27 ноября 2009 г. Владимир Збойков в публикации "Для чего нужен Союз ДМДК" рассказал о причинах создания этой новой общественной организации.
Валерий Борисович Радашевич, президент Ассоциации "Гильдия ювелиров России", дал по этому поводу интервью "Ювелирным Известиям", изложил свое впечатление о сложившейся ситуации, а так же позицию "Гильдии" по отношению к общественным организациям в ювелирной отрасли, в частности, к саморегулирующимся.
"Я уже высказывался по поводу Союза ДМДК, но мне бы хотелось подчеркнуть несколько важных моментов. Самое главное, то, что больше всего удивляет в этой ситуации – это то, что мы обсуждаем еще не родившиеся организации. Мы не знаем программы, устава, целей и задач создаваемого Союза ДМДК, так же как и не знаем положений, функций, полномочий и прав Общественного Совета при Минфине и даже не знаем сроков, когда он будет создан.
Уже почти год ведется работа такой элементарной организации, как Общественный Совет при министерстве, исполнительном органе федеральной власти, который не требует ни финансирования, ни каких-то серьезных решений.
На мой взгляд, это говорит об определенной незаинтересованности федеральной исполнительной власти к созданию подобной структуры и вообще отсутствии какого-то серьезного интереса к выработке внятной государственной политики по отношению к ювелирной отрасли.
ЮИ: Как нужно действовать? Стоит ли бороться с этой позицией или лучше действовать так, как предпочтительно власти?
Тот вывод, который напрашивается у меня: разработка стратегии развития отрасли – это очень правильный и своевременный шаг, и, естественно, этот шаг особенно важно довести до логического конца. Но под логическим концом я имею в виду то, что стратегия будет утверждена правительством Российской Федерации и будут даны соответствующие поручения заинтересованным министерствам и ведомствам по реализации этой стратегии.
И тогда, может быть, появится серьезное отношение к общественному совету, или к другим формам экспертных советов, потому что у федеральных органов власти появится определенная ответственность за реализацию стратегии и за развитие отрасли.
ЮИ: Есть ли потребность в создании других общественные организации, если уже существует «Гильдия Ювелиров»?
Это интересный вопрос, потому что есть две точки зрения. Первая, если мы говорим об организации ювелиров: сегодня есть Гильдия, есть региональные организации и абсолютно достаточно того, что есть. Существует необходимость консолидации сил, для этого и существует Ассоциация, существуют региональные организации, которые мы приглашаем к участию в работе Гильдии.
Если есть какие-то пожелания по улучшению работы, по укреплению работы Гильдии, в этом направлении надо действовать, потому что наш Устав с одной стороны демократичный, а с другой – содержит все необходимые направления деятельности. Решения принимаются общим собранием, а общее собрание избирает Совет, генерального директора.
Есть все возможности при необходимости выбрать новый Совет, нового генерального директора, обсуждать и намечать программу и планы работы Гильдии, обеспечивать контроль за ее выполнением. Здесь этого достаточно.
Есть другая точка зрения, что было бы неплохо объединить вообще всех участников рынка – золотодобытчиков, алмазников в одной единой организации, которая как самостоятельное юридическое лицо могла бы действовать в интересах всего комплекса и, будучи весомее, чем все остальные в отдельности, она могла бы претендовать на представительство в серьезных общественных структурах.
Но для этого нужна серьезная кропотливая работа, для этого нужна разработка той программы, о которой я уже говорил, чтобы найти те точки соприкосновения, которые объединили все существующие сегодня союзы: Союз Золотодобытчиков, Союз Старателей, объединение переработчиков вторичного драгметалла, Ассоциацию производителей бриллиантов. Нужно найти общие интересы и выстроить соответственную структуру и управление, чтобы каждая организация чувствовала, что ее интересы в новой структуре будут защищаться.
Я могу привести пример: несколько лет существует форма проведения конференции ДМДК – эта структура не имеет своего председателя, все члены конференции являются сопредседателями. Таким образом, обеспечивается паритет разных интересов представителей рынка, нашего комплекса, потому что зачастую интересы двух структур оказываются противоположными.
