Есть профессии, которые позволяют дать исчерпывающую характеристику явлениям, даже с ним не связанным. Например, часто употребимо выражение «взвешивать с аптекарской точностью», а когда речь идёт о тончайшей работе, говорят о ювелирном искусстве. Сегодня мы заглянем в ювелирную мастерскую и узнаем, почему так выделяется одна из древнейших профессий.
Олег ВИЛЕНКОВ, художник–ювелир. В профессии более 20 лет. По основной специальности — металлург. Второе образование получал по ювелирному делу. Мастер–универсал. |
По сути дела
Вообще–то главными инструментами в ювелирном деле мастер называет собственные глаза и руки. Тем не менее без настоящих инструментов не обойтись. Один из самых популярных — ригель. Он используется для изменения размера кольца или устранения дефекта — как правило, несоответствие изделия заданному размеру распространяется именно на кольца. Для исправления дефекта меняют размер изделия в большую или меньшую сторону. Увеличить кольцо до одного размера можно путём вытяжки шинки (расколачивания на ригеле).***В ювелирной практике достаточно часто можно встретить имитации бриллианта — прозрачного искусственно огранённого алмаза. К ним относят такие бесцветные минералы, как топаз, горный хрусталь, циркон, корунд и т. д. Сейчас лучшими имитациями бриллианта являются синтетические камни, например, фианит. Для обычного потребителя форма — вопрос личных пристрастий. Наиболее популярные огранки алмазов и их имитаций: круглая, треугольник, грушевидная, овал, изумрудная и другие. Есть огранки, названия которых весьма экзотичны, например, «Маркиз» или «Принцесса». Круглая форма по существу стала стандартом ограночной индустрии: более 90% бриллиантов на рынке имеют эту форму огранки. Интересно, что если огранить бриллианты разными формами, но при этом выдержать для них одинаковую массу, то одни будут визуально больше, чем круглый, например, «Маркиз» или триллиант, другие — меньше, например, «Принцесса».***
Рабочий стол ювелира завален разнообразными инструментами и приспособлениями, причём часто специалист сам их придумывает и изготавливает. В работе пригодятся напильники, лобзики, надфили, штихеля, чеканы, лупы, паяльники, горелка, бормашина и т. д. Хотя не всё можно сделать самому, бОльшую часть инструментов всё же приходится приобретать. Открыть своё ювелирное дело — занятие весьма дорогостоящее. Цены на отдельные вещи могут доходить до нескольких тысяч. Не рублей, конечно. Притом самой затратной статьёй расходов мастера называют расходные материалы, которые приходится закупать раз в несколько дней. Например, бор для машинки стоит от 12 долларов. А на гравировку по твёрдому металлу может уйти до 5–10 штук.
СОВЕТЫ МАСТЕРА Получить профессию ювелира можно несколькими путями: окончить художественное училище либо специализированные курсы ювелиров или выучиться делу у мастера, используя при этом ещё и специальную литературу. Ремесло требует терпения, обстоятельности, усидчивости, точности. Новичок начнёт с подготовительной работы: прокатка, протяжка. В крупных ювелирных мастерских работа узко специализирована: отдельно работают закрепщики, гравировщики, огранщики и т. п. Чем мельче предприятие, тем скорее мастеру необходимо быть универсалом. |