Международная оптовая ювелирная ярмарка в Манеже закончила вчера свою работу. За время проведения число ее участников-производителей увеличилось до 90, а число торгующих организаций достигло 450. Общая сумма контрактов в два раза превысила ожидаемую величину и достигла 800 млрд.
Президент АО "Ювелирпром" Валерий Рудашевич в эксклюзивном интервью Ъ назвал прошедшую в Москве ярмарку весьма удачной — по предварительным данным российские производители заключили контракты на 500 млрд руб., а заводы из стран СНГ — еще на 300 млрд руб. По мнению г-на Рудашевича, спрос на ювелирные изделия в России вернулся на уровень конца 80-х годов, а ювелирные предприятия сумели угадать новую структуру спроса и подстроиться под нее. Ведущие ювелирные предприятия России, например, Бронницкий ювелирный завод, завод "Северная чернь", Красносельский завод, АО "Ювелиры Урала" и ряд других уже в первые день-полтора распродали всю свою продукцию. Деловыми результатами ярмарки остались довольны и новые ювелирные фирмы ("Камея", "Карат", "СИРИН", "Аскор" и др.), а также немногочисленные иностранные участники — ювелирные фирмы Zettle (Германия), Manufacturing USA Enterprises (США), Leonessa (Италия).
Кроме того, итоги ярмарки свидетельствуют о значительном расширении ювелирного рынка России, причем специалисты отмечают его явную структуризацию. Так, генеральный директор Брокерского торгового дома муниципалитетов Москвы г-н Данас Глобис выделил четыре сектора отечественного рынка. Первый — это изделия массового спроса: обручальные кольца, серьги и женские колечки из красного золота 583-й пробы или из серебра с позолотой по цене 20-50 тыс. руб. Второй сектор составляют украшения с бриллиантами, причем особенным спросом пользуются кольца и серьги из золота с бриллиантами 03-05 карат по цене 500-1000 тыс. руб. Сформировался и растет сектор украшений с редкими первоклассными натуральными камнями — сапфирами, рубинами, изумрудами. Наконец, определился рынок дорогих и уникальных ювелирных изделий по цене свыше 1 млн руб., которые выполнены в оригинальном стиле с элементами как русского, так и европейского дизайна и отличаются изысканным сочетанием золота, самоцветов, янтаря и других материалов.
Большинство специалистов указывает на невыгодность экспорта отечественных ювелирных украшений, в частности, в связи с таможенными пошлинами и неустойчивой таможенной политикой. Правда, по мнению экспертов "Алмазювелирэкспорт", целый ряд производителей обладает заметным экспортным потенциалом, тем не менее в ближайшие годы замкнутость отечественного ювелирного рынка, по видимому, сохранится.