Журнал "Эксперт, 10-05-1999 г.
Отечественные ювелиры считают своим главным врагом теневой оборот. На самом деле их проблема - высокая себестоимость.
"Противодействие незаконному обороту ювелирных изделий" - так назывался "круглый стол", прошедший недавно в ТПП. Его организаторы рассчитывали привлечь внимание государства к трудностям, которые испытывают легальные производители отечественной "ювелирки" из-за наплыва дешевых "левых" украшений.
Российский потребительский рынок уже давно стал своеобразной выставкой достижений теневиков. Нелегально произведенный алкоголь, контрабандные сигареты, поддельные джинсы, пиратские кассеты - отличить их от оригинальных порой позволяют лишь цена и место продажи. Не признает резерваций лишь теневой рынок ювелирной продукции: "левое" и легально произведенное золото могут мирно располагаться рядом на прилавке одного ювелирного магазина.
Как правило, "левые" золотые изделия сделаны действительно из золота, и их теневое происхождение связано исключительно с экономией на налогах. В цене легально произведенного в россии ювелирного изделия налоги занимают не менее 40%. Есть два пути ухода от такой накрутки - нелегальное производство в россии и контрабанда. Причем у нелегального золота есть вполне законная возможность попасть на прилавки ювелирных магазинов. Все очень просто. Владелец обращается в пробирную палату, которая клеймит представленные ей изделия. Палата обязана клеймить любое ювелирное изделие в случае его соответствия заявленной пробе. А вопросы по поводу происхождения - это уже юрисдикция ГТК или МВД.
На процедуре клеймения теневик может потерять 2-3% стоимости своей продукции. Но даже при небольшой цене этой процедуры на российских прилавках с завидным постоянством встречается золото без клейм или с фальшивыми клеймами. Только за один 1998 год пробирная палата отловила в розничной продаже 16600 неклейменых ювелирных изделий и 3500 изделий с фальшивыми клеймами.
Стоит заметить, что до кризиса теневой оборот ювелирных изделий был не самой большой головной болью представителей отечественной "ювелирки". На рынке с емкостью не менее 1 млрд долларов было достаточно места для всех. К тому же у российских производителей была возможность держать явно завышенные цены на свои изделия. Например, стоимость работы в цене изделий массового ассортимента составляла 3-5 долларов на грамм золота, в то время как за границей она не превышает 1 доллара.
После кризиса все изменилось. Хотя объективных данных об объемах снижения спроса пока нет, производители уже отмечают переориентацию потребителей на более дешевые изделия. Скажем, в последнее время возник интерес покупателей к золоту 375-й пробы. Тот факт, что цена стала решающим фактором при выборе, говорит о том, что российский ювелирный рынок вступил в фазу выраженной ценовой конкуренции. Однако сами ювелиры к этой борьбе еще не готовы. Стоит производителю пойти хотя бы на незначительное снижение отпускной цены, его действия будут восприняты коллегами по цеху как демпинг. Между тем причины снижения цен тривиальны -- либо используемое в изделии золото было приобретено до кризиса, либо производитель сознательно уменьшил цену работы в себестоимости.
Поскольку для сознательной работы с себестоимостью отрасль еще не созрела психологически, проблема теневого ювелирного оборота может стать хорошим поводом для отечественных ювелиров обратиться за государственной поддержкой. Надо заметить, что представители государства и отраслевики с трудом находили на "круглом столе" общий язык, поскольку у каждой стороны есть свое представление о государственной поддержке. Так, вице-спикер Госдумы Сергей Бабурин ратовал за повышение импортных пошлин на ювелирные изделия и обещал всемерно поддерживать эту меру в Госдуме. А ювелиры пытались говорить о необходимости либерализации экспорта русских украшений, на которые все-таки есть спрос на западе.
Впрочем, участникам "круглого стола" удалось достичь взаимопонимания насчет налогообложения "ювелирки". Производители настаивают на отмене акциза, который из-за отсутствия сверхприбылей утратил всякий экономический смысл и к тому же не играет существенной роли для бюджета. По словам заместителя руководителя департамента косвенных налогов МНС Ольги Самолетовой, акциз на ювелирные изделия составляет около 1% всех акцизных сборов в бюджет. Необходимость отказа от ювелирного акциза продиктована и введением налога с продаж. Позитивная роль этого налога состоит в том, что его будут платить и теневики, и легальные производители. Однако для последних налог с продаж без снижения или отмены акциза означает увеличение налоговой нагрузки еще на 5%. Очевидно, что здесь законопослушным ювелирам вполне уместно апеллировать к государству, однако одними налоговыми мерами теневиков потеснить не удастся.
Как ни крути, отечественным ювелирам придется снижать себестоимость и осваивать современный дизайн. Чем скорее они начнут это делать, тем больше у них шансов обогнать теневых конкурентов. Нельзя же до бесконечности эксплуатировать любовь россиян к красному золоту "советского" дизайна!
Кстати, отраден тот факт, что проблемой конкуренции с теневиками озадачилось оптовое звено: организатор "круглого стола" в ТПП - объединение участников рынка украшений "Аурум", в котором немало серьезных ювелирных оптовиков. Как известно, лучше всего производителя воспитывает оптовик. В послевоенные годы именно активность оптовиков на западных рынках заставила производителей делать именно то, что было необходимо рынку. Позже это явление назвали торговой революцией.