Русская миниатюра на эмали (или финифть) – одна из наиболее интересных и ярких видов миниатюрной живописи. Появившись в России на рубеже XVII и XVIII веков, она получила широкое распространение. Миниатюра на эмали сложна и трудоемка в исполнении, требует острого глаза, верной руки, безупречного владения секретами обжига. Ее безусловными преимуществами являются яркость, звонкость, долговечность произведений, прозрачность красок, не подверженных влияниям света, воздуха, времени, сохраняющих долгие годы свой первоначальный блеск и свежесть. Уже в первой четверти XVIII века она стала предметом коллекционирования, и одно из самых больших собраний – собрание Зимнего дворца, ведущее свое начало со времен Петра I, счастливо сохранилось до наших дней в Государственном Эрмитаже.
Прежде всего нужно упомянуть о прикладном назначении этих маленьких произведений искусства. В первой половине XVII века русские эмальеры стали применять декоративную роспись эмалевыми красками по эмалевому фону непосредственно на предметах прикладного искусства. Миниатюрные изображения, главным образом религиозные композиции, украшали церковную утварь – потиры, чаши, панагии, оклады икон и книг. В XVIII веке такие изображения стали применяться для украшения предметов светского и бытового назначения – кубков, кружек, ларцов, пресс-папье, даже сервизов и ваз и, конечно, ювелирных изделий – часов, табакерок, браслетов, колец, являясь подчас чуть ли не главным украшением туалетов дам и кавалеров. Вставленные в изящные рамки (медальоны) в качестве украшений прикладного искусства они могли переставляться с одного предмета на другой по желанию заказчика, но вместе с тем могли существовать и отдельно, ничем не отличаясь от станковой миниатюры.
Придворный ювелир Карл Фаберже использовал в своих изделиях и миниатюру на эмали. Пасхальные яйца 1914 года, украшенные изящными миниатюрами по прозрачной эмали. Портреты царя и его близких венчали портсигары, табакерки. Миниатюры в таких вещах как ковши, шкатулки писались с подлинников мастеров того времени: Васнецова и Кустодиева.
В 1989 года на базе НИИювелирпрома была сформирована группа художников по эмали, которая создает сувенирную, коллекционную продукцию ОАО «Русские самоцветы» в лучших традициях русских мастеров. Широк диапазон тематики миниатюр на эмали: портреты царской фамилии, писателей, поэтов, наших современников, религиозные композиции, пейзажи, виды Санкт-Петербурга и его пригородов, воспроизведения картин крупнейших русских и европейских мастеров кисти, таких как Рублев, Васнецов, Бруни, Ушаков, Боровиковский, Кипренский, Рейтерн, Садовников, Репин, Гойя, Климт, Рафаэль, Ватто, Буше, Энгр и т.д.
Изделия, созданные художниками по эмали, не раз отмечались и завоевывали призовые места на выставках как в нашей стране, так и за рубежом и пользуются постоянным спросом взыскательных покупателей.
[ Ювелирные Известия ]