Великолепие карельского наряда

Елена Кирсанова

Воспоминания детства, как прозрачные камешки на ладони, можно бесконечно долго всматриваться в них. Я помню, как в один из дней наша бабушка оделась в старинный карельский наряд - мне не забыть этой величавой царственной поступи, плавности жестов, блеска праздничных одежд, ажурной короны с жемчужной сеткой-поднизью надо лбом. Да разве я одна удивлялась красоте одеяния карельских женщин?

Все путешественники, бывавшие в наших краях, оставили восторженные описания нарядов северных красавиц. Даже царь Александр 1-й, побывавший 7 августа 1819 года в г. Олонце, отметил великолепие нарядов. "Во время остановки в Видлице, заметив на улице женщину в дорогом штофном костюме, он сказал: "Одеваются хорошо, да не по-русски говорят!"

О том же можно прочесть в книге Круковского "Олонецкий край" (Спб 1904г.): "Жизнь в маленьком уездном городке не показалась мне скучной и бесполезной. Перед самым отъездом мне предложили съездить за 10 верст посмотреть праздничное гулянье. ...Громадное село, расположенное на берегу Олонки, наполнилось народом. ...Пред моими глазами проходили целые полки девушек, здоровых, крепких, ярких - блестящих жемчугом, шелкой и даже парчой. ...Карельские девушки и женщины украшают голову так называемой короной, состоящей из нескольких частей: верхней - подзора (кокошника) и нижней - поднизи. Такие кокошники встречаются далеко не у всех и ценятся очень дорого, иногда по 300 рублей, благодаря той массе жемчуга, которая нанизана на них.

В особенности красива сетка (поднизь), спускающаяся надо лбом, бросающая тень на лицо и придающая всякому лицу, даже не совсем красивому, миловидный и нарядный вид. Замужние женщины, кроме кокошника, надевают на затылок повойник, также усыпанный жемчугом.

Встречается кокошник и среди русского населения, хотя очень редко, но тут он окончательно потерял свою первоначальную красоту.

Мне с большим трудом удалось приобрести один такой головной убор за очень высокую цену, ...он теперь находится в этнографическом музее Академии наук".

Жемчужная нежность Карелии

Наши суровые северные края Природа наградила редким даром - речными ракушками-жемчужницами, в глубине которых таились перламутровые сокровища. Испокон веков в карельских реках добывали жемчуг, зачастую находились экземпляры удивительной красоты. "Герман Дмитриев и Григорий Матвеев жемчуг отыскивают на реке Янеге, впадающей в Свирь в 7 верстах от Лодейного Поля. Иногда попадаются жемчужины значительной величины, за которые петербургские купцы платят по 50 рублей и дороже за каждое зерно. В 1868 и 1871 годах за поднесение жемчужных зерен Государю Императору и Государыне Императрице Дмитриев и Матвеев удостоились получить в награду 200 рублей и двое золотых часов".

Светлую холодноватую красоту жемчуга соединяли узором прекрасной вышивки с серебром и хрусталем, дымчатым кварцем; жемчужины желтоватого-розового отлива особенно красиво сочетались с золотым шитьем, драгоценными камнями - аметистами, топазами, рубинами. Золотой ниточки мастерицы украшали богатым узорочьем одежду, обувь, головные уборы. Полукруглая линия нарядного кокошника, жемчужная поднизь вокруг лица делали красавицей любую женщину, одаривали её цветущей пышностью, радостью красок, тем волнующим торжеством женственности, что пленяла и покоряла сердца. Великолепие красоты смягчало нравы, отводило зло, звало в царство любви и добра.

Тысячелетняя мудрость народа облагораживала высокое предназначение женщины, возвеличивала её материнскую будущность, поэтому и старалась каждую из своих дочерей сделать привлекательной, пробудить в ней лучшие качества. Иностранные гости, видевшие хоть раз жительниц северного края во всем великолепии традиционного костюма, единодушно утверждали, что такого уважения к женщине не встречали ни в какой другой стране.

Не менее поэтична и народная сказка. Она сохранила в себе торжество добра, чуткость, доверительные отношения между людьми. В ней - уважительно-светлое отношение к женщине, неприятие насилия, возвеличивание идеи брака по любви и свободному выбору. Эти особенности сказки давно подмечены исследователями. "Взгляд на женщину как на сильную и свободную личность, верного и преданного друга и помощника мужчине, установившийся, вероятно, еще в эпоху матриархата, сказка пронесла через века"(Новиков Н.В.)

