Ювелирная промышленность тесно связана со многими участками экономики – гранильной промышленностью, алмазно-бриллиантовым комплексом, аффинажными предприятиями, финансовыми институтами – банками и пр.
Эта связь, обусловленная общим фактором работы с драгоценными металлами и драгоценными камнями (ДМДК), нашла отражение в едином регулировании их деятельности государством через Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Вследствие чего все хозяйствующие субъекты, так или иначе имеющие отношение к работе с ДМДК, условно считают причастными к обобщающему расширенному понятию – «ювелирная отрасль», охватывающему всех участников рынка ДМДК.
.....
По данным Союза золотопромышленников РФ, в 2005 году в России было добыто и произведено 168 тонн золота (в том числе собственно добыча - 152 тонны). По оценке Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням Торгово-промышленной палаты, Россия занимает 5-е место по добыче золота в мире - около 15% мировой добычи.
По данным Пробирного надзора, динамика количества и общей массы опробованных и заклейменных ювелирных изделий из золота (отечественных и импортированных) выглядит нижеследующим образом.
Доля российской добычи и производства серебра в общемировом объеме невелика. В 2005 году Россия произвела около 1,3 тысяч тонн серебра, или 6,6% от мировой добычи.
По данным Пробирного надзора, динамика количества и общей массы опробованных и заклейменных ювелирных изделий из серебра (отечественных и импортированных) выглядит нижеследующим образом.
......
Тяжелая ситуация наблюдается в период кризиса в ювелирной отрасли по всему миру.
Индия является крупнейшим производителем ювелирных изделий. Экспортная ориентация гранильной отрасли Индии привела к тому, что когда американские ювелиры из-за затоваривания ювелирного рынка перестали платить за индийские бриллианты, гранильная отрасль Индии оказалась в крайне тяжелом положении, что привело к массовому сокращению гранильного производства и вынужденным отпускам для рабочих.
В декабре 2008 года Совет по развитию экспорта драгоценных камней и ювелирных изделий Индии (GJEPC) направил всем своим участникам просьбу воздержаться от импорта алмазного сырья в течение месяца. Индия сократила экспорт золота и ювелирных украшений на 35% в феврале 2009 года. Экспорт продукции был сокращен в условиях резкого падения спроса на товары категории «люкс». Всего в феврале 2009 года Индия экспортировала ювелирные украшения на сумму 1,22 млрд долларов против 1,866 млрд долларов месяцев ранее.
На крупнейшем рынке ювелирных изделий - в США, где обычно продается половина всех бриллиантовых украшений, дела идут плохо. Рождественские продажи ювелирных изделий в 2008 году в США упали примерно на 25%. Так, у крупнейшего ритейлера Tiffany праздничные продажи упали на 24%.
По данным JClub, в январе 2009 года импорт золотых ювелирных изделий в Японию уменьшился на 27% до 46,4 млн долларов, а импорт изделий из платины снизился также на 27% до 23,2 млн. долларов. Импорт изделий из серебра упал на 14% до 15,7 млн долларов.
Продажи ювелирных изделий в японских универсальных магазинах упали еще в октябре 2008 г на 6,8 % по сравнению с 2007 г (без учета закрытия магазинов и ювелирных отделов), и непрерывное падение этого показателя продолжается уже восемь месяцев.
По причине кризиса в 2009 году отменены многие международные ювелирные выставки.
Выставка JCK India show, открытие которой было намечено на 27 июня в Нью-Дели (Индия), отменена ее организаторами, которые в качестве причины подобного решения сослались на спад на внутреннем ювелирном рынке Индии. Седьмая ежегодная конференция «Дубай – город золота», которая должна была начаться 25 апреля, также была отменена из-за слабой конъюнктуры на ювелирном рынке. Это произошло от того, что многие постоянные экспоненты и спонсоры отказались от участия в мероприятии по финансовым соображениям, и организаторы не смогли найти достаточное число спонсоров для проведения ювелирной выставки.
На начало апреля 2009 года ситуация на мировом ювелирном рынке улучшаться не начала.
....
До 2003 года драгоценные металлы и драгоценные камни приравнивались к валютным ценностям, их оборот контролировался государством на основании ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Для учета специфики ДМДК с 1998 года действовал ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». А серьезность контроля подчеркивали статьи 191 и 192 Уголовного кодекса РФ. Соответственно, оборот ДМДК курировал обособленный Департамент драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина России.
С 2003 года ДМДК выведены из перечня валютных ценностей ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Был ликвидирован Департамент драгоценных металлов и драгоценных камней Минфина России, и кураторство над отраслью перешло в Административный департамент Минфина России, став лишь одной из многочисленных сфер интересов Департамента. Однако блок отраслевого законодательства претерпел при этом лишь косметические правки. Так, в УК РФ сохранились фактически антиконституционные статьи 191 и 192, а из ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» были лишь убраны ссылки на ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
....
