«…Находятся на пределе совершенства, там, где ювелирное изделие превращается в настоящее произведение искусства» – такими словами в 1900 году охарактеризовало жюри Всемирной Парижской выставки работы русских ювелиров. Более всего знаменитые мастера Российской империи преуспели в жанре, который ювелиры именовали французским термином objets d’art, что буквально переводится как «произведение искусства». Или «обжедары», как попросту стали называть произведения ювелирного искусства в этом жанре в России. К нему относились фигурки людей и животных, цветочные композиции, предметы интерьера, выполненные из драгоценных камней и металлов. Русские мастера не преследовали исключительно декоративную цель: они наполняли каждое изделие глубоким духовным содержанием, превращая его из украшения в объект созерцания и источник эстетического наслаждения, за что высоко ценились на Западе. Нельзя не вспомнить знаменитого Карла Фаберже, покорившего мир знаменитой коллекцией императорских пасхальных яиц…
…В 1990 году в Москве художниками и ювелирами Московского экспериментального ювелирного завода было сформировано новое предприятие, получившее весьма символичное имя – «Сирин». Сладкоголосая птица из русских былин и сказок, чей образ присутствовал во многих произведениях русских ювелиров конца XIX – начала ХХ века. Избранное имя предопределило судьбу: создавать удивительные ювелирные произведения, которые, подобно голосу мифической птицы, завораживали своей роскошью и высочайшим мастерством исполнения.
Серебряный век в русской культуре славен еще и тем, что он стал эпохой расцвета русского ювелирного дела, временем, когда имена русских ювелиров гремели на весь мир. Именно художественные традиции этого периода в истории вдохновили мастеров фирмы «Сирин». А главным и несомненным ориентиром в их художественном творчестве стало бесценное творческое наследие Карла Фаберже. «Конечно же, не в юридическом, но в творческом плане мы считаем себя наследниками великого мастера. Мы свято чтим традиции русской ювелирной школы, заложенные Фаберже как ее основателем», – рассказывает директор фирмы Сергей Крайнов.
С именем Фаберже судьба связала будущих мастеров «Сирина» еще в 1989 году. Тогда, будучи сотрудниками Московского экспериментального ювелирного завода, они получили заказ из Оружейной палаты Московского Кремля на изготовление золотой подставки для пасхального яйца Фаберже 1908 года с миниатюрным изображением Александровского дворца в Царском Селе. Не многим посетителям знаменитой сокровищницы известен этот факт, да и догадаться об этом нелегко: настолько гармонично слились два произведения искусства из разных эпох – яйцо Фаберже и золотая подставка работы «Сирина». Они воспринимаются зрителем как единое целое.
Работы «Сирина» отличаются широким разнообразием жанров и стилей: от изысканных и утонченных украшений и миниатюрной пластики до торжественных и официальных представительских сувениров и предметов религиозного культа. Историческая тема занимает особое место: многие важные вехи российской истории находят отражение в творчестве мастеров. «К 150-летию со дня основания Ювелирного дома Фаберже нами было изготовлено памятное пасхальное яйцо. Другому известному русскому ювелиру – Михаилу Перхину – было посвящено яйцо под названием «Памяти Перхина», – рассказывает директор фирмы Сергей Крайнов. Роскошным памятным сувениром было отмечено мастерами и 300-летие российского флота. Сейчас в проектах фирмы – ювелирные памятники к грядущему 200-летию Отечественной войны 1812 года.
Ювелирное дело в России исстари было представлено династиями мастеров: Сазиковы, основавшие свою фирму еще в XVIII столетии, Болины, Овчинниковы, Хлебниковы… В самом Ювелирном доме Фаберже трудились целыми кланами, передавая секреты мастерства от отца к сыну. Традиция семейного дела также утвердилась и на фирме «Сирин». «Многие из нас – потомки ювелиров, – рассказывает Сергей Крайнов. – Гораздо позже, когда уже сам стал ювелиром, я узнал о том, что двоюродный брат моего деда был ювелиром. Но, увы, толком о нем ничего не было известно. Знали его лишь по нескольким – и то незаконченным – изделиям. Но у нас на фирме сложилась замечательная традиция: у нас есть несколько династий. Сейчас на «Сирине» работает мой сын, выпускник ювелирного колледжа имени Карла Фаберже в Москве». Андрей Исаев – также ювелир, представитель ювелирной династии, начало которой положил он сам. «Увидев те красивые вещи, которые я создавал, желанием стать ювелиром загорелся мой племянник, – рассказывает Андрей Исаев. – Потом и сын поступил в ювелирное училище. На данный момент я считаю, что сын меня превзошел в мастерстве».
