Продажи ювелирки за первый квартал 2009 года по сравнению с прошлым годом упали на 25%, и её доля в общем объеме товарооборота в регионе составляет примерно 0,5%.
Денежный объем торговли такой продукцией за первые три месяца текущего года составил 335,9 млн. рублей, тогда как в первом квартале прошлого года этот показатель превышал 400 млн. рублей.
Ощутимое снижение подтверждают и красноярские участники рынка.
«Действительно, спад продаж ювелирных изделий есть, в разных группах товаров по-разному, но в целом по рынку примерно на 20-25%», — рассказывает генеральный директор ювелирного дома «Ремикс» Валерий Бурда.
«Так как наше предприятие специализируется на продаже ювелирных изделий высшей ценовой группы (бриллианты), мне сложно говорить о рынке в целом. В этом сегменте объем продаж, если учитывать выставки, ситуацию в разных регионах и в целом по стране, снизился примерно на 40%», — отмечает в беседе с корреспондентом РМ директор по развитию ООО «Новые бриллианты Сибири» Даниил Ефременко.
Аналитики связывают падение продаж с отсутствием денег у конечного потребителя, но при этом отмечают, что привлекательность драгоценных металлов как объекта долгосрочного инвестирования не снижается.
Валерий Бурда: «Золото по-прежнему остается привлекательным объектом инвестиций»
«В первую очередь снижение объема продаж связано с тем, что люди с наступлением кризиса стали тратить меньше денег на покупку тех или иных товаров, начали экономить, зарплаты у них сократились. И это снижение покупательской активности ощутили не только мы, а вся отрасль торговли в целом, — утверждает Валерий Бурда.
— Сейчас экономическая обстановка такова, что в целом у людей стало меньше свободных денег, которые они могут безболезненно вложить в золото. Но наряду с этим есть люди, которые несмотря ни на что рассматривают ювелирные изделия как объект инвестиций, они сейчас активно вкладывают деньги в золото. Мы таких клиентов знаем, и, я думаю, если бы не было этой группы покупателей, возможно, падение продаж было бы более значительным».
«Анализируя динамику цен на золото за последние три года, мы видим, что драгметалл приносит максимальную доходность. Даже инвестиции трёхлетней давности сейчас не просто не сгорели бы, но и, как в валютном, так и в рублевом выражении, оправдали бы себя, — подчеркивает г-н Ефременко.
— Поведение цен на золото зависит от колебаний курса доллара, поскольку, как только курс доллара снижается, начинают расти в цене все небумажные активы, в том числе нефть и золото. Если прислушиваться к мнениям аналитиков, предрекающих вторую волну кризиса, в которой произойдет сильное ослабление доллара, то покупку золота сейчас можно рассматривать как очень доходное вложение».
Однако даже с учетом этих прогнозов в ближайшем будущем увеличения продаж ювелирных изделий эксперты не ожидают, отмечая, что сейчас все силы направлены на сохранение бизнеса на уровне рентабельности.
Даниил Ефременко: «Делаем упор не на повышение прибыли, а на сохранение стабильности»
«Если раньше мы в рознице и опте продавали 25% ювелирных изделий, произведенных нами, а 75% составлял товар других производителей, то сейчас стараемся долю изделий других производителей в собственных сетях снизить и увеличить свою. Для этого уже немного увеличили производство, сменили и расширили ассортимент изделий, — рассказывает Валерий Бурда.
— Тем более, ситуация этому способствует: в кризис люди стали лучше работать, ценить рабочие места. Они понимают, что сейчас нужно за место держаться, что в кризис можно выжить только совместно и только удвоив усилия».
«В ближайшее время увеличение продаж не ожидаем. Бриллиантовый сегмент пострадал одним их первых, потому что бриллианты и дорогие ювелирные украшения, — это предметы роскоши, на которых люди стали экономить в первую очередь. Поэтому сейчас сидим в «глухой обороне», держимся, сократили и оптимизировали все возможные расходы, — резюмирует Даниил Ефременко.
— Сейчас упор делаем не на увеличение прибыли, а на сохранение стабильности. Все силы сейчас направлены на то, чтобы обеспечить работу сетям салонов, сохранить кадры, уровень продаж на минимальном уровне рентабельности, то есть сделать все, чтобы предприятие не стало работать себе в убыток».
Озолотиться при такой стратегии не получится, а вот кризис «золотых продаж» переждать вполне можно.