Тайны Алмазного фонда

Раздел: Выставки
25 декабря 2009 г.

290 лет на­зад Петр Пер­вый под­пи­сал указ об учре­жде­нии спе­ци­аль­но­го хра­ни­ли­ща ко­ро­на­ци­он­ных ре­га­лий и па­рад­ных дра­го­цен­но­стей, ко­то­рое поз­же по­лу­чи­ло на­зва­ние Брил­ли­ан­то­вой ком­на­ты. Со дня под­пи­са­ния это­го ука­за ве­дет свою ис­то­рию Ал­маз­ный фонд Рос­сии.

По­чти два сто­ле­тия Брил­ли­ан­то­вая ком­на­та по­пол­ня­лась все но­вы­ми и но­вы­ми дра­го­цен­но­стя­ми. В цар­ство­ва­ние до­че­ри Пет­ра Ве­ли­ко­го Ели­за­ве­ты и поз­же, при Ека­те­ри­не Вто­рой, рус­ский двор был од­ним из са­мых бле­стя­щих в Ев­ро­пе. В Пе­тер­бург стре­ми­лись луч­шие юве­ли­ры, со­зда­вав­шие для им­пе­ра­тор­ских особ ве­ли­ко­леп­ные про­из­ве­де­ния.

Д­ва­дца­тый век из­ме­нил судь­бу Брил­ли­ан­то­вой ком­на­ты. По­сле ре­во­лю­ции цен­но­сти из Зим­не­го двор­ца в Пе­тер­бур­ге бы­ли пе­ре­ве­зе­ны в Моск­ву и по­ме­ще­ны в од­ной из кла­до­вых Ору­жей­ной па­ла­ты. Сей­час сим­во­лы цар­ской вла­сти - боль­шую им­пе­ра­тор­скую ко­ро­ну и ски­петр - мож­но ви­деть на по­сто­ян­но дей­ству­ю­щей вы­став­ке «Ал­маз­ный фонд» в Мос­ков­ском Крем­ле.

Кро­ме ко­ро­на­ци­он­ных ре­га­лий и ше­дев­ров юве­лир­но­го ис­кус­ства, Ал­маз­ный фонд хра­нит семь ис­то­ри­че­ских брил­ли­ан­тов. Са­мый не­обыч­ный из них - жел­тый ал­маз в фор­ме ок­та­эд­ра, с гра­ви­ров­кой на пер­сид­ском язы­ке. Этот ка­мень под на­зва­ни­ем «Шах» был най­ден в Цен­траль­ной Ин­дии в 15 ве­ке, по­бы­вал в ру­ках ге­ни­аль­ных юве­ли­ров, им вла­де­ли вла­сте­ли­ны не­сколь­ких стран, преж­де чем он по­пал в Рос­сию. Его ис­то­рия пе­чаль­на.

В 1829 го­ду в Те­ге­ра­не, сто­ли­це то­гдаш­ней Пер­сии, уби­ва­ют рус­ско­го ди­пло­ма­та и пи­са­те­ля Алек­сандра Гри­бо­едо­ва. Пра­ви­тель­ство Рос­сии тре­бу­ет на­ка­за­ния ви­нов­ных. В от­вет пер­сид­ский двор от­прав­ля­ет в Пе­тер­бург сы­на ша­ха Хо­сров-Мур­зу, ко­то­рый ве­зет в дар рус­ско­му ца­рю ал­маз ве­сом в 90 ка­ра­тов, тот са­мый «Шах». Цен­ным по­дар­ком пер­сид­ский пра­ви­тель пы­тал­ся раз­ре­шить не­до­ра­зу­ме­ние, воз­ник­шее меж­ду дву­мя стра­на­ми. Из­ви­не­ния бы­ли при­ня­ты; ви­ди­мо, по­то­му что рус­ский царь не хо­тел обостре­ния от­но­ше­ний с Пер­си­ей. Так или ина­че, но жел­тый ал­маз по­пал в ис­то­рию рус­ской ди­пло­ма­тии.

Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли по­ла­га­ют, что этот ка­мень име­ет от­но­ше­ние и к од­ной из ли­те­ра­тур­ных за­га­док 19 ве­ка, свя­зан­ной с име­на­ми трех ве­ли­ких рус­ских пи­са­те­лей - Пуш­ки­на, Гри­бо­едо­ва и Го­го­ля, го­во­рит со­труд­ник Го­су­дар­ствен­но­го му­зея Пуш­ки­на в Москве Ве­ро­ни­ка Кир­са­но­ва:

«Ко­неч­но, «Шах» не име­ет пря­мо­го от­но­ше­ния к Гри­бо­едо­ву и тем бо­лее он не име­ет пря­мо­го от­но­ше­ния к Пуш­ки­ну, но тем не ме­нее с при­во­зом ал­ма­за «Шах» в Рос­сию свя­за­на не­кая ис­то­рия, ко­то­рая ста­ла от­прав­ной точ­кой для ис­сле­до­ва­ний пуш­ки­ни­стов».

Есть вер­сия, что Гри­бо­едов, при­ез­жая в Рос­сию за год до сво­ей смер­ти, рас­ска­зал Пуш­ки­ну о рас­про­стра­нен­ном в Пер­сии обы­чае - за от­дель­ные про­ступ­ки от­ре­зать под­дан­ным но­сы. Пуш­кин по­да­рил этот сю­жет Го­го­лю. Не­ко­то­рое вре­мя спу­стя, по­сле то­го как в Пе­тер­бург был при­ве­зен пер­сид­ский «Шах», в сто­лич­ном жур­на­ле бы­ла опуб­ли­ко­ва­на фан­та­сти­че­ская по­весть Го­го­ля, в ко­то­рой нос бро­са­ет сво­е­го гос­по­ди­на и на­чи­на­ет жить са­мо­сто­я­тель­ной жиз­нью. Ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что пер­сид­ский по­сол Хо­сров-Мур­за, ко­то­рый при­вез в Пе­тер­бург ал­маз «Шах», упо­ми­на­ет­ся в по­ве­сти «Нос» спе­ци­аль­но для то­го, что­бы под­ска­зать, от­ку­да был взят ее сю­жет.

Ал­маз­ный фонд хра­нит не­ма­ло за­га­док, свя­зан­ных с ис­то­ри­че­ски­ми кам­ня­ми. Са­мый не­ве­ро­ят­ный из них - ал­маз «Ор­лов» раз­ме­ром с по­ло­ви­ну ку­ри­но­го яй­ца, укра­ша­ю­щий им­пе­ра­тор­ский ски­петр Ека­те­ри­ны Ве­ли­кой. По офи­ци­аль­ной вер­сии, он был при­об­ре­тен гра­фом Ор­ло­вым в Ам­стер­да­ме и по­да­рен им­пе­ра­три­це в на­деж­де вер­нуть ее рас­по­ло­же­ние. По не­офи­ци­аль­ной - его ку­пи­ла са­ма Ека­те­ри­на, за­пла­тив за не­го из го­су­дар­ствен­ной каз­ны. Ни один из ев­ро­пей­ских мо­нар­хов то­го вре­ме­ни не мог поз­во­лить се­бе та­кую по­куп­ку. Но это уже со­всем дру­гая ис­то­рия.

[ rus.ruvr.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->