Вчера школе огранки алмазов при московском колледже предпринимательства № 11 исполнилось 40 лет. По этому поводу довольно строгое учебное заведение впервые открыло свои двери для посторонних. Чтобы узнать, кто и как превращает бесформенные алмазы в драгоценные бриллианты, в кузнице кадров российской ювелирной отрасли побывал корреспондент " Газеты " .
По закону 75% добытых в России алмазов должны быть огранены на территории страны. Этим занимаются специалисты-огранщики, которых и готовят в школе. Сейчас здесь учатся 175 студентов, которые приходят сюда после 9-го и 11-го классов. Главный профессиональный критерий — хорошее зрение.
"Это штучная профессия, хотя на всю Россию ребят не хватает", — говорит замдиректора по учебно-производственной работе Алексей Тымчиков. Именно поэтому потенциальные работодатели сами приходят учить ребят.
"В рамках национального проекта "Образование" в 2007 году мы заключили соглашение с крупной индийской компанией, — рассказал Тымчиков. — Сейчас они предоставляют нам станки, инструменты и преподавателей. Но главное — алмазное сырье".
Дело в том, что учиться работать с алмазом можно только на нем самом: слишком уникальны его свойства. В итоге ребята учатся, а компания получает ограненные ими камни. Вот она, реализованная мечта ректоров и чиновников Минобразования о привлечении работодателей в вузы — оказывается, здесь уже давно исполняется. Алмаз превращается в бриллиант в среднем за неделю. Выпускник школы становится специалистом за три года.
Но путь они проходят в общем один и тот же.
Сначала камень попадает к будущему сортировщику разметчику, который смотрит, что из него может получиться. Современные ювелиры используют для этого высокие технологии. Лазерный сканер делает цифровую копию алмаза, с которой позже работают преподаватели и студенты.
В комнате, заставленной компьютерами, слабо пахнет благовониями, как в магазинчике этнических безделушек. На стене висит панно со слоноголовым богом Ганешей, популярным у длинноволосых любителей восточной экзотики. Здесь рядом с ним сидит серьезный смуглый человек с вертикальной полоской красной краски на лбу; рядом — ученик колледжа. Их работа похожа на компьютерную игру: на экране монитора надо смоделировать будущие бриллианты. Разметчик выбирает самые разные формы, стараясь добиться минимальной потери сырья. Хотя здесь все не так просто: маленький камень может стоить гораздо больше крупного, но с изначальным дефектом. По словам ребят, всему этому можно научиться только на практике.
После этого камень попадает к распиловщику и обдирщику; один наносит разметку, а другой вырезает на драгоценной заготовке линию окружности будущего бриллианта.
Потом — к самому главному участнику процесса — огранщику. "Это ключевая специальность, ее должны на хорошем уровне освоить все студенты, вне зависимости от выбранной профессии, — говорит Тымчиков. — Ведь в конечном итоге больше всего камень зависит от огранки".
Окна классов огранки выходят на серую промзону и бесконечный ряд ржавых крыш гаражей — именно в такой обстановке появляются сверкающие бриллианты. В каждом классе — несколько камер для наблюдения за студентами. Переход с этажа на этаж — с проверкой документов охраной и специальными шлюзами тамбурами.
Работу над камнем завершает оценщик. Впрочем, если получившийся из алмаза бриллиант его не устраивает, он возвращает его обратно.
Интересуюсь, много ли в итоге получается брака. Оказывается, инструменты портятся гораздо чаще. " Алмаз все-таки твердый материал, — говорит замдиректора. — Бывает, камень получается в итоге меньше запланированного, но совсем кривым и косым он не будет: преподаватели подправят " .