Существующая строгость законодательства, возможность всеобъемлющего контроля государства за любой операцией с ДМДК от момента их добычи до момента продажи готового изделия конечному потребителю, дает возможность добывающим компаниям отрасли (в первую очередь, АК «АЛРОСА») эффективно использовать все государственные ресурсы. В том числе – задействовать структуры МВД и ФСБ в процессе охраны на объектах добычи и первичного оборота, экономя, тем самым, деньги самих хозяйствующих субъектов.
....
Строгость отраслевого законодательства подкреплена невероятно жестокой нормой уголовного преследования за нарушение рассредоточенных по различным подзаконным актам и вовсе неоднозначных «правил» обращения ДМДК. Статья 191 Уголовного кодекса РФ наказывает за нарушение несуществующих «правил» обращения ДМДК даже более строго, чем в ряде случаев за совершение убийства – до 10 лет лишения свободы.
....
....
По данным Пробирной палаты РФ, на 2008 год наиболее крупными ювелирными производственными предприятиями являются нижеследующие:
Точных данных об объемах бизнеса предприятия ювелирной промышленности предпочитают не предоставлять в открытую печать. Маркетинговые исследования разных компаний дают противоречивые сведения.
Так, по данным некоторых руководителей предприятий группы «Адамас» в 2005 году на 6 ведущих российских компаний приходилось около 47% российского ювелирного рынка, причем доли рынка делились между основными игроками следующим образом:
....
В феврале 2009 года по запросу депутата Государственной Думы РФ, председателя подкомитета по рудному и нерудному минеральному сырью, в т.ч. по драгоценным металлам и драгоценным камням Шиманова А.А., Пробирная палата России и Росстат предоставили сводную статистическую информацию, содержащую данные по обороту ювелирных изделий на российском рынке в период 1994 – 2008 годы. В принципе сводными данными по тем или иным аспектам оборота ювелирной продукции в России располагают следующие государственные структуры:
Однако сведения, которыми располагают все эти структуры, представлены в самом разнообразном и подчас совершенно несопоставимом виде. Таким образом, чтобы понять реальную ситуацию на внутреннем российском рынке, нужно перевести статистические данные различных ведомств в единообразный измеритель и сопоставить. Именно сопоставление тождественных сведений от разных структур позволяет сделать более чем интересные выводы. В частности, это сравнение позволяет наиболее точно представить реальный объем российского ювелирного рынка. И, что очень важно и интересно – оценить реальную долю на нем ювелирной продукции российских производителей, долю легального импорта и долю контрабанды.
Ниже приводится экспертный анализ доли контрабанды ювелирных изделий по двум совершенно разным методикам. В одном случае сравниваются различные по характеру данные Росстата, в другом – данные Росстата сравниваются с данными по заклейменным в Пробирной палате изделиям.
Однако и по одной, и по другой методике экспертной оценки, результат оказался практически одинаковым. Если по первой методике для 2004 года было получено значение 70,6% контрабанды от общего российского рынка всех ювелирных изделий (золотых и серебряных), то по второй методике для того же 2004 года было получено значение в 74,38% контрабанды на российском рынке только золотых ювелирных изделий. И это – без учета «замаскированной» контрабанды в виде применения толлинговых схем производства.
.....
....
Государство обязательным характером клеймения лишает потребителя права выбора:
Массового потребителя ювелирной продукции никто и не спрашивал, нужен ли ему пробирный надзор. Таким образом, именно применение ОБЯЗАТЕЛЬНОГО государственного пробирного клеймения и нарушает права потребителя! Логично предположить, что производитель или импортер сам, по собственному желанию обращался бы в государственную пробирную инспекцию, если бы на наличие клейма был бы реальный потребительский спрос.
Покупатели в России действительно привыкли проверять на украшениях пробы. Но кто сказал, что если пробы на изделиях будут не государственные, а самого производителя, то доверие населения к ювелирным изделиям упадет? Опыт многих стран показывает, что наличие государственного пробирного клейма на ювелирной продукции не дает потребителю больше гарантий, чем клеймо, поставленное непосредственно производителем (если клеймо и правда хоть что-то гарантирует).
Еще более глупым выглядит обязательное клеймение ювелирной продукции, поставляемой на экспорт за рубеж, где не только российское клеймо не признается, но и вовсе не требуется никакого клейма.
....
Если право самостоятельного пробирного клеймения получают только некоторые наиболее крупные производители, то это явная преференция в их сторону, нарушение честной конкуренции. Идеальным для всех производителей был бы переход к ДОБРОВОЛЬНОМУ клеймению, с правом клеймить у себя, самостоятельно.
....
Реформирование пробирного надзора на первом этапе (до полной отмены обязательного клеймения) должно включать в себя:
....
....
2.2.8. Ювелирная отрасль.
2.2.8.1. Внести изменения, упрощающие кредитование ювелирной отрасли: в постановлении Правительства Российской Федерации № 756 от 30 июня 1994 года отменить действие п.п.10,18,25.
