Ушли в периферию

Раздел: Рынки
06 апреля 2009 г.

В условиях падения объема продаж ювелирных изделий на треть в республике активно развивается индивидуальное производство украшений.
По сравнению с мартом прошлого года владельцы магазинов отмечают серьезное падение продаж – до 30%. Кризис больше всего отражается на сферах торговли, связанных с предметами роскоши. Более того, на спрос влияет и постоянный рост цен на ювелирные украшения из–за повышения стоимости золота, отмечают продавцы.

В центре. В последние годы в Удмуртии наблюдался постоянный рост количества торговых точек. По прогнозам аналитиков, будущее рынка ювелирных изделий – за розничными сетями. Уже сейчас в Удмуртии образовано свыше десяти сетей, состоящих из 3–10 торговых точек. Крупнейшими местными сетевиками считаются «Адамас», «Изумруд», «Жемчуг», «Люкс», «Золото Маккены». Однако в последнее время на рынок Удмуртии активно проникают игроки из других регионов. В 2007 году в Ижевск пришли петербургская сеть «585» и самарская компания «Наше золото». Кроме того, не первый год в республике работают салоны московских сетей «Алмаз–холдинг» и «Яшма–золото».
Ювелирный бизнес Удмуртии в настоящее время представлен тремя заводами, 20 мастерскими и 80 магазинами по всей республике. В Ижевске насчитывается более 50 ювелирных магазинов, в других городах республики, как правило, от 3 до 6 салонов. Причем львиную долю на рынке составляют сетевики – до 80% по отношению к одиночным магазинам. Местные розничные сети в сравнении с федеральными занимают доминирующее положение – до 90%, причем 25% рынка контролирует ювелирная сеть «Адамас» (работает по франшизе). Однако в части производства ювелирных украшений львиную долю рынка по–прежнему занимают инорегиональные предприятия. Разные эксперты оценивают присутствие изделий местных производителей в салонах Удмуртии от 20 до 40%.
Наибольшую прибыль, по словам экспертов, приносят магазины, расположенные в центре Ижевска, где, как правило, выставляется наиболее дорогостоящая продукция. На улице Красноармейской, называемой иногда «улицей ювелиров», в Ижевске в пределах 200 метров расположено 10 магазинов шести ювелирных компаний. По словам владельцев магазинов, большое скопление ювелирных салонов в одном месте серьезно обостряет конкуренцию. Несмотря на это, в торговых точках, расположенных в центре Ижевска, представители ювелирных салонов отмечают более высокую доходность, чем в других районах столицы. Особо привлекательными для размещения торговых точек становятся вновь открываемые торговые центры. Эксперты объясняют это, прежде всего, более высоким уровнем продаж из–за большого потока людей, ежедневно посещающих ТЦ. В специализированные ювелирные магазины покупатели, как правило, идут целенаправленно. Чаще всего, это постоянные клиенты, выбравшие данный магазин по каким–то критериям. Леонид Асланов, директор одного из магазинов сети «Жемчуг», отмечает также, что если раньше ювелирные салоны стремились располагать исключительно в центре Ижевска, то в настоящее время все больше магазинов открывается в спальных районах города, а крупные игроки, такие как «Адамас» и «Алмаз–холдинг», идут и в другие города республики – Воткинск, Сарапул и Глазов.
По словам Леонида Асланова, местный рынок перенасыщен (на 20 тысяч населения приходится 1 магазин). Если ранее многие прогнозировали приход новых игроков из соседних регионов, федеральных ритейлеров, то в настоящее время эксперты называют это маловероятным из–за нелегкой экономической ситуации в этой сфере.
По мнению директора ювелирного завода «Золотце» Ларисы Галеевой, местная ювелирная продукция на рынке Удмуртии представлена достаточно хорошо. «Тем не менее рынок еще далеко не заполнен, и места для новых производителей есть», – говорит г–жа Галеева. Правда, эксперты находят нынешнее время не лучшим для открытия новых ювелирных заводов. Хотя, в отличие от продавцов, производители ювелирных изделий утверждают, что спада продаж в республике не ощущают. По словам г–жи Галеевой, наоборот, идет постоянный прирост объемов продаж. «В последние несколько месяцев все же наблюдаются иногда проблемы с оплатой изделий магазинами, – отмечает эксперт. – Мы ориентируемся больше на выпуск эксклюзивных украшений, а их потребители – достаточно состоятельные люди».