Карельский народ отличался и до сих пор отличается своей яркой самобытностью - это подтверждается многими имеющимися материалами. Лучшие образцы народной одежды хранятся в Карельском краеведческом музее.

Праздничный женский наряд состоял из шелкового сарафана, белой с золотым шитьем рубахи (особенно в богатых, зажиточных семьях), поверх которых надевались или парчовая душегрея или распашной шугай (типа жакета). Рубахи, шитые из шелковых тканей, в обиходе назывались "китайкой", т.к шелковая ткань привозилась купцами из Китая. Одежда украшалась вышивкой, металлическим кружевом, позументом, шнуром, бисером, блестками, а также бусинками и часто бубенчиками, служившими, по представлению карельского народа, оберегами от несчастий и злых духов. Сарафаны шились также из бархата, парчи, штофа и одевались с коротеней - короткой (чуть ниже пояса) безрукавкой из дорогих тканей на лямках. В северных областях сохранился самый древний покрой женского сарафана, для которого характерно отсутствие швов по плечам и наличие дополнительных боковых клиньев. Переднюю часть сарафана украшали дорогим шитьем, а также пуговицами - медными, оловянными, серебрянными.

"Душегреи Русского народного Севера выделяются как подлинное произведение народного творчества, они сшиты из прямоугольного куска ткани (парчи или бархата) и таким образом кажутся сильно расклешеными: в верхней части ткань собрана в густые мелкие складки, в нижней - оставлена свободной и очень пышной. ...Отделывались позументом, жемчугом, вышивкой и шились из самых ярких, нарядных, часто золотых тканей... на дорогой шелковой подкладке или на меху"(Р.Кирсанова. Костюм в народной культуре).

Распашные шугаи имели длинные рукава, для утепления простегивались слоем ваты, воротники и манжеты украшались мехом. Костюм дополнялся жемчужным или бисерным ожерельем, шейной сеткой из жемчуга, серебряными цепочками, коралловыми, янтарными, сердоликовыми или стеклянными "с глазками" бусами. Любили корелянки и серьги - голубые с эмалью, ажурные с шумящими подвесками, жемчужные "бабочки". Запястья рук украшались серебряными или золотыми браслетами, а пальцы - дорогими кольцами.

Зимой носили шубы на меху с широким соболиным или песцовым воротником, на ноги одевали теплые меховые сапожки - прообраз современных, завоевавших весь мир кожаных женских сапогов.

Мужчины-карелы никогда не использовали в одежде кушаков. Они предпочитали и предпочитают подпоясываться надежным и прочным кожаным ремнем с медной или серебряной пряжкой. К ремню подвешивался нож с медной или серебряной узорчатой рукояткой. Ножны украшались металлическими накладками. О том же говорит руны "Калевалы" (руна 5 в переводе А.Мишина): "Нож за поясом у Вяйно был с серебряною ручкой..." Ворот рубахи застегивался медной или серебряной пряжкой. Обувь кожаная, нередко расшитая узором. Лаптей карелы не носили, надевали их в исключительных случаях при исполнении самой грязной работы. Женская обувь - кожаные туфли или тапочки с тремя петельками, сквозь которые протягивались кожаные ремешки (шнурки). Русское население, живущее в северных областях, также придерживалось установившихся традиций. "Ни Новгород, на Ладога не знали лаптей. Тут все ходили в кожаной обуви".(Знание-сила №5 1998г.)

Описание женского наряда в эпосе "Калевала"

Поэтичные руны древнего карело-финского эпоса "Калевала" немало строк посвятили богатству карельского женского наряда:

"...А сама хозяйка леса, подающая отраду, в золотом была браслете, в золотых на пальцах кольцах, головной убор из злата, в волосах златые ленты, а в ушах златые серьги и на шее крупный жемчуг..."

Согласно народному мировоззрению, чтобы девушка была привлекательной, ей надлежало заботиться о своем внешнем виде:"...ты одень из шелка ленты и из золота налобник, ты надень блестящий жемчуг, золотой на шею крестик, полотняную сорочку, шерстяное вынь ты платье из тончайшей мягкой шерсти, пояс шелковый наденешь, там возьмешь чулки из шелку, башмаки из тонкой кожи, заплети получше косы, лентой шелковой свяжи их, не забудь на пальцы кольца, золотые вынь запястья. ...Одевается богато, выбирает, что получше, и подвески золотые и серебряный кокошник, синий выбрала налобник, ленту красную на косу. ...Вот бежит слеза, другая слезы горькие стремятся от чулка с прошивкой красной на башмак золотом шитый".