2.2.8.2. Выделить из Госфонда России с отсрочкой платежа российским ювелирным предприятиям неликвидные ценности (ювелирные изделия и другое)
2.2.8.3. Отменить НДС при продаже драгоценных металлов в слитках юридическим и физическим лицам
2.2.8.4. Ввести меры, содействующие развитию экспорта ювелирных изделий: предоставление государственных гарантий по поддержке экспорта, разрешение на переработку в России зарубежного давальческого сырья, добровольное опробование и клеймение ювелирных изделий российского производства, поставляемых на экспорт, поддержку участия в зарубежных ювелирных выставках
2.2.8.5. Отменить ввозные пошлины на все ювелирные камни, технологическое оборудование и расходные материалы для ювелирного производства
2.2.8.6. Внести изменения в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и в другие законодательные акты, регулирующие ювелирную отрасль (приведение российского отраслевого законодательства в соответствие отраслевым законодательствам основных стран-конкурентов)
2.2.8.7. Внести изменения в п. 2 Статьи 346.12. Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющие для малых предприятий ювелирной отрасли в качестве критерия, дающего право на применение УСН, использовать величину предельного размера доходов организации за минусом ее расходов
2.2.8.8. Осуществить комплекс мер по защите прав российских потребителей от низкокачественной и незаконно произведенной продукции из драгоценных металлов
....
- Единственным аргументом в пользу сохранения ввозных пошлин на ювелирные камни можно считать фискальные интересы государства - стремление сохранить выпадающие при обнулении пошлин доходы бюджета. Но здесь есть прекрасное решение: обнулить ставки пошлин на все драгоценные и полудрагоценные камни (сырье для российской ювелирной промышленности) и одновременно вдвое поднять размер ставки ввозной пошлины на готовые ювелирные изделия с 20% до 40%. Таким образом, будет решен не только вопрос соблюдения фискальных интересов государства, но заодно и целый комплекс проблем.
.....
Ставки ввозных таможенных пошлин (в процентах от таможенной стоимости)
Основная идея - снижение на 20% (до нуля) пошлин на одни из товаров 71 группы ТН ВЭД - на камни, при одновременном увеличении на те же 20% (до 40%) ставок ввозных пошлин на другие товары той же 71 группы ТН ВЭД - на готовые ювелирные изделия.
....
К сожалению, не существует государственной программы поддержки ювелирной промышленности России. Со стороны государства неопределенную финансовую поддержку мероприятиям Стратегии можно ожидать только в рамках общего антикризисного пакета. Да и то – с незначительной вероятностью.
В части совершенствования законодательства мероприятия Стратегии в большинстве случаев могут обойтись вообще без обособленного финансирования, т.к. будут осуществляться в государственных структурах в рамках их штатных действий.
Единственными источниками финансирования реализации Стратегии в прочих ее разделах, следует считать только возможные добровольные вклады заинтересованных юридических лиц и общественных организаций.
Как показывает предыдущая практика работы на рынке ДМДК, ювелирное сообщество не отличается особой щедростью в целях проведения общеотраслевых мероприятий. Отчасти это объясняется полным неверием участников отрасли ДМДК в возможность хоть как-то изменить экономические и законодательные условия хозяйствования путем воздействия на Власть или за счет «обратной связи» с Властью.
Другая причина отсутствия интереса финансировать коллективные программы развития отрасли ДМДК у ее участников – это разнонаправленность политических и экономических интересов. Подробно этот факт отражен в разделе 2.1. Стратегии.
Таким образом, финансирование реализации Стратегии – самый острый вопрос и самое слабое ее место.
[ Ювелирные Известия ]
Просим отнестись с пониманием и не создавать конфликтных ситуаций.
Как ни удивительно, а документ-то содержательный! Одной аналитики сколько, да еще обоснованной и с доказательствами.
Господа из "Союза", я вас все больше и больше уважаю за грамотный подход и освещение вопросов. Мы уже устали сидеть в информационной дыре!
70% рынка - контрабанда, с ума сойти! вы все это знаете и вы еще удивляетесь, что вашу отрасль называют криминогенной?
Г-ну Адвокатская контора. Вы, похоже, не местный. Мы тут не пишем правила, а вынуждены играть по тем, которые написали нам в том числе и "Адвокатские конторы" (юристы же писали) - это первое. Второе, давайте тогда и ГИБДД прикроем, ибо там нарушений не меньше. А в строительстве, мне известно, сейчас например сумма отката достигает 70% - строители отказываются столько платить - стройка встает, давайте и ее закроем. Если убрать идиотские ограничения и поборы, смысла в контрабанде будет меньше, и она перестанет быть такой массовой, как сейчас. Хотя, о чем я, от кормушек доборовольно никто из чиновников не откажется. Хотите перемен, посадите себе на шею новых паразитов...
В данный момент в продаже много изделий не соответствующих пробе,что будет если отменить обязательное клеймение? Будем покупать в лучшем случае медь.
А сейчас при обязательном клеймении изделия и так пробе не соответствуют.
Тогда зачем вообще это клеймение? Ведь платит-то за него покупатель в конечном счете, а результата не получает никакого.