С недоверием. Полномасштабное производство ювелирных изделий в Удмуртии представлено тремя заводами – «Мастер», «Золотая Орхидея» и «Золотце». Кроме того, изготовлением ювелирных украшений занимаются несколько десятков мастерских. Как отмечают эксперты, львиную долю местного рынка занимают изделия, произведенные за пределами республики. Причин этому несколько. «В Ижевске производят кольца, серьги и подвески, – пояснил Леонид Асланов. – Цепочки здесь не делают, ни у одного предприятия в республике такого оборудования нет». Кроме того, как отмечает эксперт, многие заводы больше работают на продажу в других регионах, нежели в Удмуртии, где рынок сбыта шире. При этом, по словам эксперта, немногие местные сети работают с удмуртскими производителями. «Что касается федеральных, то у них полностью присутствует продукция, произведенная в основном компаниями, базирующимися в Москве и Подмосковье», – добавляет г–н Асланов.
Между тем спрос на изделия местных ювелиров, по словам экспертов, есть. «Качество украшений, производимых в Удмуртии, достаточно высокое, – отмечает г–н Асланов. – В чем–то даже нередко оно превышает московские заводы. Покупатели видят это, однако нередко удивляются, когда узнают, что эти ювелирные украшения произведены местными заводами». По словам эксперта, некоторые покупатели относятся к изделиям удмуртских предприятий с легким недоверием, но все же покупают, удостоверившись в качестве.
При этом средние цены на ювелирные украшения, как отмечают эксперты, у местных производителей обычно не отличаются от федеральных либо ниже их.
Между тем производители ювелирных изделий, как правило, страхуются от проблем с невыплатами дилерами средств за поставку продукции, открывая собственные магазины или даже целые сети для продажи своей продукции. У всех удмуртских заводов есть магазины в Ижевске. Некоторые имеют салоны в Москве, делая больший упор на столичный рынок, нежели на местный. «В российской столице шире рынок сбыта, кроме того, есть возможность предложить подобные изделия по сравнительно более низкой цене, – поясняет г–н Асланов. – Происходит это за счет того, что производить украшения за пределами Москвы и даже Московского региона дешевле из–за более низкой арендной платы за производственные помещения, а также зарплаты сотрудникам». По словам эксперта, большинство фирм–производителей, работающих в Москве, фактически расположено в Подмосковье или соседних регионах.

Эксклюзив. Тем временем в Удмуртии активнее всего индивидуальное производство ювелирных украшений, представленное небольшими мастерскими. На изготовление ювелирного украшения уходит обычно около месяца. Правда, основную долю времени здесь занимает не сам процесс, а апробирование изделия в Екатеринбурге. Клиент выбирает внешний вид изделия по каталогу, причем нередко предоставляет свой материал. По словам экспертов, покупателей привлекает возможность изготовления эксклюзивного изделия.
«Несмотря на то, что такая работа оценивается дороже, отсутствие наценки за доставку позволяет уравнять стоимость местных авторских изделий, скажем, с импортными или известных российских производителей», – говорит директор сети ювелирных салонов и мастерских «Люкс» Ленар Хасанянов.
Индивидуальное производство, как правило, не требует серьезных затрат на покупку оборудования, более мобильно и предоставляет клиенту самому выбрать вид изделия. Как отмечает г–н Хасанянов, такие преимущества побуждают расти данное направление высокими темпами. «Сейчас на рынке работает достаточно много ювелирных мастерских, – говорит г–н Хасанянов. – Качество продукции может серьезно отличаться, так как есть немало «кустарников». Однако, несмотря на жесткую конкуренцию, спрос на услуги мастерских всегда был достаточно высоким. Сейчас он, конечно, значительно ниже из–за кризиса».
Дальнейшее развитие рынка ювелирных украшений в Удмуртии, как полагают эксперты, будет зависеть от того, насколько затянется кризис. По мнению Ленара Хасанянова, среди производителей смогут остаться наиболее крупные заводы, имеющие достаточно собственных средств для поддержания предприятия, а также небольшие мастерские. Последние выживут за счет меньших затрат на производство, мобильности и индивидуального подхода к клиенту. Розничные сети, несмотря на значительный спад продаж, пока имеют достаточный запас сил для работы, который накоплен в предыдущие годы. Однако насколько его хватит и когда сети начнут закрывать торговые точки, пока никто спрогнозировать не может.

Справка «bc»

Объем российского ювелирного рынка по итогам 2007 года достиг $3,8 млрд, а в 2008 году превысил $4 млрд. По данным Пробирной палаты России, в стране зарегистрировано более 5,5 тысячи ювелирных предприятий различных форм собственности и масштабов, имеющих право на производство и ремонт изделий из драгоценных металлов и камней.




[ udm.business-class.su ]

  • 09 апреля 2009 г.:

    Пока держимся.

  • Полезное

    Полезное

     
    -->