за­кон не поз­во­ля­ет ре­зи­ден­ту ОЭЗ ре­а­ли­зо­вы­вать сы­рье. В этой свя­зи пред­ла­га­ет­ся вне­сти из­ме­не­ние в часть 1 ста­тьи 10 ука­зан­но­го фе­де­раль­но­го за­ко­на, раз­ре­ша­ю­щее ре­зи­ден­ту ОЭЗ ППТ ре­а­ли­за­цию ал­маз­но­го сы­рья, не­рен­та­бель­но­го для об­ра­бот­ки на дан­ном пред­при­я­ти­и».

«…­го­су­дар­ствен­ный кон­троль при вво­зе и вы­во­зе дра­го­цен­ных кам­ней и брил­ли­ан­тов пред­ла­га­ет­ся осу­ществ­лять на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ном та­мо­жен­ном по­сту осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны­».

Про­стран­ные ци­та­ты из «По­яс­ни­тель­ной за­пис­ки…» не остав­ля­ют со­мне­ни­я, что со­зда­ние ал­маз­ной ОЭЗ в Якут­ске есть не что ино­е, как ре­ин­кар­на­ция «я­кут­ской гра­ниль­ной про­мыш­лен­но­сти» на но­вом вит­ке раз­ви­ти­я. Дей­стви­тель­но, здесь при­сут­ству­ют: го­ря­чее же­ла­ние по­лу­чить «боль­шую часть ал­маз­но­го сы­рья», тра­ди­ци­он­ный ар­гу­мент ти­па «при огран­ке ал­ма­зов до­бав­лен­ная сто­и­мость уве­ли­чи­ва­ет­ся мно­го­крат­но», тре­бо­ва­ние раз­ре­шить про­да­вать ре­зи­ден­там ОЭЗ не­ко­то­рую часть от «боль­шей ча­сти ал­маз­но­го сы­рья», да еще че­рез та­мо­жен­ный пост в Якут­ске (ги­по­те­ти­че­ская воз­мож­ность от­кры­тия ко­то­ро­го дав­но яв­ля­ет­ся ноч­ным кош­ма­ром со­труд­ни­ков Го­хра­на).

Сто­ит на­пом­нить, что на пи­ке раз­ви­тия «я­кут­ской гра­ниль­ной про­мыш­лен­но­сти», око­ло 30 за­во­дов по­лу­ча­ли в об­щей слож­но­сти 25% сы­рья, до­бы­ва­е­мо­го АК АЛРОСА. Прак­ти­ко­ва­лась 120–­днев­ная от­сроч­ка пла­те­жей и кре­ди­ты из рес­пуб­ли­кан­ско­го бюд­же­та по ну­ле­вым став­ка­м. При этом бо­лее 60% этих за­во­дов умуд­ря­лись по­ка­зы­вать убы­то­к. «До­бав­лен­ная сто­и­мо­сть» про­сто по­ра­жа­ла во­об­ра­же­ние – в сред­нем якут­ский брил­ли­ант сто­ил на 3 (три) про­цен­та до­ро­же, чем ал­маз, из ко­то­ро­го он был огра­нен. Но за­то объ­е­мы сы­рья яко­бы «не­рен­та­бель­но­го для об­ра­бот­ки», а про­ще – ба­наль­но пе­ре­про­да­ва­е­мо­го на сто­ро­ну со­став­ля­ли от 80% до 100%.

Су­дя по все­му, те­перь эти вы­да­ю­щи­е­ся до­сти­же­ния пред­по­ла­га­ет­ся раз­вить в ОЭЗ. Де­мон­стра­ция страст­но­го же­ла­ния рес­пуб­ли­кан­ско­го пар­ла­мен­та ви­деть ал­маз­ную ОЭЗ в Якут­ске вряд ли слу­чай­но при­шлась на 07.06.2010 г. Есть ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пе­ред на­ми изящ­ный ва­ри­ант раз­ме­на: не­боль­шое ис­прав­ле­ние в якут­ских за­ко­нах сни­ма­ет пре­пят­ствие для от­кры­тия АК АЛРОСА, а скром­ная до­бав­ка в фе­де­раль­ный за­кон поз­во­лит якут­ской ад­ми­ни­стра­ции вер­нуть утра­чен­ный бы­ло кон­троль над со­лид­ным фи­нан­со­вым по­то­ко­м. И то­гда де­я­тель­ность но­во­го якут­ско­го пре­зи­ден­та ни в чем не бу­дет про­ти­во­ре­чить за­ко­нам диа­лек­ти­ки.

[ forum-msk.org ]

  • 16 июня 2010 г.:

    Очень жаль, что наш Президент ушел в отставку, но как говорится: «Президенты приходят и уходят, а народ остается». С другой стороны, В.А. Штыров давно перерос республиканский уровень. Разработанная и утвержденная в 2007г. под его руководством «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020года» начала реализовываться. Возможный переход Вячеслава Анатольевича на более высокий федеральный уровень работы будет способствовать его эффективной реализации На мой взгляд, здесь уместно выражение: «Когда мы научимся себя уважать, тогда мы будем жить намного лучше».

  • Полезное

    Полезное

     
    -->