Даже в ювелирной отрасли интересы ювелирной торговли и ювелирного производства не всегда совпадают: торговле, по большому счету, все равно, чем торговать, импортом или чем-то другим. Им интересно торговать тем, что покупают на рынке, с чего они будут зарабатывать большую прибыль. А ювелирным производителям, естественно, интересно, чтобы реализовывалась их продукция, и таким образом они чувствовали рынок и имели условия для своего развития. Рынок динамично уравновешивает эти интересы.
ЮИ: Должна ли организация, защищающая интересы ювелирной отрасли, стать саморегулируемой? По большому счету, нужны ли для ювелиров саморегулируемые организации?
Если мы возьмем закон о саморегулируемых организациях, то он имеет, так сказать, две стороны медали. Одна сторона – взаимоотношения с органами власти. То, что проекты нормативных актов должны согласовываться с саморегулируемыми организациями – это безусловный плюс. И в этом случае законодательно установлен диалог между обществом и властью.
При этом в законе прописано, что в случае, если такое согласование не было обеспечено, то саморегулируемая организация может обратиться в суд для аннулирования вышедшего нормативного акта, включая, кстати, и проект федерального закона. Это на сегодня достаточно актуально, и в этом случае саморегулируемая организация сможет влиять на приведение законодательно-нормативной базы в соответствие с мировыми принципами отрасли.
Вторая сторона медали – это отношения внутри саморегулируемой организации. Она должна иметь правила, стандарты. Ее члены обязаны выполнять эти правила и стандарты, а организация контролирует их выполнение.
Возникает вопрос: готов ли бизнес ради тех плюсов, которые я обозначил на одной стороне медали, принять все рамки, обязательства и их выполнять? И, соответственно, мы должны понимать, что, если мы говорим о рынке в целом, то эти правила должны быть понятными и приемлемыми для использования.
Представьте, допустим, ситуацию: в ювелирный магазин приходит продукция от членов разных саморегулируемых организаций. Правила и стандарты этих организаций должны соответствовать друг другу, чтобы не надо было объяснять, что здесь характеристики такие, а тут другие, потому что здесь по одному стандарту, а тут по-другому.
То есть, если оценивать ситуацию комплексно, то напрашивается некая вертикаль ювелирного рынка, где несколько саморегулируемых организаций будут работать, например, через Гильдию, а Гильдия будет представляться как ассоциация саморегулируемых организаций. Члены этих организаций добровольно подписываются под тем, что они обязуются принимать, выполнять общие правила и обеспечивать необходимый контроль.
Если в начале рыночных отношений была анархия и свобода, то сейчас мы говорим о другом: есть стандарт на отсутствие определенных примесей в драгоценном металле, и ты должен гарантировать, что ювелирное изделие соответствует этому стандарту. Есть стандарт на драгоценные камни и твоя продукция должна соответствовать этому стандарту, есть этические нормы и правила и ты гарантируешь, что ты их принимаешь и выполняешь. Это серьезная ответственность и серьезные обязательства.
ЮИ: Готова ли к этому отрасль и ее участники?
Вот это и самое интересное. Как происходит революция? Когда низы не могут, а верхи не хотят. Мы сейчас говорим о верхах: что они хотят создать что-то, а вот низы хотят ли добровольно придти в саморегулируемую организацию, принять на себя взаимные обязательства с государством... Не видно, чтобы вокруг этого шла полемика в интернете, чтобы люди высказывали свое мнение, а не мы рассуждали, как одна не родившаяся организация взаимодействует с другой не родившейся организацией.
Нужно расшевелить общество, подготовить стандарты и заявить: «Есть объем разработанных документов, давайте собирать конгресс, такой, как проходил однажды. Будем изучать документы и голосовать».
Во многих странах, в том числе и в США, есть специальные организации, которые занимаются этическими нормами и стоит только что-то не то сделать, как завтра узнает вся страна. И это является серьезным рычагом влияния. Это необходимая для нас составляющая, ведь бизнес-сообщество – это часть общества в государстве, а сегодня, мне кажется, главная проблема в том, что мы желаемое выдаем за действительное.
Для публикации этого эксклюзивного материала необходимо
разрешение редакции либо размещение прямой ссылки на http://www.jewellerynews.ru как
на источник.
Просим отнестись с пониманием и не создавать конфликтных ситуаций.