Современная энциклопедия "Народы России" так характеризует "основные принципы имущественного права членов семьи карел: равные права во владении, единовластие главы семьи, ограничиваемое только всеми взрослыми членами семьи вместе, равное право в наследовании между холостыми и семейными братьями. Характерно совместное владение имуществом, коллективное участие в хозяйственно-бытовых делах. ...Основной формой духовной культуры карел являлось устное поэтическое творчество. Эпос "Калевала" считается одним из самых архаичных в мировом фольклоре. Он формировался в 1 тыс.н.э."

Большая часть рун, как это доказано учеными, создана в первой половине 1-го тысячелетия н.э., т.е в то время, когда происходило формирование карельского народа, как единой национальной общности (Евсеев В.Я., Жербин А.С.,Шаскольский И.П.). Антропологические данные говорят о том, что "карелы занимают особое место в восточноевропейском ареале народов и отличаются от эстонских, финских, саамских, русских. Прямые аналогии имеются в могильнике каменного века Звейниеки (Латвия). Видимо, протокарелы, оттесненные на территорию Карелии и находившиеся в изоляции, сохранили в своем антропологическом типе наиболее древние черты" (Кочкуркина С.И. Народы Карелии).

Одежда карел по данным археологии

Книга карельского ученого-археолога С.И.Кочкуркиной "Народы Карелии" богата фактическим материалом. В ней приведены интереснейшие данные, полученные в результате многолетних исследований памятников прошлого, расположенных на территории Карелии.

Вот что рассказывается в ней об одежде древних карел:

"Многочисленные ювелирные изделия отражают этнографические особенности женского древнекарельского костюма. Серебряные и медные застежки для прикрепления к волосам головного платка (сюкерё) свойственны только кореле, проживающей на Карельском перешейке. Уникальны и круглые выпуклые броши для застегивания ворота рубахи. Местом их производства могла быть Швеция, скорее всего о-в Готланд, поскольку именно здесь найдены предшественники карельских застежек. ...Крупные подковообразные с растительным узором фибулы (броши-застежки) давно получили в научной литературе название карельских.

Серебряные и медные цепедержатели являются яркой особенностью древнекарельской материальной культуры. Спиталевидные цепедержатели простой формы близки к аналогичным изделиям 11в., обнаруженным в Финляндии, а те, в свою очередь, восходят к более ранним образцам второй половины 2-го тысячелетия. Образцы усложненной формы и более крупные следует считать, видимо, типично местным изобретением. За пределами летописной корелы единичные экземпляры встречаются на островах Готланд и Саареаа, на Ижорском плато, у гор. Костромы, в гор. Орешке, в Новгороде.

В нагрудных украшениях между овально-выпуклыми фибулами и цепедержателями располагались пронизки, своей формой напоминающие букву Ф. Через них пропускался шнур, один конец которого привязывался к верхнему украшению, другой - к нижнему. К ушкам Ф-образных пронизок подвешивались украшения треугольной, ромбической, сердцевидной формы, в виде бубенчиков, лапок водоплавающей птицы. Характерны также для перми вычегодской.

На территории корелы получили распространение ножи с орнаментированными рукоятками, хранящимися в кожаных ножнах, которые украшались медно-бронзовыми пластинками. Независимо от того, где они производились и куда попадали в результате торгово-культурных контактов (находки в Швеции, на Ижорском плато, в г. Орешек, в Новгороде и др.), они являются предметами древнекарельской культуры.

Археологические материалы и некоторые берестяные грамоты (№130) с записями поборов с населения в виде домотканых шерстяных тканей свидетельствуют о высокой культуре ткачества у карел. ...Знакомо древним карелам плетение и тканье шерстяных и льняных лент, тесьмы, бахромы, шнурков, употреблявшихся для отделки женской одежды и шейных украшений. Узорчатая и гладкая тесьма получались при тканье на четырехугольных дощечках с отверстиями в углах. ...Найденные фрагменты льняной тесьмы имели узоры в виде елочки, ленточного переплетения (как у некоторых фибул и орнаментированных рукояток ножей). Привозными были парчовые ленты".

