Кольца, серьги, кулоны, браслеты, цепочки и все другие ювелирные изделия являются в понятии рядового обывателя предметами украшений. Однако каждое из этих изделий является не только произведением искусства, но, в первую очередь, потенциальными деньгами. Именно этот факт ставится во главу угла с одной стороны государства, заинтересованного в сохранении и удержании пробы драгоценных металлов, а с другой стороны — нечистыми на руку дельцами, интересы которых сводятся, наоборот, к ее "разбавлению".
Незримая борьба между государством и такими "бизнесменами" велась и ведется во всех странах мира. И история этого противостояния уходит в весьма далекие времена, тогда, когда с целью контроля за соответствием золота и серебра установленным образцам при купле-продаже стали появляться первые пробирные палатки. Тогда же в практику было введено так называемое клеймение изделий из драгоценных металлов. С течением истории, с развитием производства многое изменилось в подходе к данной проблеме, чья "нерешаемость" чревата значительными ущербами экономическим интересам той или иной страны. Выросли, прежде всего, масштабы. Увеличилась масса драгоценных металлов на ювелирном рынке, добыча золота и серебра приобрела промышленные масштабы. Палатки уступили место государственным пробирным палатам, производство и торговля изделиями из драгоценных металлов находится под четким государственным контролем, в каждой стране выстроена цельная система нормативно-правовых актов, регулирующих ювелирное дело и т.д.
Естественно, будучи полноправным участником международных цивилизованных торговых отношений, Узбекистан, также как и другие страны планеты, максимально обезопасил от всевозможных рисков свою ювелирную отрасль.
Так, Указом Президента страны "О совершенствовании системы закупки, хранения, реализации драгоценных металлов" Комитет драгоценных металлов и драгоценных камней при Министерстве финансов Узбекистана был преобразован в 2003 году в Агентство по драгоценным металлам при Центральном банке РУз с сохранением в своей структуре Государственной пробирной палаты, в чьи функции входит государственный контроль за соответствием изделий из драгоценных металлов пробам, установленным Законом Республики Узбекистан "О пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов", техническая экспертиза оттисков государственных пробирных клейм на изделиях, персональных клейм изготовителей, а также регистрация юридических и физических лиц, занятых работой с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Сегодня в республике изготовлением изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней занимаются государственные, частные предприятия, а также ювелиры-индивидуалы, которые, согласно действующему законодательству, осуществляют свою деятельность в соответствии с полученным лицензиям. Таким образом, в Узбекистане на данный момент в отрасли работают два государственных ювелирных завода — один из них в Ташкенте, в системе НПП "Фонон" и ювелирный завод НГМК в Зарафшане, 35 частных ювелирных мастерских и более 230 ювелиров-индивидуалов.
Как видно, отрасль весьма и весьма представительная. И, если драгоценные металлы для изготовления ювелирных изделий выделяются правительственным решением только государственным заводам, то частные предприятия черпают свои ресурсы с рынка вторичного сырья, занимаясь тривиальной скупкой. Ювелиры-индивидуалы же, согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан, не являясь юридическими лицами, не имеют права на скупку и продажу изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Поэтому последние в основе своей работают на материале заказчика. Однако, согласитесь весьма трудно обеспечить более двухсот ювелиров достаточным объемов заказов и материала. Выход у них один — уличный рынок. И такие "черные" рынки золота довольно распространены в Коканде, Маргилане, Андижане, Бухаре, Намангане, где ювелирными изделиями в нарушении всех соответствующих правил торгуют прямо на улице. Сомнения сразу же вызывают довольно низкая цена и отсутствие на товаре необходимого клейма.
Существует и другая проблема. С каждым годом заметно уменьшается количество ювелирных изделий, прошедших проверку в Госпробирной палате. К примеру, если три года назад этот орган выдал разрешение на реализацию на территории Узбекистана ювелирных изделий общим весом 455 кг, то в 2007-м — уже 407 кг, а в прошлом и вовсе было заклеймлено лишь 302 кг. Согласно комментариям сотрудников Госпробирной палаты, в 2008 году с ювелирных изделий по золоту в государственный бюджет поступили лишь 61,5 млн. сумов вместо прогнозных 731 млн.
Если проанализировать ситуацию в целом в торговом секторе, то становится ясным, что из всего количества зарегистрированных в республике фирм по торговле ювелирными изделиями фактически постоянно работают только порядка 40-45 процентов. Предприниматели с успехом пользуются Указом Президента страны, согласно которому плановые проверки проводятся не чаще, чем одного раза в три года. Таким образом, пользуясь некоторой свободой от контроля, некоторые дельцы для получения быстрого "навара" продают изделия, не прошедшие пробирного контроля в Госпробирной палате. А когда подходит время проверки попросту закрывают свою фирму или магазин, не ставя в известность, как это полагается, соответствующие органы. За год в среднем открывается и закрывается по 70-100 ювелирных магазинов. Уследить за всеми "передвижениями" на этом рынке сотрудникам Госпробирной палаты весьма сложно, так как физически на это не хватает времени. Зачастую сотрудники Госпробирной палаты успевают объяснить и познакомить предпринимателей с положениями действующего законодательства лишь в момент их обращения в Палату по различным вопросам. Но этого, как видим, оказывается недостаточно.
Вот и получается, что не только уличные базары, но даже официальный рынок сегодня наводнен несертифицированным некачественным товаром. Ясен и источник дохода ювелиров-индивидуалов. Из общего числа зарегистрированных фирм, занимающихся торговлей ювелирными изделиями, более 50 процентов находится в Ташкенте. Так вот, в результате проверок столичных ювелирных магазинов выяснилось, что в таких широко известных и популярных у населения республики магазинах как ОАО "Олмос", ЧФ "Алиев Заргари", ЧФ "Саида Барака", "Зарина Савдо", "Осмонбек Голд" прилавки заполнены некачественным товаром, который абсолютно не отвечает необходимым стандартам. В некоторых из них реализовывался товар на все 100 процентов не имеющий узбекского клейма, а 60 процентов из такого товара содержали в себе элементы подделки.
Так откуда же берется само золото, материал, сырье? Те же самые "предприниматели" приобретают, естественно, на незаконной основе изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, поступающие контрабандой из Турции, Италии, России и Украины. Только за прошлый год Госпробирной палатой по заявкам правоохранительных органов Узбекистана было проведено 289 экспертиз на 40 176 единиц ювелирных изделий общим весом 215,4 кг. В результате выяснилось, что львиная доля продукции имеет поддельные клейма и несоответствие проб. Прибавим ко всему этому нечистоплотность и алчность "деляг", которые в уже контрафактный товар всегда готовы "подмешать" еще что-нибудь, заменить кондиционный камень на искусственный, и получим в итоге совсем неприглядную картину.