В 2009 году, как ожидается, продажи крупнейшей алмазодобывающей компании мира De Beers уменьшатся примерно вдвое. Вследствие глобального экономического кризиса цены на алмазы снизились процентов на 30, и De Beers уже пришлось сократить производство на 40%. Об этом сообщила в четверг газета Financial Times. По ее данным, добычу алмазов в двух новых шахтах в Канаде компания была вынуждена снизить практически сразу после их открытия в августе прошлого года.
Также De Beers полностью свернула добычу алмазов в Конго и в феврале приостановила работу четырех шахт в Ботсване, обеспечивавших около половины общей добычи алмазов компанией. С первого апреля на три месяца прекращена алмазодобыча и в Намибии.
Главной причиной подобных решений стало резкое падение спроса на драгоценные камни.
К примеру, в США продажи изделий из бриллиантов в традиционно "горячий" рождественский период снизились более, чем на 20%. При этом большое количество товара скопилось в стоках (по некоторым оценкам, на сумму свыше 15 миллиардов долларов, в целом по миру). По данным гендиректора Международного алмазного центра Антверпена (AWDC - через него проходит 80% всего алмазного сырья и 50% бриллиантов) Фредди Ханарда, только за первые два месяца текущего года экспорт алмазного сырья в Бельгию снизился в стоимостном выражении на 69,9%, а импорт упал на 63,5%.
В условиях радикального падения спроса для крупных игроков алмазного рынка крайне важно было договориться о принятии мер по поддержанию цен на производимую ими продукцию и это было сделано, пояснил Стране.Ru гендиректор Гильдии ювелиров России Валерий Радашевич. Он подчеркнул, что ценовой вопрос остается определяющим для данной сферы. Ведь бриллиант сам по себе не относится к предметам повседневного использования, а является драгоценностью.
"Но драгоценность в принципе, не может стоить дешево. Если цены на нее падают, то какая же это драгоценность?",- продолжил Радашевич. Чтобы удержать цену в условиях падения спроса у алмазодобывающих компаний, в том числе у De Beers, не было иного выхода кроме как сокращать или останавливать производство.
А вот у российской "АЛРОСы", на которую приходится около 25% мировой добычи алмазов, сегодня имеется возможность пойти своим путем. В соответствие с утвержденными правительством в марте коррективами бюджета-2009, расходы государства на закупку драгметаллов и камней в этом году решено увеличить в четыре раза - с 11,45 миллиардов рублей до 45,415 миллиардов. При этом, как сообщили ранее журналистам источники в правительстве, основная часть этих средств пойдет на закупку продукции "АЛРОСы". Тем самым предполагается попутно поддержать социальную сферу Якутии.
Кроме того, российское правительство инициировало переговоры с Арменией и Белоруссией, которым Москва согласилась выделить стабилизационные кредиты, соответственно, в 500 миллионов и 2 миллиарда долларов, о закупке ими на два-три года вперед, то есть впрок, крупных партий алмазов. Такую информацию озвучил в марте глава наблюдательного совета "АЛРОСы", министр финансов РФ Алексей Кудрин.
Да, благодаря полученной господдержке, на сегодня "АЛРОСа" получила возможность продолжить производство. В отличие от De Beers, которая, хотя ей и предоставляются, скажем, льготные кредиты Anglo-American, не имеет, конечно, подобной "палочки-выручалочки" как Гохран, согласился Радашевич
В одном из последних интервью президент "АЛРОСы" Сергей Выборнов даже не исключил, что в новых условиях его компания сможет потеснить прежнего общепризнанного лидера и выйти на первое место в мире по производству алмазов. "Не потому, что мы такие хорошие, но так уж получилось - мы сейчас занимаем первое место в мире по производству. Понятно, что это произошло потому, что De Beers его сократил. Мне кажется, что действительно, в условиях кризиса мы имеем очень хорошие шансы выйти на первое место по-настоящему, не из-за временной статистики. Во-первых, у нас все-таки в Якутии самая лучшая рудная база. Ни у кого в мире такой нет", - уточнил Выборнов. И добавил, что сейчас АЛРОСА интересуется также возможностью скупки профильных активов небольших зарубежных компаний, которые разоряются или стоят на грани банкротства.
На вопрос Страны.Ru, удастся ли в подобных обстоятельствах "АЛРОСе" и в самом деле оказаться "впереди планеты всей", в московском бюро отраслевого информационно-аналитического агентства Rough&Polished отреагировали, выражаясь дипломатическим языком, со сдержанным оптимизмом. Эксперты напомнили, что помимо обнадеживающего известия о многократном увеличении закупок камней Гохраном, в начале апреля также было объявлено о достигнутой договоренности "АЛРОСы" с AWDC о поставке 15 антверпенским компаниям в текущем году алмазного сырья на сумму в 500 миллионов долларов. Сообщение о первой в условиях кризиса подобной крупной сделке, безусловно, служит позитивным сигналом для мирового алмазного рынка, подчеркнули в Rough&Polished.
Еще одним фактором, призванным улучшить позиции "АЛРОСы" здесь назвали реализацию выдвинутой компанией совместно с УК "Лидер" инициативы по организации рынка инвестиционных бриллиантов. Объективно этому препятствует хотя бы то, что бриллианты не являются унифицированным продуктом - каждый из них имеет индивидуальные характеристики. Однако проблему стандартизации "бриллиантовой" классификации можно будет разрешить, для чего понадобится, в том числе создание международных сертификационных центров. Да и вообще, необходимую инфраструктуру соответствующего рынка придется сформировать "с нуля". "То есть, инициаторы превращения бриллианта в инвестиционный инструмент находятся в самом начале пути. Хотя идея эта, безусловно, представляется перспективной", - констатировали в Rough&Polished.
На подготовительной стадии, по мнению аналитиков, находится сейчас и восхождение "АЛРОСы" на мировой "алмазный Олимп". Причем достижение его сегодня не является самой актуальной задачей. В нынешних обстоятельствах главное для российского алмазного монополиста - пережить кризис в рамках сохранившегося также, хотя, вероятно, и трансформировавшегося в итоге, мирового алмазного рынка. А что до "первого места", то плоха та алмазная компания, которая не мечтает занять место De Beers.