Самоцветы в украшениях: серьги

Владимир Бобылев

Серьги впервые появились в Египте во Второй Переходный период. Эти украшения носили женщины и мужчины; однако уже в правление Тутанхамона мужчины носили их до достижения половой зрелости.

Cерьги «Юбилей» из платины, золота, бриллиантов и рубинов. Каплевидные подвески, чередуясь с розетками, образуют исключительную по тонкости композицию.

Все сережки делятся на два вида: с камнями и без них; первые, в свою очередь, бывают с одним камнем или с подвесками из нескольких самоцветов. По способу крепления к ушам серьги бывают подвесные (крючками или замками крепятся к проколотым ушам) или прижимные (на винтах или клипсы).

Серьги из Оплонта найдены на вилле, принадлежавшей Лицинию Крассу Муциану Публию, разрушенной при извержении вулкана в 79 г. н.э. Жемчуг и золото, образующие гармоничную композицию – типичные образцы женских украшений той эпохи.

Серьги в виде шкатулок для драгоценностей – типичное изделие этрусского стиля. Сюжеты для декора могли быть разные, в данном случае – это фигура «Владычицы зверей» между двумя лежащими львами. Диаметр каждой серьги 1,2 см. Вторая половина VII в. до н.э.

Судя по археологическим и письменным памятникам, серьги, как украшения, известны с III тыс. до н.э. у шумер, а с II тыс. – у египтян. Серьги и подвески к ним изначально носили в основном женщины. Есть даже легенда о Еве, которой прокололи уши в наказание за непослушание после изгнания из рая. Мужчины же носили (и носят!) серьгу в одном ухе как амулет или со значением. При антропологическом обследовании мумии Тутанхамона на его ушах отметили проколы, а среди сокровищ в его усыпальнице найдены серьги, инкрустированные камнями. Судя по скульптурам V в. до н.э. со следами ушных украшений и отверстий на мочках, греческие женщины украшали себя серьгами.

Пара серег с розетками и подвесками в виде женских голов из гробницы некрополя Тоди – изделие греческого происхождения. Длина каждой 10,7 см. Конец IV в. до н.э

В Древнем Риме из мужчин серьги носили только рабы, но в эпоху Поздней Античности ушные украшения широко распространены были как у женщин и детей, так и среди мужчин. Именно в это время женщины Рима увлекались украшением себя изделиями из золота, драгоценных камней и дорогих тканей, изнемогая под их тяжестью. Лория Павлина, любовница императора Клавдия, на скромную встречу украсила себя драгоценностями на 40 миллионов сестерциев; по Плинию, видевшему ее на встрече, «она была покрыта жемчугом и изумрудами, они сверкали у нее на голове, в волосах, в ушах, на шее, на пальцах». Особой роскошью того времени был жемчуг, стоивший очень дорого: как писал Сенека (4–65 гг.), у женщин в каждом ухе «висит по 2–3 состояния». В императорском Риме процветали роскошь и увлечение дорогими самоцветами. Против расточительства правители издавали законы, запрещавшие женщинам моложе 55 лет и всем незамужним и бездетным женщинам украшаться самоцветами, в том числе и жемчугом.

Основной мотив

декора серег — маленькие

рыбки. Хотя эти украшения

сделаны современным мастером,

использование цветных камней

в сочетании с яркими эмалями восходит

к старинным традициям города Джайпура, который в XVIII-XIX вв. был центром производства эмалей.

В древности серьги носили также индийцы, вавилоняне, арабы, персы, славяне, германцы и другие народы ойкумены. В Индии с древнейших времен в семье проводился домашний обряд карнаведха (прокалывание ушей) – для защиты от болезней и для ношения украшений. Исполнялся обряд у каждой касты по-разному: или на третий день после рождения, или до трехлетнего возраста. Церемония выполняется хирургом, но чаще всего профессиональным изготовителем игл – золотых дел мастером. Прокалывание делается золотой, серебряной или даже медной иглой с белой ниткой. Примечательно, что в Средневековье ношение сережек связывали с улучшением зрения, а по иглотерапии активная точка для стимулирования зрения располагается на мочке ушей.

Из Рима через Византию с начала второго тысячелетия и до XVII в. мода на серьги широко распространилась по Европе. Особенно популярными серьги стали с использованием в украшениях искрящихся бриллиантов (серьги с подвесками из бриллиантов). Основа сережек делалась обычно из золота или серебра, и инкрустировались они жемчугом и самоцветами всех цветов и оттенков или украшались эмалями. С XII в. эмаль становится модной и на некоторое время вытесняет все другие виды украшений. В Древней Руси в XI в. в оформлении сканевой основы серег использовался жемчуг и поделочные цветные камни невысокой ценности. Но вот из летописей известно, что князь Святослав носил серьгу из двух жемчужин и красного самоцвета (граната или рубина?).

Эта золотая серьга с удлиненной подвеской в форме желудя происходит из Тарроса. Изделие типично для VII в. до н.э. Длина – около 7 см.

В XVI в. самым желанным камнем у русских в украшениях был яхонт лазоревый, а в XVII в. – изумруд и рубин (яхонт черевчатый). В России у женщин серьги – любимый вид украшения. Англичанин Флетчер в XVI в. писал, что на Руси без сережек и нательного креста он не видел женщин.
Эта ладьевидная серьга – изделие тарентских ювелиров. С каждой стороны в обрамлении растительного декора помещена сидящая фигурка крылатой Ники. Серьга выполнена из двойной золотой пластины и украшена филигранью и грануляцией. Конец IV в. до н.э.
Камни на сережках были простые, иногда замененные цветными стеклами. У русских был обычай: когда муж в отъезде, жена серьги не носила. В XVI–XVII вв. у русских в ходу были серьги бубенчики (дутые), коточки (литые), лапки, колты (колодкою), запоны (в центре дорогой камень, а по краям поясок из «искристых» самоцветов). По числу стержней из ушного кольца различали «двойчатки» или «тройчатки», а по форме подвесок – «орлики» или «голубцы». На ранней стадии российского ювелирного дела камни не гранились, поэтому в изделиях они резко выступали, как, например, на шапке Мономаха. Но уже в середине XVII в. наиболее популярным камнем становится привозимый из Европы алмаз. Отделка изделий при инкрустации яхонтами, изумрудами, бирюзой происходит «заподлицо» по отношению к оправе. В XVIII и XIX вв. в России среди состоятельных слоев населения проявляется устойчивый интерес к дорогим украшениям, что связано с расцветом ювелирного дела и открытием цветного каменья на Урале.

Кроме украшений, серьги несли и практическую информацию. У девушек и замужних женщин древних славян они различались по форме и оформлению. У цыган серьгу носил мальчик, если его старший брат умер, а у казаков – единственный сын в семье. Здесь серьга – сигнал для старшего воинского начальника: «это единственный сын в семье, продолжатель фамилии, – сбереги его!» Серебряную серьгу в форме полумесяца в левом ухе носил Пантелей Мелехов, отец главного героя шолоховского «Тихого Дона», и единственный сын казака Прокопия Мелехова и пленной турчанки. Почти столетие в России мужчины серьги не носили, но вот в последнее десятилетие они вновь появляются в ушах юношей, как считают некоторые публицисты, с отклонением в моральном плане. Сейчас женщины носят самые разные серьги: от золотых с бриллиантами и простых винтовых из легких сплавов и до пластмассовых диаметром до 10 см. Иногда обе серьги в одном правом ухе, редко можно встретить девушку с тремя винтовыми или подвесными серьгами.

Журнал Ювелирный Мир

Архив выпусков

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->