Шедевры «принца ювелиров» засверкают в витринах банков

Раздел: Бренды
13 апреля 2009 г.

Ан­ти­квар­ная кол­лек­ция ита­льян­ско­го юве­лир­но­го до­ма Буч­чел­ла­ти (Buccellati) в про­шлом го­ду по­бы­ва­ла в Успен­ской звон­ни­це Мос­ков­ско­го Крем­ля, а в Швей­ца­рию при­е­ха­ла впер­вые. Вы­став­ка, ор­га­ни­зо­ван­ная Бан­ком Ита­льян­ской Швей­ца­рии (BSI), про­хо­дит в рам­ках про­ек­та «Аль­бом BSI»: ше­дев­ры Буч­чел­ла­ти укра­сят вит­ри­ны фи­ли­а­лов бан­ка в Бел­лин­зо­не, Кьяс­со, Ло­кар­но, Лу­га­но, Же­не­ве, Цю­ри­хе и Сан-Мо­ри­це.

«Аль­бо­мы» BSI - те­ма­ти­че­ские вы­став­ки с кра­си­во ил­лю­стри­ро­ван­ны­ми ка­та­ло­га­ми, сю­же­ты ко­то­рых рас­пре­де­ле­ны по трем ка­те­го­ри­ям: «куль­ту­ра и ис­то­ри­че­ское на­сле­дие» (на­при­мер, ар­хео­ло­ги­че­ские на­ход­ки), «пу­те­ше­ствия и ин­тел­лек­ту­аль­ные аван­тю­ры» (эт­но­ло­гия и ци­ви­ли­за­ция), «со­кро­ви­ща из част­ных кол­лек­ций» (ча­сы, укра­ше­ния). К по­след­ней ка­те­го­рии от­но­сит­ся и вы­став­ка юве­лир­ных из­де­лий Буч­чел­ла­ти с по­э­ти­че­ским на­зва­ни­ем «Зо­ло­тые удо­воль­ствия, дра­го­цен­но­сти во вку­се веч­но­сти».

Веч­ность – то, ра­ди че­го тру­дят­ся вот уже не­сколь­ко ве­ков ма­сте­ра Буч­чел­ла­ти, воз­рож­дая в сво­ей ра­бо­те тра­ди­ции и со­вер­шен­ную кра­со­ту юве­лир­но­го ис­кус­ства Ре­нес­сан­са. Точ­нее - ве­ру в со­вер­шен­ную кра­со­ту и воз­мож­ность во­пло­тить ее в ис­кус­стве, в том чис­ле юве­лир­ном, со­глас­но фи­ло­со­фии эпо­хи Воз­рож­де­ния. Ведь Буч­чел­ла­ти вдох­нов­ля­ют не толь­ко эс­те­ти­ка и тех­ни­ка ма­сте­ров Ре­нес­сан­са, но, са­мое глав­ное, - об­раз их мыш­ле­ния.

В­се на­ча­лось в се­ре­ди­не XVIII ве­ка, ко­гда Ко­нра­до Буч­чел­ла­ти от­крыл не­боль­шую ла­воч­ку-­ма­стер­скую на ули­це Юве­ли­ров в Ми­ла­не. В ла­воч­ке, по­ми­мо ан­ти­квар­ных со­кро­вищ, бы­ли вы­став­ле­ны на про­да­жу ра­бо­ты са­мо­го ма­сте­ра, ко­то­рые, впро­чем, не­воз­мож­но бы­ло от­ли­чить от ста­рин­ных дра­го­цен­но­стей. Буч­чел­ла­ти до­стиг сво­ей це­ли: вос­со­здал изыс­кан­ный стиль ита­льян­ско­го Ре­нес­сан­са и ба­рок­ко в Ми­ла­не эпо­хи стро­го­го клас­си­циз­ма.

Вто­рое «Воз­рож­де­ние Буч­чел­ла­ти» юве­лир­ное ис­кус­ство пе­ре­жи­ва­ет в на­ча­ле XX ве­ка. Ес­ли Ко­нра­до Буч­чел­ла­ти бо­рол­ся про­тив ка­но­нов и чет­ких форм клас­си­циз­ма, то его на­след­ник Ма­рио встал на за­щи­ту изя­ще­ства и рос­ко­ши в эпо­ху аван­гар­да и фу­ту­риз­ма. В ма­стер­ской Beltrami & Besnati ра­бо­та­ли по ста­рин­ной тех­ни­ке, вруч­ную, и со­зда­ва­ли укра­ше­ния, до­стой­ные со­кро­вищ­ниц ко­ро­лев­ских дво­ров. Не по­то­му ли имен­но от ко­ро­лев­ских до­мов и ев­ро­пей­ской ари­сто­кра­тии и по­сту­па­ли за­ка­зы?

