В течение нескольких десятилетий спрос на изделия из золота в Индии доминировал на глобальном рынке вплоть до такой степени, что собственный цикл потребления золота в этой стране стал "сезонным" показателем.
С началом традиционного "свадебного сезона" в Индии осенью, как правило, наблюдается резкий рост цен на золото. Весной, когда свадебный сезон подходит к концу, цена на золото достигает своего пика.
В конце апреля или мае, после того как спрос на золото в Индии падает, соответственно падает цена на золото и во всем мире. Цена достигает дна в июне или июле, а затем, после нескольких недель, снова начинает повышаться в связи с началом нового “сезона” в Индии.
Тем не менее, по сравнению с прошлым годом, картина мирового спроса на золото резко изменилась в нескольких направлениях. Начнем с того что, не считая третьего квартала прошлого года, когда падение акций на Уолл-cтрит привело к временному снижению цен даже на золото, индийский импорт золота практически исчез как таковой.
На мировом рынке золота произошли еще два важных события, полностью компенсировавшие большие изменения в сфере потребления золота в Индии. Первое изменение - это официальное превращение золота из предмета "ювелирного" рынка в предмет "инвестиционного" рынка. Как было отмечено несколько месяцев назад, в 2008 году впервые за несколько десятилетий спрос на "инвестиции" превысил спрос на "драгоценности".
В первую очередь это произошло из-за огромного скачка инвестиционного спроса, а не снижения спроса на ювелирные изделия. А в четвертом квартале 2008 года розничный инвестиционный спрос был на впечатляющие 400% выше, чем в аналогичный период год назад. В целом инвестиционный спрос вырос в два раза по сравнению с прошлым годом.
Большинство розничных потребителей в мире сосредоточено в Азии. Помимо того, что это является "культурным наследием", данное обстоятельство имеет под собой и практическую основу. Например, из сотен миллионов индийских крестьян, только небольшой процент имеет доступ к банковским услугам. Таким образом, "сберегательными счетами" для этих людей являются золото и серебро. Это, как правило, ювелирные украшения в традиционном стиле, которые можно носить на себе (удобные способы его хранения), но в данном случае эти драгоценности являются не аксессуарами, а признаками финансовой обеспеченности.
Важным в этой ситуации является то, что в то время как индийские закупщики могут в краткосрочной перспективе воздержаться от покупки золота, в долгосрочной перспективе индийским крестьянам понадобится дополнительное количество золота и серебра, которые используются ими как форма хранения своих богатств. Уже сейчас существуют предпосылки, что спрос в Индии будет смещаться в сторону более дешевого серебра (еще один пласт для будущего этого рынка).
Это подводит нас к последнему по времени важному изменению на международном рынке золота: подъему Китая в качестве доминирующего международного игрока. Эта перемена началась с того, что Китай стал стремительно расширять свое производство золота с целью стать крупнейшим в мире производителем – единственным крупным производителем в мире, который смог расширить свое производство. И в самом деле, у большинства других крупных мировых производителей наблюдается неуклонное снижение их собственного производства, несмотря на рекордно низкую номинальную стоимость золота.
Однако в настоящее время выясняется, что китайское золото отнюдь не стало новым источником подпитки для мирового золотого рынка и что Китай сам тайно закупает бóльшую часть (если не все) свое золото. Китайское правительство недавно объявило о том, что всего за шесть лет Китай официально увеличил национальные золотовалютные резервы на 76% - по состоянию на конец 2008 года.
В то время как Китай становился самым крупным производителем золота, а китайское правительство превращалось в самого крупного приобретателя золота, индивидуальные китайские инвесторы, кажется, последовали примеру своего правительства. В одной из недавних статей, опубликованных в Bloomberg, Всемирный совет по золоту сообщил, что Китай может обогнать Индию в этом году в качестве самого большого в мире потребителя золота.
В первом квартале этого года спрос на внутреннем рынке в Индии был только на две тонны больше, чем в Китае – разница чуть более 2%. Это означает что, скорее всего, в следующем квартале Китай обгонит Индию и станет новым постоянным лидером по потреблению золота в мире. Индийским дилерам, работающим с золотыми слитками, теперь придется осваивать новую схему на мировом рынке золота, учитывая, что они теперь конкурируют в поставках с 1,2 млрд китайских потребителей (наряду с другими розничными инвесторами по всему миру).
Осознание новой концепции на мировом рынке золота приведет к изменениям в психологии индийских покупателей (как на уровне оптовой, так и розничной торговли). По мере того как фантазии на тему "дешевое золото" становятся ни чем иным, как воспоминаниями из прошлого, спрос на золото в Индии изменит свое воздействие, перестав быть главным элементом поддержания цен на золото и превратившись в еще один фактор, ведущий к их повышению.
Таким образом, помимо всегда присутствующих доводов денежного и экономического характера в пользу владения золотом (серебром) спрос и предложение на рынке драгоценных металлов продолжают оставаться одними из самых мощных факторов (если не самыми мощными), действующими в обороте любых прочих товаров на планете. Принимая во внимание, что в Китае явно начался еще один цикл сильного экономического роста, а экономика таких стран, как США, все еще вызывает серьезную озабоченность, спрос на золото может только расти.