Дело в том, что основу такой товарной группы, как самоцветы, составляют ювелирные камни, отнесенные по российскому закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к драгоценным камням. По закону это: алмаз (бриллиант в ограненном виде), рубин, сапфир, изумруд и александрит, а также природный жемчуг (о котором нет смысла говорить в силу его почти полного отсутствия не только на российском, но и мировом рынке).
До 2004 года эти драгоценные камни, согласно действовавшей тогда редакции ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», являлись валютными ценностями. Хотя с 2003 года все без исключения драгоценные камни были законодательно выведены их перечня валютных ценностей, тем не менее, в настоящее время гражданский оборот драгоценных камней по-прежнему фактически полностью блокирован действием норм ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и подзаконных актов в его исполнение.
1. Эпоха постановления №759 с добавкой от постановления №215
До 24 августа 2004 года во исполнение Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" совершение сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации помимо того, что действовал ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», также регулировалось подзаконным актом - Постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 года № 759. Это и был тот самый ГЛАВНЫЙ нормативный документ, регламентирующий оборот драгоценных камней в России.
10 марта 2000 года в соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" вышло Постановление Правительства РФ № 215, вносящее изменения в Постановление № 759 от 27 июня 1996 г.
Соответственно, во исполнение Постановлений № 759 и № 215 в Минфине РФ была принята Инструкция о порядке учета сделок, совершаемых с необработанными драгоценными камнями (утверждена приказом Минфина РФ от 4 октября 2001 г. №81н), в которую 22 июля 2003 года были внесены изменения.
Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 года № 759 с внесенными в него изменениями несло более существенные ограничения по совершению сделок с природными драгоценными камнями, чем федеральный закон.
Так, ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» не содержит ограничений на внебиржевые сделки с сырыми несортированными природными драгоценными камнями, в то время как Постановление №759 – содержит.
Постановление №759 полностью запрещает продажу несертифицированных ограненных природных драгоценных камней физическим лицам, однако ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» такого принципиального запрета не содержит, ограничивая требованием по сертификации проведение лишь биржевых операций с обработанными драгоценными камнями.
ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» прямо оговаривает возможность биржевых сделок физических лиц с необработанными драгоценными камнями, прошедшими сортировку. Однако Постановление №759 не содержит упоминаний ни о биржевых, ни о внебиржевых сделках физических лиц с сортированными необработанными драгоценными камнями.
Наконец, в противоречие федеральному закону, Постановление №759 запрещает использовать драгоценные камни коммерческим банкам в качестве предмета залога или иного финансового обязательства.
Справка. Некоторые нормы Постановления Правительства РФ № 759 от 27 июня 1996 года в редакции Постановления Правительства РФ № 215 от 10 марта 2000 года, регулирующие совершение сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации (нумерация оригинальная).
6. Совершение сделок с сырыми несортированными природными драгоценными камнями не допускается.
7. Сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней осуществляются субъектами добычи или Гохраном России в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-технической документацией.
Субъекты добычи, не имеющие возможности сортировать и осуществлять первичную классификацию и первичную оценку добытых драгоценных камней, передают их в установленном порядке в Гохран России для проведения сортировки, первичной классификации и первичной оценки.
8. Российские перерабатывающие организации могут реализовывать:
- необработанные драгоценные камни, не использованные в производстве, - другим организациям, в том числе через биржу драгоценных камней;
- обработанные драгоценные камни - непосредственно организациям, использующим драгоценные камни в своей деятельности, или через биржу драгоценных камней.
12. В целях осуществления государственного контроля за использованием и обращением драгоценных камней Министерство финансов Российской Федерации осуществляет учет сделок, совершаемых с необработанными драгоценными камнями между субъектами добычи и российскими перерабатывающими организациями, а также между российскими перерабатывающими организациями.
13. Продажа несертифицированных ограненных природных драгоценных камней физическим лицам не допускается.
14. Внешнеторговые сделки с необработанными и обработанными драгоценными камнями на территории Российской Федерации совершаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
15. Не допускается использование природных драгоценных камней в качестве средств платежа, а также при расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим природные драгоценные камни в производстве своей продукции.
16. Нарушение порядка совершения сделок с природными драгоценными камнями, установленного настоящим Положением, влечет за собой применение санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Когда драгкамни стали не валютными (постановление №433)…
24 августа 2004 года в связи с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", вышло Постановление Правительства РФ № 433 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле".
В редакции от 27 июня 2008 года данное Постановление признает ряд актов Правительства РФ полностью утратившими силу, в частности, Постановление Правительства РФ № 759 от 27 июня 1996 года и Постановление Правительства РФ № 215 от 10 марта 2000 года, вносящее изменения в Постановление № 759 (драгоценные камни в редакции Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" были выведены из перечня валютных ценностей). Как следствие, утратила силу и Инструкция Минфина от 4 октября 2001 года.
Таким образом, с 24 августа 2004 года совершение сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации, за отсутствием действующих нормативных подзаконных актов Правительства РФ, регулируется исключительно Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Т.е. данный закон в этой части с 24 августа 2004 года фактически стал законом прямого действия.
3. «Сухой остаток»
А в «сухом остатке» лишь неясность. Есть несколько вопросов, на которые НИКТО в России не сможет дать «правильный» ответ. Вот они:
1) Означает ли прекращение действия Постановлений Правительства РФ № 759 от 27 июня 1996 года и № 215 от 10 марта 2000 года, что в настоящее время в Российской Федерации нет запрета на осуществление физическими лицами:
Разъяснения по данному пункту необходимо иметь раздельно по алмазам и прочим драгоценным камням (если в настоящее время действуют какие-либо различия в их обороте).
2) Если перечисленные выше запреты (или часть запретов) в настоящее время еще действуют, то на основании каких именно норм не отмененных актов?
Справка: Некоторые нормы Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», регулирующие совершение сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации
1. Статья 2, пункт 4. Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации.
2. Статья 2, пункт 6. Драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц. Собственники драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют свое право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, а на драгоценные камни, указанные в пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законодательством без ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
3. Статья 3, пункт 1. В Российской Федерации действуют биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, предназначенные для совершения юридическими и физическими лицами сделок, связанных с обращением:
…
- необработанных драгоценных камней, прошедших сортировку;
- обработанных драгоценных камней, прошедших сертификацию;
4. Статья 20, пункт 5. Драгоценные металлы и драгоценные камни, не проданные в приоритетном порядке покупателям, перечисленным в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона и пункте 4 настоящей статьи, в том числе покупателям, отказавшимся от приобретения уникальных самородков драгоценных металлов, могут быть реализованы субъектами их добычи и производства любым юридическим и физическим лицам, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, действующие в Российской Федерации, использованы в собственном производстве либо в качестве предмета залога или иного финансового обязательства, а также вывезены с территории Российской Федерации для реализации на внешнем рынке в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.
[ Ювелирные Известия ]
Так я могу хранить дома у себя ограненный неоправленный звездчатый сапфир весом в 0,95 ct стоимостью в 180 рублей? Или УК ст. 191?