В период с 8 по 9 июня 2010 г. в Москве проходило Совещание Комиссии Таможенного союза по вопросу оборота ДМ и ДК в рамках Таможенного союза. Со стороны Казахстана работала делегация, включающая экспертов – начальника управления профильного госоргана Казахстана Н.К.Дидарбекова, его заместителя Е.А.Сихимбаева, а также директора Пробирной палаты ОАО «Национальный центр экспертизы и сертификации» Казахстана А.Б.Утепова.
9 июня состоялась встреча упомянутых членов делегации Казахстана с руководителем Пробирной палаты России В.И.Моспаном, представителями ювелирного и камнесамоцветного бизнеса Ф.Ф.Гумеровым (председатель Высшего совета НП «Союз ДМДК») и К.Х.Авакяном (компания «Формика»), а также помощником председателя подкомитета Госдумы по драгоценным металлам и драгоценным камням В.А.Збойковым.
Участники мероприятий изъявили свою точку зрения на ход подготовки документации Таможенного союза по отрасли ДМДК. Казахстанские гости обсуждали важный для рынка ДМДК документ – «Положение об особенностях совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями внутри Таможенного союза».
Отличия точки зрения на Положение у делегации Казахстана были следующие:
Казахстанская делегация не согласна с тем, что собственник драгоценных металлов и драгоценных камней в Казахстане в результате присоединения к Положению Таможенного союза будет иметь большое количество ограничений на свободу распоряжения своей собственностью. По словам представителей делегации, Казахстан не желает этого, и не хочет иметь у себя отдельный закон по ДМДК и аналог российской статьи 191 в уголовном кодексе своей республики.
Делегация Казахстана выступила категорически против узаконивания в документах Таможенного союза толлинга, особенно в части ювелирной продукции. Казахстан предложил внесение большого количества изменений в Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза…», в том числе – в части запрета ювелирного толлинга, внося в эту норму ограничение «за исключением, когда предметом переработки являются ювелирные изделия, изделия из золота и серебряных дел мастеров, другие изделия и их части из драгоценных металлов или их местами покрытых драгоценными металлами».
Причина обеспокоенности Казахстана очевидна – ювелирный толлинг не только не будет способствовать развитию собственного ювелирного и гранильного производства в Казахстане, но и полностью убьет его имеющиеся национальные предприятия. Однако предложение делегации Казахстана у российской стороны понимания не нашло. Удивительно, но российскую сторону этот вопрос почему–то не тревожит…
Казахстан усомнился в пользе содержащихся в Положении ограничений на вывоз природных алмазов только их добытчиками и предприятиями, их гранящими. Было предложено дать такое право любым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным должным образом. Это, по мнению Казахстана, будет способствовать демонополизации торговли алмазами. Что касается вообще драгоценных камней, то Казахстану кажется нецелесообразным использовать у себя обязательных для применения государственных прейскурантов на камни, предпочитая используемое во всем мире рыночное ценообразование (как это есть в Казахстане сегодня).
По–иному видит Казахстан и осуществление пробирного надзора в Таможенном союзе. По их предложению «вывоз из таможенного союза изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней может осуществляться без опробования и клеймения при наличии такого условия в договоре (контракте) об изготовлении и (или) поставки указанных изделий». Т.е. это фактически отмена обязательного характера клеймения на всю ювелирную продукцию, производимую на территории Таможенного союза. Впрочем, подобный законопроект был подготовлен еще четыре года назад депутатами российской Госдумы, но теперь отзывается, не встретив во власти достаточной поддержки. Поэтому не удивительно, что и эта поправка казахской стороны была отклонена.
Были у Казахстана и другие вопросы к обоим Положениям Таможенного союза. Очевидно, что сформировать таможенную прозрачность границы очень непросто, если отраслевое законодательство России и Казахстана различаются столь радикально.
В ходе беседы с делегацией Казахстана гендиректор фирмы «Формика» К.Х.Авакян поведал о том, насколько свободно можно работать сегодня с ДМДК за рубежом. В свою очередь, В.И.Моспан разъяснил коллегам суть обеспокоенности российской стороны ослаблением контроля за российским рынком ДМДК и изделий из них в случае удовлетворения изложенных казахстанцами пожеланий.
Общий итог беседы и Совещания оптимистичен: все стороны Таможенного союза понимают, что политики наших государств, создавая Таможенный союз, создают условия для экономического рывка своих стран. Плюсы от объединения государств в Таможенный союз огромны. Пока стороны берут тайм–аут в подписании Положения. Вышеприведенные разногласия найдут разрешение в ходе консультаций и последующей совместной работы. Ведь политическая воля в создании Таможенного союза сохраняется! Участники беседы поблагодарили руководителя Пробирной палаты России за проведенную встречу и подчеркнув безусловную пользу от объединения государств в Таможенный союз, заверили В.И.Моспана в намерениях упорного продолжения поисков оптимального компромисса для достижения полного консенсуса сторон.
Владимир Збойков
[ Ювелирные Известия ]