В декабре 2009 года французский ювелирный дом Van Cleef & Arpels отметил знаменательную дату в славной истории: 70 лет присутствия на важном американском рынке. Центром скромных, антикризисных, но элегантных торжеств стал флагманский в Новом Свете магазин марки, расположенный в доме 744 на углу Пятой авеню и 57-й улицы (директором этого магазина был легендарный Клод Арпельс, предложивший в 1967 году Джорджу Баланчину идею знаменитого неоклассического балета "Драгоценности").
В честь юбилея, пришедшегося на непростой для luxury goods год, в Van Cleef & Arpels создали две специальных линии: California Reverie (74 украшения) и 744 Fifth (10 полных ювелирных сетов). Разница между юбилейными коллекциями довольно существенная. Так, основу California Reverie составляют сложные, без всякой привычной симметрии, флористические и анималистические драгоценности с необычными камнями, редко попадающие в сектор haute joaillerie (например, это огненные эфиопские опалы, белые и черные австралийские опалы, аквамарины, халцедоны или бирюза). Во время октябрьской премьеры Van Cleef & Arpels особо подчеркивали, что California Reverie более свободная и раскрепощенная коллекция, чем это принято строгими правилами марки. По замыслу, эта свобода, заметная и невооруженному глазу, должна была привлечь к украшениям California Reverie внимание именно артистической, голливудской, художественной, а не просто обычной обеспеченной, "финансовой" публики. В свою очередь 744 Fifth — это стопроцентно классическое драгоценное собрание, рассчитанное не на состоятельную богему, а именно на клиентов делового мира. Характерно, что украшения в данном случае собраны по уже готовым парадным сетам, то есть они представляют собой полные современные гарнитуры (включают большое колье, длинные и короткие серги, вечернее кольцо, а также кольцо с бриллиантом-солитером). Всего создано, как мы заметили ранее, 10 сетов, получивших себе в названия звучные женские имена: Rosalba, Julietta, Rebecca, Eliza, Angela, Tess, Isabella, Laureen, Giulia и Katharine. Все украшения сделаны из платины или белого золота, белых бриллиантов (круглая, грушевидная, изумрудная огранки) и классических синих бархатистых сапфиров. Одним словом, сегодня трудно найти коллекцию еще более консервативную, чем 744 Fifth: в своем роде это не обычная классическая линия, а надежнейший сейф, в который стоит вложить средства, уцелевшие от колебаний финансовых индексов.
Проявляя подобный неистовый консерватизм, ювелиры Van Cleef & Arpels ведут очень расчетливую игру. И эта игра состоит в том, чтобы сделать свои собственные, французские по происхождению драгоценности как можно более американскими украшениями. Как известно, специфика американских драгоценностей заключается в том, что на первом плане здесь не оригинальный сюжет и не разложенный по трепетным нотам дизайн, а общая форма и денежная ценность задействованных драгоценных камней. Не случайно американские ювелиры (и прежде всего дом Harry Winston) уделяют столь значительное внимание оправам для своих уникальных драгоценных камней. Ведь именно оправы, их невесомость, невидимость, их сочетание в одном украшении с другими оправами и создают истинно американскую драгоценность. Кстати, мастера Van Cleef & Arpels внесли свой значительный вклад в сложное искусство оправы. Им принадлежит прием невидимой оправы (mystery setting, запатентован в 1933 году), при котором камни друг за дружкой ставятся на "рельсы" из драгоценного металла, а не вставляются привычно в заметные защипы и "лапки". Таким образом, с точки зрения техники ювелиры с Вандомской площади наиболее близки из всех европейских коллег к американским ювелирным аппетитам.
Предлагая классические однотонные либо двухцветные (белые бриллианты и синие сапфиры) украшения, которые обязаны выглядеть так, чтобы понравиться состоятельной возрастной американке, в Van Cleef & Arpels, тем не менее, не пожелали совсем уж расстаться с французскими мотивами. Так, драгоценности 744 Fifth состоят из арабесков, сложных каскадных элементов, кутюрного "орнамента" (например, есть столь традиционные для VCA кольцо в виде завязанного банта и колье в форме ленты или галстука). Иные украшения (к примеру, колье Julietta, бриллиантовые каскадные части которого можно носить и как серьги) являются трансформерами, столь характерными для истории Van Cleef & Arpels. Асимметричные композиции также крайне важные для салонной ювелирной философии VCA, разумеется, не столь резки и выделены, однако опытный коллекционер, вне сомнений, сможет разглядеть за американской парадной драгоценной броней французский ювелирный лиризм.