– Я особенно горжусь нашими молодыми работниками, – говорит директор Сергей Крайнов. – Это молодежь, которая не ставит на первое место заработок, а стремится в первую очередь к достижению высокого мастерства в своем деле. «Сирин» является еще и своего рода школой для молодых ювелиров. Здесь они обретают уникальные навыки в процессе работы совместно с именитыми мастерами. Традиции московской ювелирной школы передаются из поколения в поколение. Это то уникальное мастерство, которое не почерпнешь в книжках. Оно складывается из неких маленьких секретов, которые передаются от мастера к мастеру исключительно на практике в течение долгого времени.
На фирме трудится несколько поколений, но вместе они – как одна семья. Один из секретов успеха – в весьма демократичных отношениях между работниками. Многие работают вместе уже по 20–30 лет. «Поэтому нам легче решать какие-то внутренние проблемы. Всегда все делаем сообща», – говорит Андрей Исаев.
Все изделия выполняются мастерами «Сирина» по индивидуальным заказам. Осознание того, что изделие уникально и второго такого не существует, безусловно, прельщает. Конечно же, нередки расхождения между желанием заказчика и мыслью художника и ювелира, которые зачастую видят образ будущего изделия несколько по-иному. Мастера признаются: увы, такое случается, приходится искать компромисс. «Тем не менее те, кто давно следит за нашей деятельностью и хорошо знает наш стиль, смело полагаются на наши творческие решения, – рассказывает Андрей Исаев. – Гораздо сложнее, когда заказчик просит выполнить заказ в кратчайшие сроки. Приходится отказываться: за неделю достойное произведение не родится. Для нас главное качество того, что сделано нашими руками. Нельзя наследить в истории русского ювелирного дела недобросовестной работой».
Главное – творчество и сохранение славных традиций вековой ювелирной школы России сегодня – в этом видят свою задачу художники и ювелиры «Сирина». Но возникает вполне логичный вопрос: как сегодня, в кризисное время, удержать спрос на то, что представляет собой истинное искусство? «Наши вещи будут дорого продаваться тогда, когда нас не будет. История подтверждает это множеством примеров, – отвечает Сергей Крайнов, – поэтому мы не занимаемся конъюнктурой и не ставим на первое место гонку за спросом и прибылью. Случалось так, что какие-то работники срывались, не выдерживали такого принципа. Уходили на другие предприятия, где сулили большие деньги. Но потом снова возвращались: не хватало творчества, они все-таки хотели создавать произведения искусства, а не поточную продукцию. Людям, занимающимся искусством и зарабатывающим на то, чтобы продолжать этим заниматься, никогда не было легко. А там, где есть большой спрос и соответственно доход с производства, сложно оставаться верным искусству. А что касается кризиса… Я считаю, что человек, который действительно умеет ценить это, перед красивыми вещами не устоит. И никакой кризис не встанет на пути стремления человека к прекрасному. Многие наши клиенты приобретают изделия отнюдь не для того, чтобы показать в свете. Конечно, украшения по-прежнему популярны, но в последние годы большей популярностью пользуются все же памятные сувениры и культовые… Для многих это не просто украшения или предметы интерьера, а источник неких позитивных эмоций, вдохновения. Они получают радость и говорят добрые слова нам, а это, безусловно, лучший стимул для мастера. Я бы даже сказал, что у нас нет просто покупателей: у нас есть почитатели и ценители, которые с интересом следят за нашей работой, приходят к нам для того, чтобы пообщаться о ювелирном искусстве, обсудить последние изделия. Не все же должно измеряться деньгами».
И действительно, над этими творениями не властно время. В своих работах «Сирин» снова и снова подтверждает: это не то, что когда-нибудь может «выйти из моды». Величественность, торжественная красота, в соединении с внешним великолепием – это то, что живет в нас, в нашей ментальности, в нашей природе. То, что много веков назад вошло в русскую культуру как наследие великой Византии. Это то вечное, которое всегда будет отличать русское искусство.
Приближается двадцатилетие творческой деятельности фирмы «Сирин». «К грядущему юбилею мы непременно порадуем наших почитателей новыми яркими работами, – говорит Сергей Крайнов. – Есть у нас еще одна мечта... Не знаю, насколько она осуществима. Но хотелось бы собрать все, что сделали за годы работы, и представить в одном выставочном зале. Конечно, это будет нелегко сделать. Но мы не стоим на месте, мы совершенствуемся».
Фотографии предоставлены фирмой Сирин