Эмаль

А.Петракова

Эмалированная медная тарелка с аллегорией Апреля. Пьер Раймон. Лимож, 1580 г.

Эмалированная медная тарелка с аллегорией Апреля. Пьер Раймон. Лимож, 1580 г.

Блюдо, эмалированная медь. Лимож, XIII век.

Блюдо, эмалированная медь. Лимож, XIII век.

Эмалированная миска с крышкой. Вена, 1771 г.

Эмалированная миска с крышкой. Вена, 1771 г.

Эмаль применяли для украшения металлических изделий еще в древности, декор из эмали представляет собой живописное сопровождение золотого изделия. Всякому златокузнецу приходилось быть и хорошим эмальером, так как эта техника относится к числу важнейших в златоделии. Эмалированием называют полное или частичное покрытие металлической поверхности стеклянной массой с последующим обжигом изделия. Технический процесс изготовления эмалей и наложения их на поверхность металла сложен и требует от мастера большого искусства и терпения.

Эмаль – особый сплав стекла, который окрашивают в различные цвета окисями металлов. После обжига в муфеле она превращается в твердую блестящую массу с устойчивыми яркими красками. Известно три вида эмали: глазурь (эмаль с бесцветной основой), просвечивающая и непроницаемая эмаль(опаковая), когда в ее состав введена окись олова или иные глушители, например, костяная зола или каолин. Окиси металлов, окрашивающие эмаль, дают разные цвета: окись олова – белый цвет; окись железа – желтый и цвет морской волны; окись меди – бирюзовый; магнезия окрашивает в лиловый цвет; золото – в красный; иридий – в стальной, серый, черный; окись урания и серебра – в желтый.

Куски эмали дробят в стальной или чугунной ступке, а затем тщательно растирают в каменной (агатовой) ступке каменным же пестиком в ровный тончайший порошок без крупинок. При растирании порошок смачивают водой, чтобы избегнуть распыления частиц, а затем порошок тщательно промывают. Рисунок, выполненный на металлическом предмете, покрывают тонким слоем эмалевого порошка, разведенного на воде или растительном связующем (смола, мед), накладывая эмаль особой палочкой с расширенными в виде ложечек концами. После этого предмет затем обжигается в муфельной печи при температуре 700-800°С – при такой температуре металл прочно соединяется с эмалью. Покрытие эмалью и обжиг повторяются несколько раз. Для того, чтобы при обжиге пластинка с наложенной на нее эмалью прогревалась равномерно и не коробилась, оборотную ее сторону покрывают сплошь эмалью, носящей название контрэмаль.

После трех-четырех обжигов, поверхность, покрытую эмалью, шлифуют мокрым песчаником, а затем полируют до блеска на деревянном кругу, медкотолченым порошком пемзы, смоченной водой. Для того чтобы эмаль прочно держалась на поверхности применяются разнообразные технические приемы, в зависимости от которых эмали носят разные названия. Различают следующие виды эмали: перегородчатые, выемчатые, по резьбе (гравировке), по дитью, по сканному орнаменту (или в сканных обрамлениях), по чеканному, литому или штампованному рельефу, прозрачные, живописные и т.д.

Русскiй Антикварiатъ: www.russianantique.com

Архив выпусков

 
-->