Эмаль

А.Петракова

Эмалированная медная тарелка с аллегорией Апреля. Пьер Раймон. Лимож, 1580 г.

Эмалированная медная тарелка с аллегорией Апреля. Пьер Раймон. Лимож, 1580 г.

Блюдо, эмалированная медь. Лимож, XIII век.

Блюдо, эмалированная медь. Лимож, XIII век.

Эмалированная миска с крышкой. Вена, 1771 г.

Эмалированная миска с крышкой. Вена, 1771 г.

Эмаль применяли для украшения металлических изделий еще в древности, декор из эмали представляет собой живописное сопровождение золотого изделия. Всякому златокузнецу приходилось быть и хорошим эмальером, так как эта техника относится к числу важнейших в златоделии. Эмалированием называют полное или частичное покрытие металлической поверхности стеклянной массой с последующим обжигом изделия. Технический процесс изготовления эмалей и наложения их на поверхность металла сложен и требует от мастера большого искусства и терпения.

Эмаль – особый сплав стекла, который окрашивают в различные цвета окисями металлов. После обжига в муфеле она превращается в твердую блестящую массу с устойчивыми яркими красками. Известно три вида эмали: глазурь (эмаль с бесцветной основой), просвечивающая и непроницаемая эмаль(опаковая), когда в ее состав введена окись олова или иные глушители, например, костяная зола или каолин. Окиси металлов, окрашивающие эмаль, дают разные цвета: окись олова – белый цвет; окись железа – желтый и цвет морской волны; окись меди – бирюзовый; магнезия окрашивает в лиловый цвет; золото – в красный; иридий – в стальной, серый, черный; окись урания и серебра – в желтый.

Куски эмали дробят в стальной или чугунной ступке, а затем тщательно растирают в каменной (агатовой) ступке каменным же пестиком в ровный тончайший порошок без крупинок. При растирании порошок смачивают водой, чтобы избегнуть распыления частиц, а затем порошок тщательно промывают. Рисунок, выполненный на металлическом предмете, покрывают тонким слоем эмалевого порошка, разведенного на воде или растительном связующем (смола, мед), накладывая эмаль особой палочкой с расширенными в виде ложечек концами. После этого предмет затем обжигается в муфельной печи при температуре 700-800°С – при такой температуре металл прочно соединяется с эмалью. Покрытие эмалью и обжиг повторяются несколько раз. Для того, чтобы при обжиге пластинка с наложенной на нее эмалью прогревалась равномерно и не коробилась, оборотную ее сторону покрывают сплошь эмалью, носящей название контрэмаль.

После трех-четырех обжигов, поверхность, покрытую эмалью, шлифуют мокрым песчаником, а затем полируют до блеска на деревянном кругу, медкотолченым порошком пемзы, смоченной водой. Для того чтобы эмаль прочно держалась на поверхности применяются разнообразные технические приемы, в зависимости от которых эмали носят разные названия. Различают следующие виды эмали: перегородчатые, выемчатые, по резьбе (гравировке), по дитью, по сканному орнаменту (или в сканных обрамлениях), по чеканному, литому или штампованному рельефу, прозрачные, живописные и т.д.

Русскiй Антикварiатъ: www.russianantique.com

Архив выпусков

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->