По материалам археологических исследований (могильник Кекомяки-1) составлено описание женской одежды 12-13 веков: "Белое безрукавное одеяние, окаймленное красно-коричневой узорчатой тесьмой, скреплялось на предплечьях овально-выпуклыми фибулами со "звериным" орнаментом, от который спускались последовательно Ф-образные пронизки с привесками, спиралевидные держатели цепей и железные цепи, заканчивающиеся с правой стороны копоушкой, с левой - ножом с орнаментированной рукоятью в ножнах. Тонкая льняная рубаха, отделанная тесьмой с серебряными нитями, застегивалась у ворота орнаментированной серебряной пластинчатой фибулой. Темно-серый передник, украшенный широкой полосой из медно-бронзовых спиралек, составляющих сложные композиции, представляет собой лучший образец северо-западного Приладожья и Финляндии. Головной платок синего цвета прикреплялся к волосам серебряной застежкой сюкерё и подковообразной фибулой карельского типа. Пальцы рук украшали перстни.

Мужчины носили шерстяные или льняные рубахи, скреплявшиеся у вороты маленькой застежкой. Кафтан шился из вяленой шерсти и на груди скреплялся фибулой. К кожаному с железными и бронзовыми пряжками привешивались нож в чехле, кресало, брусок. Некоторые носили берестяные ленты, обернутые тонкой тканью с нашитыми позолоченными серебряными пластинками и крестообразной подвеской в центре".

Образец древнекарельского наряда представлен в Музее археологии Карельского научного Центра Российской Академии наук.

Богатство женского наряда - богатство духовного мира

Все без исключения путешественники, побывавшие в Карелии, восторгались красотой и добротностью жилищ. "Первое, что поражает (в карельских селах) - необыкновенная чистота полов, стен, утвари... Здесь изба чистенькая, уютная, широко задуманная, ловко изложенная, удобна для ночлега, светлая, теплая, без запаха прогорклого дыма..., изба, могущая легко поспорить с любым постоялым двором любого уездного города. ...Коренные жители (карелы) сложения крепкого, большей частью белокурые. Выражение лица довольно приятное, особенно у женщин. Отличительные черты: сметливость, твердость в своем слове, гостеприимство и честность, так что случаи воровства в крестьянском быту довольно редки.

Простой народ любит разного рода увеселения, пиршества, любит собираться в хороводы. Карелы ходят из деревни в деревню на праздники, учрежденные исстари, на них приезжают гости из отдаленных мест. Отличаются искусством в постройке судов, приготовлении лодок, сшиваемых, вместо гвоздей, древесными корнями; они замечательны необыкновенной прочностью.

Карелы ...прекрасно сложены, кости правильно и хорошо развиты..., рот представляет красивый и прямой прорез, зубы чуть ли не всегда превосходны. Карел сказывается весьма красивым ртом, да таким, что за редкость и у (писаного красавца). ...Голова также ладно выкроена, брови славно снабжены волосом и расположены над глазами дугою. ...Седина появляется весьма поздно на шестом десятке. Карел всюду устраивается лучше и хозяйственнее, и не в пример (другим) живет получше и побогаче. ...Есть у карел какая-то врожденная жилка обустроится получше и жить не в свином котухе, а будто бы в хоромах" (Описание Российской империи Спб. 1843г.).

Заботясь о благополучии семьи, удобстве жилища, красоте женского наряда, в карельском народе никогда не было преклонения перед богатством, жажды наживы. В рунах "Калевалы" поется: "Лоухи, страны хозяйка, говорит слова такие: "не забочусь я о злате, в серебре я не нуждаюсь, золото - цветочки детям, серебро - коням оправа".

Богатства карельского народа нарабатывались веками, в них вкладывался труд многих поколений, оттого столь уважительно отношение к главным народным ценностям. "Запретил тут Вейномейнен... поколениям грядущим, возрастающему роду перед золотом склоняться, серебру уступку делать".

Прочная основа мировоззрения жителей карельского края - это те нравственные устои, сформированные много веков назад народным эпосом и именно к высшим духовным ценностям относятся строки "Калевалы": "Неразменно это злато, серебро неистощимо".

Богатство женского наряда - это одно из следствий духовного богатства карельского народа.

Выражаю благодарность сотрудникам Министерства культуры Республики Карелия и Государственного краеведческого музея за помощь, оказанную при подготовке статьи.

Karelinform.ru

Архив выпусков

 
-->