Трудно даже представить, сколько же килограммов золота на тончайшей золотой нити прошло через руки золотошвейки Натальи Соловьевой. Сразу же уточню: при всей сложности работы, при всей ее тонкости пальцами прикасаться к золотой нити нельзя ни в коем случае — готовая вышивка не будет выглядеть единым объемным золотым слитком! В работе золотошвейки нужны не только золотая нить и золотые руки мастера. Нужны еще золотая душа и золотое сердце. Иначе получится не вышивка, вызывающая восторг у каждого, а так себе, безделица. Кустарная поделка, никчемная тряпка!
Наталья Соловьева с помощью шильца, иголки, золотой нити и специально подобранной ткани способна творить настоящие чудеса. Люди, далекие от понимания сути работы золотошвейки, называют этот кропотливый труд кровавым. В самом деле, попробуйте проткнуть крохотное отверстие в материале, по своей прочности мало уступающем березовой фанере!
— Не вздумайте где-нибудь сказать, что наше мастерство кровавое, — укротила сразу же буйную фантазию журналиста Наталья Ивановна. — Настоящий мастер своих пальцев не протыкает, каким бы твердым и неуступчивым ни был материал. Некую выдуманную «кровавость» этого народного промысла оставьте на совести дилетантов, ничего в нашем деле не понимающих.
Люди, наверное, и не знают, что в нашем кругу профессионалов бытует такой термин: литой, кованый стежок. Это как раз относится к вершинам мастерства. Когда золотые нити на полотне уложены настолько плотно, без мельчайших пробелов и огрехов, что само вышитое изображение выглядит как цельный золотой слиток. При этом зря драгоценную нить мы не тратим, на обратной стороне ткани используются уже совсем другие нитки, не золотые. Получается, что в одну и ту же дырочку в материале шильцем и иголкой с ниткой приходится «нырнуть» не один раз.
— А как вы, мастер ручного золотого шитья, относитесь к наступлению технической эры машин — швейных автоматов?
— Присмотритесь — у меня каждая буковка, каждый крохотный нюанс на поверхности материала обязательно имеет еще и объемные формы. В деле вышивки пространство у нас должно быть в трех измерениях. Машина, конечно, ту же букву скопировать на ткани сможет, но получится вроде обыкновенного плоского печатного шрифта, не более того. По форме, внешнему контуру все вроде бы правильно, но буквочка получается как из-под копирки. Холодная, мертвая — без души и сердца, без порыва к красоте.
Потому и рассталась с одним предприятием, где нам усиленно стали навязывать работу на швейных машинах и прочих автоматах. Дескать, объем продукции будет больше, следовательно, себестоимость каждого изделия значительно ниже. Никогда никакая машина не способна заменить кропотливый, с душой и серд-цем, ручной труд золотой швеи. Ушла из этой «механизированной» фирмы и организовала на свой страх и риск собственное предприятие народных промыслов «Золотошвейка». Понимающие толк в красоте люди, безусловно, видят громадную разницу между машинным ширпотребом и штучной ручной работой.
Действительно, поглядел на некоторые работы (а их в мастерской Натальи Соловьевой сравнительно немного, все для знатоков идет нарасхват) — и буквально погрузился в волшебство кованого стежка.
Шедевры из золотой нити Наталья Соловьева делает не только в миниатюрных размерах, вроде бонбоньерок, коробочек, бюваров, косметичек и тому подобного. Работы Соловьевой есть и в кабинетах президента России, губернаторов различных регионов. Наш губернатор Петр Иванович Сумин во время своих инаугураций прикасался ладонью как раз к золотому шитью Соловьевой. Она вышивала золотом обложки для Конституции России и Устава Челябинской области. Государственный герб России, двуглавый орел, для различных церемоний, стягов, поздравительных официальных адресов моя героиня сможет вышить золотом, наверное, даже с закрытыми глазами.
Настолько совершенны ее искусство, уровень мастерства! Заказчики самого высокого уровня знают об этой челябинской мастерице-золотошвейке. На ее счету золотые гербы, изготовленные для правительств, вероятно, всех регионов Уральского федерального округа. Соседи из Республики Казахстан обращаются к Наталье Соловьевой с просьбами исполнить золотом на флаге или на обложках книг гербы их краев и логотипы фирм. На уровне такого высокого партнерства и привыкла работать мастерица золотого шитья из Челябинска.
С трудом представляю себе весь громадный груз ответственности, который каждый раз ложится на плечи мастерицы при выполнении особо ответственных, государственных заказов. В мель-чайших деталях нужно знать все подробности и закавыки геральдического дела: если один-единственный золотой стежок на гербе лег неправильно, вся работа идет «коту под хвост». Слава богу, и малейшего промаха у моей героини не было ни разу.
Честно говоря, слышал об этой мастерице давно. Она «засветилась», еще будучи ученицей седьмого класса школы, когда занималась в челябинском Дворце пионеров и школьников. Повезло, в числе лучших ее отправили в поездку на древнюю родину золотого шитья на Руси — в художественное училище и на золотошвейную фабрику (единственную в стране) в Торжок. Настолько потрясло все увиденное там, что девушка решила круто изменить свою судьбу — наперекор воле родителей, хотя и не без их благословения (бывает же такое!), поехала учиться в Торжок, в тамошнее, единственное в мире училище золотого шитья. Пробовала себя во многом, было дело, даже участвовала в создании громадного золотого барельефа на алом стяге — вождя мирового пролетариата…
Любопытно, но к Международному женскому дню 8 Марта жизнь преподнесла Наташе Соловьевой изумительный подарок — внучку Алену. Тоже, похоже, будет золотошвейкой?
молодец так держать