При этом юве­лир­ные из­де­лия Буч­чел­ла­ти нель­зя на­звать ни пом­пез­ны­ми, ни вы­чур­ны­ми. Буч­чел­ла­ти – ге­ний чи­стой кра­со­ты, и его про­из­ве­де­ния - со­че­та­ние утон­чен­но­го эс­те­тиз­ма и вир­ту­оз­но­го ма­стер­ства. Стиль Буч­чел­ла­ти мож­но бы­ло бы срав­нить со «сла­дост­ным сти­лем» по­э­зии Ре­нес­сан­са: за­мыс­ло­ва­тый, но без из­лиш­не­го ма­нье­риз­ма, изящ­ный, но без при­тор­но­сти.

Не­слу­чай­но са­мым боль­шим по­клон­ни­ком Буч­чел­ла­ти был по­эт Га­б­ри­э­ле д'Ан­нун­цио, меч­тав­ший о вто­ром ве­ли­ком «Воз­рож­де­нии» Ита­лии - в тра­ди­ци­ях ан­тич­но­го Ри­ма, или, по мень­шей ме­ре, в тра­ди­ци­ях Воз­рож­де­ния XIV – XV ве­ков.

Д’Ан­нун­цио, фи­гу­ра не­обы­чай­но по­пу­ляр­ная в Ита­лии на­ча­ла ве­ка, на­звал Буч­чел­ла­ти «прин­цем юве­ли­ров» и, в бук­валь­ном смыс­ле сло­ва, со­здал ма­сте­ру «и­мя».

Но глав­ная за­слу­га д'Ан­нун­цио в том, что он вдох­но­вил Буч­чел­ла­ти на сме­лые идеи, по­мог юве­ли­ру най­ти свой соб­ствен­ный, не­по­вто­ри­мый стиль и об­ре­сти без­гра­нич­ную сво­бо­ду твор­че­ства.

Д­ля сво­е­го дру­га д'Ан­нун­цио Буч­чел­ла­ти из­го­то­вит укра­ше­ния из чис­ла са­мые за­ме­ча­тель­ных сво­их про­из­ве­де­ний, слов­но во­пло­тив в них экс­цен­трич­ные фан­та­зии по­эта.

Эти из­де­лия и дру­гие ше­дев­ры ма­сте­ра, со­здан­ные в 1920-х – 1960-х го­дах, мож­но бу­дет уви­деть на вы­став­ке BSI: все­го бо­лее 170 об­раз­цов вы­со­ко­го юве­лир­но­го ис­кус­ства тон­кой руч­ной ра­бо­ты - от ажур­ных, слов­но кру­жев­ных, се­рег и ко­лье, до ори­ги­наль­но укра­шен­ных ко­лец и бро­шек, вклю­чая ан­ти­квар­ные пуд­ре­ни­цы и де­ко­ра­тив­ные пред­ме­ты ин­те­рье­ра.

Дело Ма­рио Буч­чел­ла­ти про­дол­жи­ли его сы­но­вья, со­хра­нив и фа­миль­ные, и юве­лир­ные тра­ди­ции се­мьи. Не из­ме­ни­ли они и не­по­вто­ри­мо­му «сти­лю Буч­чел­ла­ти», про­воз­гла­шен­но­му сто лет на­зад д'Ан­нун­цио.

Как и в ла­воч­ке Ко­нра­до или в рим­ском бу­ти­ке Ма­рио, все из­де­лия, со­зда­ва­е­мые се­го­дня Буч­чел­ла­ти - про­из­ве­де­ния руч­ной ра­бо­ты и вы­со­ко­го ис­кус­ства. Не­слу­чай­но вы­став­ка в Крем­ле на­зы­ва­лась "Буч­чел­ла­ти. Искус­ство вне вре­ме­ни". Пе­ре­фра­зи­руя из­вест­ный фильм Бер­нар­до Бер­то­луч­чи, тво­ре­ния Буч­чел­ла­ти – не усколь­за­ю­щая, а веч­но воз­рож­да­е­мая кра­со­та.

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 
-->